Прогрессивные матрицы Равенна
Цель: изучение логического мышления. Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру. Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях. Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур. Методические указания к проведению теста Процедура исследования: Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления». После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца). Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!». Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого. Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (что не относится к психической патологии). БЛАНК ФИО (№)___________________________________________________
Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня: 1 степень - более 95% - высокий интеллект; 2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего; 3 степень - 25-74% - интеллект средний; 4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего; 5 степень - ниже 5% - дефект. КЛЮЧ
ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА БАЛЛОВ
1-1
1-2
1-3
1-4
1-5
1-6
1-7
1-8
1-9
1-10
1-11
1-12
2-1
2-2
2-3
2-4
2-5
2-6
2-7
2-8
2-9
2-10
2-11
2-12
3-1
3-2
3-3
3-4
3-5
3-6
3-7
3-8
3-9
3-10
3-11
3-12
4-1
4-2
4-3
4-4
4-5
4-6
4-7
4-8
4-9
4-10
4-11
4-12
5-1
5-2
5-3
5-4
5-5
5-6
5-7
5-8
5-9
5-10
5-11
5-12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта деятельности [Текст] /Б.Г. Ананьев. – СПб.: ПИТЕР, 2001. 2. Ананьев, Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда [Текст] / Б.Г.Ананьев, Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов, А.В. Ярмоленко. – Москва, 1959. – 263с. 3. Артамонов, И.Д. Иллюзии зрения [Текст] /И.Д. Артамонов. – М., 2007. 4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации [Текст] /Под ред.А.Ф. Кудряшова. – СПб.: ПЕТРОКОМ, 1992. 5. Мышление: процесс, деятельность, общение [Текст] /Под ред.А.В. Брушлинского. 6. Общая психодиагностика [Текст] /Под ред.А.А. Бодалева. – СПб.: РЕЧЬ, 2008. 7. Платонов, К.К. Психологический практикум [Текст] /К.К. Платонов. 8. Практикум по возрастной психологии [Текст] /Под ред.Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: РЕЧЬ, 2006. – С. 157-235. 9. Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст] /Под ред.А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: ПИТЕР, 2005. 10. Практикум по психологии [Текст] /Под ред. А.Н Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2003. 11. Психологические тесты [Текст] / сост. М. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006. - С. 344 - 345, 350. 12. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] /Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: ПИТЕР, 2001. 13. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] /Под ред.Л.Ф. Бурлачук. – Киев: Наукова Думка, 2005. 14. Справочник практического психолога [Текст] /Под ред.С.Т. Посоховой. – СПб.: СОВА, 2005. ДЛЯ ЗАМЕТОК
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |