Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прогрессивные матрицы Равенна



2019-12-29 695 Обсуждений (0)
Прогрессивные матрицы Равенна 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: изучение логического мышления.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста

Процедура исследования: Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: «Приступить к выполнению теста» - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: «Всем закрыть таблицы». О предназначении данного теста можно сказать следующее: «Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления».

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: «На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан» (можно показать на примере одного образца).

Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем таблицы!». Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (что не относится к психической патологии).

БЛАНК

ФИО (№)___________________________________________________

 

№ задания А В С В Е
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
10          
11          
12          

Полученный суммарный показатель по специальной таблице переводится в проценты. При этом по специальной шкале различают 5 степеней интеллектуального уровня:

1 степень - более 95% - высокий интеллект;

2 степень - 75-94% - интеллект выше среднего;

3 степень - 25-74% - интеллект средний;

4 степень - 5-24% - интеллект ниже среднего;

5 степень - ниже 5% - дефект.

КЛЮЧ

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1-я серия 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2
2-я серия 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8
3-я серия 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2
4-я серия 3 4 3 8 7 5 5 4 1 2 5 6
5-я серия 7 6 8 2 1 6 1 3 6 2 4 5

 

ТАБЛИЦА ПЕРЕСЧЕТА БАЛЛОВ

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Сумма очков за правиль- ные ответы 143 и выше 142-129 128-115 114-101 100-87 86-73 72-59 58-45 44-0

 

 

Стимульный материал к методике Равена

1-1

 

1-2

 

 

1-3

 

 

 

1-4

 

 

1-5

 

 

1-6

 

 

1-7

 

 

1-8

 

 

 

1-9

 

 

1-10

 

 

 

1-11

 

 

 

1-12

 

 

 

2-1

 

 

2-2

 

2-3

 

 

2-4

 

 

2-5

 

 

2-6

 

 

2-7

 

 

 

2-8

 

 

2-9

 

 

 

2-10

 

 

 

2-11

 

 

2-12

 

 

 

3-1

 

 

 

3-2

 

 

 

3-3

 

 

 

 

3-4

 

 

 

3-5

 

 

 

3-6

 

 

 

3-7

 

 

 

3-8

 

 

3-9

 

 

 

3-10

 

 

 

3-11

 

 

 

3-12

 

 

 

4-1

 

 

 

4-2

 

 

 

 

4-3

 

 

 

4-4

 

 

 

4-5

 

 

 

4-6

 

 

4-7

 

 

 

4-8

 

 

4-9

 

 

 

4-10

 

 

 

4-11

 

 

 

 

4-12

 

 

 

5-1

 

 

 

5-2

 

 

 

5-3

 

 

 

5-4

 

 

 

5-5

 

 

5-6

 

 

 

5-7

 

 

 

5-8

 

 

5-9

 

 

5-10

 

 

 

5-11

 

 

5-12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта деятельности [Текст] /Б.Г. Ананьев. – СПб.: ПИТЕР, 2001.

2. Ананьев, Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда [Текст] / Б.Г.Ананьев, Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов, А.В. Ярмоленко. – Москва, 1959. – 263с.

3. Артамонов, И.Д. Иллюзии зрения [Текст] /И.Д. Артамонов. – М., 2007.

4. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации [Текст] /Под ред.А.Ф. Кудряшова. – СПб.: ПЕТРОКОМ, 1992.

5. Мышление: процесс, деятельность, общение [Текст] /Под ред.А.В. Брушлинского.

6. Общая психодиагностика [Текст] /Под ред.А.А. Бодалева. – СПб.: РЕЧЬ, 2008.

7. Платонов, К.К. Психологический практикум [Текст] /К.К. Платонов.

8. Практикум по возрастной психологии [Текст] /Под ред.Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: РЕЧЬ, 2006. – С. 157-235.

9. Практикум по общей и экспериментальной психологии [Текст] /Под ред.А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: ПИТЕР, 2005.

10. Практикум по психологии [Текст] /Под ред. А.Н Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2003.

11. Психологические тесты [Текст] / сост. М. С. Касьянов. - М.: Эксмо, 2006. - С. 344 - 345, 350.

12. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] /Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: ПИТЕР, 2001.

13. Словарь-справочник по психологической диагностике [Текст] /Под ред.Л.Ф. Бурлачук. – Киев: Наукова Думка, 2005.

14. Справочник практического психолога [Текст] /Под ред.С.Т. Посоховой. – СПб.: СОВА, 2005.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2019-12-29 695 Обсуждений (0)
Прогрессивные матрицы Равенна 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прогрессивные матрицы Равенна

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)