Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы постиндустриализации



2019-12-29 432 Обсуждений (0)
Проблемы постиндустриализации 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на то, что переход от индустриального к постиндустриальному обществу идет эволюционно, он, тем не менее, по­рождает серьезные конфликты внутри стран. Это усиление струк­турной и квалификационной безработицы, порожденное падаю­щим спросом на продукцию многих отраслей сферы материального производства (особенно на сырье и мате­риалы) и на малоквалифицированную рабочую силу в большин­стве отраслей, включая сферу услуг. Нарастают противоречия между той частью постиндустриального общества, которая обла­дает знаниями и образованием, и той частью, которая малоквалифицированна.

 России переход к постиндустриальному обществу осложня­ется экономическим кризисом, который привел не только к чрез­мерному сокращению производства во многих отраслях первич­ного и вторичного секторов, но и к ухудшению состояния таких отраслей третичного сектора, как наука и научное обслуживание, здравоохранение и физическая культура, жилищно-коммуналь­ное хозяйство, социальное обеспечение. В результате Россия по некоторым показателям не продвигается вперед к постиндустри­альному обществу, а отдаляется от него. В то же время по другим показателям (образование, компьютеризация) продвижение впе­ред продолжается.

 

Воздействие постиндустриализации на мировое хозяйство

Постиндустриализация ведет к глубоким изменениям не толь­ко внутри отдельных стран, но и в мировом хозяйстве, в частности:

изменяется структура производства и потребления мирово­го ВВП, постепенно сдвигаясь в сторону сферы услуг, которая в 10-е гг. росла темпами, составлявшими 3,4% в год, а в 90-е гг. – 1,6% (весь мировой ВВП соответственно 3,1 и 2,0%), в результате чего доля сферы услуг возросла с 53 до 63% в мировом ВВП;

все больший упор развитые страны делают на использование знаний, трудовых, а не природных ресурсов; переход на наукоемкие технологии замедляет спрос этих стран на природные ресурсы. Продолжается снижение в мировой торговле доли продукции сельского хозяйства и добывающей промышленности (хотя доля энергоресурсов в отдельные периоды повышалась). В 1937 году на эту продукцию приходился 61% мирового экспорта товаров, в 1960 г. – 45%, в 1996 г. – 23% (остальное составляли изделия обрабатывающей промышленности, т.е. готовые изделия);

быстро растет международная торговля знаниями (между­народная передача технологии). Так, у США, крупнейшего в мире экспортера знаний, экспорт товаров за 1989-1996 гг. вырос в 1,8 раза, экспорт услуг – в 1,8 раза (со 128 до 235 млрд. долл.), а такая составная часть экспорта услуг, как поступления от продажи патентов, лицензий и авторских прав, возросла в 2,2 раза (с 14 до млрд. долл.) и одновременно в 3 раза возрос их импорт (с 2,5 ко 7,5 млрд. долл.);

обилие и доступность экономической информации в соче­тании с удешевлением средств связи и транспорта стало мощным стимулом для международного движения капитала. Так, ТНК, рас­полагая свежей информацией о положении дел во всех странах мира, имеют возможность создавать в них свои филиалы, а совре­менная связь позволяет этим филиалам посылать свою отчетность в штаб-квартиры ТНК даже ежедневно, если это необходимо.

Глобализация

В структуре международной торговли наблюдается прогрессирующее увеличение сектора услуг (транспорт, туризм и т.д.) конце 1990-х гг., по данным МВФ, в мировом экспорте услуги составляли около трети. Росту международной торговли товарами услугами способствует распространение информации о них Интернет. По оценкам специалистов, сейчас более половины приятий в мире находят выгодных партнеров, предлагая свои про­дукты в Интернете.

Распространение сведений о товарах и услугах через Интернет повышает рентабельность бизнеса, так как это самый экономичный способ информирования потенциальных покупателей. Причем Интернет позволяет получить обратную связь, передавать самую сложнейшую и детальную информацию. Интернет дополняет и совершенствует традиционные торговые и транспортные технологии, позволяет формировать на биржах и в электронных торговых системах мировые цены на основные товары и услуги. Мировые цены очень чутко реагируют на различные события в экономике и поли­тике ведущих стран мира.

Высокие темпы роста международного обмена товарами, услуга­ми, информацией, капиталом свидетельствует о том, что значитель­но возросла взаимозависимость национальных экономик, причем темпы роста международного обмена намного опережают экономи­ческий рост даже самых динамично развивающихся стран. Это зна­чит, что мировая экономика приобретает не просто торговую, но в большей мере производственную целостность.

Процессы нарастания уровня взаимодействия, взаимозависимо­сти национальных экономик, небывалое увеличение и ускорение торговли товарами и услугами, обмена капиталами и укрепление транснационального капитала, образование единого финансового рынка, появление принципиально новых сетевых компьютерных технологий, образование и укрепление транснациональных бан­ков и корпораций получили названия глобализации мировой эко­номики.

Глобализация представляет собой всемирный процесс, взаи­мосвязывающий национальные социально-экономические образова­ния в единую мировую экономическую и общественную систему. Главное в процессе современной глобализации – это становление сис­темы глобального управления, во-первых, ресурсами планеты; во-вторых, перераспределением мирового дохода и всей экономической деятельностью системы; в-третьих, формированием сложноподчиненной геоэкономической конструкции.

Глобализация касается, пожалуй, всех процессов, протекающих в экономике, идеологии, праве, научной деятельности, экологии. Процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств (конвергенции) поддерживаются и подкрепляются процессом сближения законодательств, нормативов, а возможно неформальных социальных институтов (правил поведения, традиций и т.д.)

Большое влияние на процесс глобализации оказывают ООН и международные экономические и финансовые организации: международный валютный фонд, Всемирная торговая организация, Всемирный банк и другие.

Телевидение и Интернет также оказывают тошное воздействие на жизнь и сознание людей, создавая, порой незаметно, единые стереотипы мышления, поведения. Средства мас­совой информации делают известной практически мгновенно лю­бую информацию, подавая ее тем или иным образом, формируют определенное отношение к событиям, известным людям, политиче­ским деятелям.

Главным фактором глобализации воспроизводственных процессов стали транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ). Большинство современных международных корпораций имеют форму ТНК. ТНК называются компании, в кото­рых главная часть принадлежит одной стране, а филиалы и прямые портфельные инвестиции осуществляются во многих странах мира. В настоящее время в мировой экономике насчитывается около 60 тыс. основных компаний ТНК и более 500 их зарубежных филиалов. ТНК осуществляют контроль над, примерно, половиной мирового промышленного производства и над более чем половиной внешней торговли. Они контролируют четыре пятых всех мировых патентов и лицензий на новейшую технику и технологию. ТНК практически полностью контролируют мировой рынок большей части (от 75% до 90%) сельскохозяйственных товаров (кофе, пшеница, кукуруза, табак, чай, бананы и др.).

В экономически развитых государствах ТНК осуществляют ос­новную долю экспортных поставок страны. Например, в США доля ТНК в экспорте — около 50%, в Великобритании — 80%. В целом доля ТНК составляет 25% мирового объема продаж, из них около трети продукции ТНК производят их зарубежные филиалы. В ТНК 70% международных платежей по кредитам и лицензиям проходят между главной организацией корпорации и её зарубежными фи­лиалами.

В числе 100 крупнейших ТНК ведущая роль принадлежит аме­риканским: 27 ТНК базируются в США (на их долю приходится более 30% совокупных зарубежных активов). Конкуренцию северо­американским корпорациям составляют 17 японских компаний: их совокупные зарубежные активы составляют 15,7% от показателей первой сотни. Западноевропейских, корпораций в конце 1990-х гг. насчитывалось более 45.

В условиях происходящей глобализации конкуренция между ТНК усиливается. В конце 1990-х гг. число западноевропейских корпо­раций увеличилось, а североамериканских и японских - уменьшилось. Но доминируют все же североамериканские. Общий объем их зарубежных активов в два раза больше японских и более чем в два раза превышает показатель немецких ТНК.

Конкуренция между крупнейшими корпорациями ведет не толь­ко к слиянию и взаимному приобретению ранее самостоятель­ных компаний. В последнее время складываются совершенно новые транснациональные структуры. Слияния и поглощения охватывают новейшие отрасли экономики: связь и телекоммуникации (например, слияние крупнейшей «интернетовской» компании «Америка Онлайн» и телекоммуникационной компании «Тайм Усрнер»).

Процесс интеграции

Интеграция представляет со­бой одну из современных форм интернационализации международ­ной экономической жизни.

В экономической интеграции участвуют от двух и более госу­дарств. Страны, участвующие в экономической интеграции, осуще­ствляют согласованную политику по взаимодействию и взаимопро­никновению национальных воспроизводственных процессов.

 Участ­ники интеграционного процесса формируют взаимно устойчивые связи не только в форме торговли, но и прочное техническое, техно­логическое и финансовое взаимодействие. Высшей стадией интег­рационного процесса станет создание единого экономического орга­низма, проводящего единую политику.

В настоящее время процесс интеграции проходит на всех конти­нентах. Сложились различные по прочности и степени зрелости торгово-экономические блоки. Сейчас функционируют с различной эффективностью около 90 региональных торговых и экономиче­ских соглашений и договоренностей.

Участники интеграции объединяют свои усилия в производствен­ной и финансовой кооперации, что дает им возможность снижать издержки производства и проводить единую экономическую поли­тику на мировом рынке.

 

Информатизация

Информатизация развивается на основе развития средств свя­зи. Связь стала одной из стремительно развивающихся отраслей экономики, составляя около 20% мирового валового продукта. Тем­пы роста этой отрасли одни из самых высоких по сравнению с другими отраслями. Новые технологии, применяемые в связи, по­зволили поднять на недоступный прежде уровень скорость переда­чи информации и ее объемы. Например, оптоволоконные кабели имеют производительность, превосходящую медные кабели пример­но в 200 раз. Развитые страны мира уже связаны между собой данными видами связи.

Широкое распространение получила во многих странах мира мобильная связь. В России также высоки темпы роста систем мо­бильной связи, хотя охват регионов страны мобильной связью очень неравномерный. Однако постепенно происходит снижение тарифов этих систем, и они становятся даже конкурентами проводной теле­фонной связи.

Ведется работа по созданию единой мировой мобильной связи на основе около 60 стационарно действующих спутников. Уже сло­жилась мировая спутниковая система связи, в которую входят око­ло сотни спутников связи и сеть наземных ретрансляторов. Миро­вая спутниковая система дополнена национальными системами связи.

Идет работа над созданием мировой спутниковой компьютерной сети, которая бы соединила персональных пользователей компью­терами через Интернет в глобальную систему.

Достижения в разработке и практическом применении новей­ших технологий наряду с углубляющейся специализацией и укреп­лением кооперационных связей привели к невиданным прежде тем­пам роста международной торговли – более 6% в год с середины 1980-х до середины 1990-х гг. Объем международной торговли со­ставляет в настоящее время 6 трлн. дол. Еще быстрее возрастал обмен услугами. За тот же период их объем увеличился в 2,4 раза и оценивается к настоящему времени в 1,5 трлн. дол. Международ­ный валютный фонд (МВФ) отмечает динамику международной торговли: ежегодные темпы роста оборотов составляют около 8%, что более чем двукратно превышает среднегодовой рост объемов промышленного производства.

Ускорению международных торговых связей способствовали распространение и «унификация» правил бытового поведения, оп­ределенная «стандартизация» представлений людей об условиях жизни. Эти стандарты жизни и поведения распространяются как посредством мировой массовой культуры (кинофильмы, рекламные ролики), так и посредством потребления стандартной, производи­мой мировыми гигантскими корпорациями продукции: пищевых то­варов, одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей и т.д. Новые товары обязательно широко рекламируются, завоевывая практиче­ски весь мир. Расходы на рекламу занимают в цене товаров все больший удельный вес.

Практически весь мир пользуется едиными маркетинговыми тех­нологиями, едиными приемами обслуживания, сбытовыми технологиями.

 

Интернационализация

 

Интернационализацию международных экономических отношений можно зримо ощутить на любом современном предприятии. На пред­приятии, как правило, вы можете увидеть техническое оборудование из самых разных стран (Бельгии, Швеции, Германии и т. д.). Одно­временно предприятие может работать по лицензии и патентам США, Японии и других стран.

Процесс интернационализации международных экономических отношений в наши дни развивается очень быстро. Существенную роль здесь играет бурное развитие научно-технического прогресса. Благодаря современным средствам транспорта географические расстояния между странами и континентами стремительно сокращают­ся. Телекоммуникационные системы позволяют в считанные минуты установить деловые контакты между фирмами, находящимися в са­мых различных точках планеты. Все более глубокая специализация национального производства побуждает каждую страну искать но­вые ниши на мировых рынках и увеличивать экспортную квоту, т. е. направить возможно большую часть своего ВВП для реализации за пределами национальных границ. Национальные компании все охот­нее идут на привлечение к своей деятельности иностранного капита­ла и в то же время создают дочерние предприятия и филиалы за ру­бежом. Интенсивно растет число международных компаний и совме­стных предприятий (СП).

Процесс интернационализации международных экономических отношений в наши дни обретает следующие черты:

ü Формируются новые международные валютные зоны, в каж­дую из которых входят десятки стран. Сегодня можно говорить о нескольких таких зонах, где основной валютой стали или становит­ся американский доллар, японская иена, евро.

ü Современная экономическая интеграция означает не только свободное перемещение капиталов, товаров и услуг, рабочей силы. Национальные государства все чаще делегируют часть своего суве­ренитета наднациональным органам. Одним из примеров тому мо­жет служить Европейский Союз (ЕС).

ü Интернационализация международных экономических отноше­ний сегодня входит в качественно новый этап – глобализацию.

Термин «интернационализация хозяйственной жизни» означает участие страны в мировом хозяйстве.

Уровень участия страны в мировом хозяйстве (уровень интер­национализации национальной экономики) измеряется целым рядом показателей.

Прежде всего, это показатели участия в мировой торговле. Так, часто подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экспорта к ВВП страны. Этот показатель нельзя трактовать как долю экс­порта во всем объеме ВВП, потому что экспорт учитывается по ценам экспортируемых товаров и услуг, а ВВП – только по до­бавленной стоимости. Тем не менее, величина экспортной квоты говорит о важности экспорта для национальной экономики. Наконец, иногда сопоставляют долю страны в мировом экспорте с ее долей в мировом ВВП по паритету покупательной способности, чтобы определить, насколько активно страна уча­ствует в международной торговле.

Важны и абсолютные показатели интернационализации, на­пример, стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу на­селения.

Показателями участия страны в международном движении других факторов производства могут быть доля иностранной ра­бочей силы в общей численности занятых или численность заня­той за рубежом отечественной рабочей силы, доля иностранных патентов и лицензий в общей численности зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта тех­нологии и управленческих услуг.

Хотя уровень интернационализации национальных экономик растет, этот процесс идет не прямолинейно. До сих пор не достигнуто и вряд ли будет превзойдено существовавшее соотно­шение между вывозом капитала и внутренними капиталовложе­ниями в ведущих странах Западной Европы (накануне Первой ми­ровой войны Великобритания экспортировала капитала больше, чем инвестировала у себя дома). К тому же процесс интернаци­онализации идет с различной скоростью в разных регионах мира. Вероятно, сейчас он наиболее интенсивен в наиболее динамичных регионах Восточной и Юго-Восточной Азии.

 



2019-12-29 432 Обсуждений (0)
Проблемы постиндустриализации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы постиндустриализации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)