Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вовлеченность в интернет как проявление активности пользователей



2019-12-29 235 Обсуждений (0)
Вовлеченность в интернет как проявление активности пользователей 0.00 из 5.00 0 оценок




Интернет — глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов. Служит физической основой для Всемирной паутины.[47]

Обозначим рабочее понятие, использованное в тексте исследования. Понятие «вовлеченность» используется в психотерапевтическом контексте. Так, психолог Г. Грубальская обозначает: «Быть вовлечённым - значит обнаруживать своё присутствие в определённом месте и в определённом времени. Позволять происходящему в данной ситуации обладать значимостью для себя, быть открытым его воздействию. И не только самому быть в этом, присутствовать, но и позволять окружающим узнавать себя» [50]. Присутствие является необходимым элементом психотерапевтического контакта.

В организационной психологии также используется конструкт «вовлеченность», под которым понимается: желание предпринимать личные усилия, вносить свой вклад как член организации для достижения ее целей.

Таким образом, вовлеченность понимается как особенность поведения, имеющая позитивный смысл в общении и деятельности.

В рамках психологии рекламы и маркетинга можно обнаружить попытки использовать данного понятия для решения прикладных задач. К Мозер отмечает, что социально-психологический подход предполагает связь вовлеченности и Я-концепции, собственной персоны. При том, что в психологии рекламы подчеркивается глубина обработки информации [24]. Ссылаясь на англоязычных авторов, Мозер указывает, что Эндрюс и др. (Andrews и др., 1990) определяли вовлеченность как индивидуальное внутреннее состояние активизации, которое может обладать различной интенсивностью, направлено на различные объекты и имеет различную продолжительность. Другое определение по Гринвальду и Ливитту описывает вовлеченность как качественно различаемые ступени активности и внимания.

Опираясь на представленные подходы определимся, что в данной работе под вовлеченностью понимается активность, направленная на различные объекты, обладающая различной степенью интенсивности и продолжительности, реализуемая как деятельность и общение. Вовлеченность предполагает собственную активность субъекта. Структурно можно выделить: 

- эмоциональную составляющую - переживание эмоций при осуществлении активности, связанных с объектом и самим субъектом;

- когнитивную составляющую, отражающие представления, мысли, убеждения относительно объекта активности;

- поведенческую, представляющую формы и количественные характеристики реализуемой активности. 

    Тогда, вовлеченность в интернет – это активность, проявляемая в интернет пространстве, имеющая различную интенсивность и продолжительность, характеризуемая эмоциональной, поведенческой и когнитивной сторонами.[28]

Далее охарактеризуем особенности общения, реализуемые в виртуальной среде Жичкина А. С., Мишенкова Е. С. , Нестеров В. К, Паровозов И. Г., Шевченко И. А выделяют особенности общения через Интернет:

1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.

3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

4. Затрудненность эмоционального компонента общения, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения. [3;117]

Однако наличие неограниченных возможностей и относительной свободы поведении в Сети не рассматривается, как предоставление каждому права делать в интернете все, что хочется. Как и в реальном мире, в интернете должны действовать некоторые социальные регуляторы поведения. Попытки принять такие нормы предпринимаются давно, однако их эффективность пока не высока.

Основная причина слабости норм внутрисетевого поведения заключается в том, что распространяются они только на отдельные, связанные сообщества пользователей Сети. Внутри такого сообщества применяемые нормы саморегулирования эффективны и могут быть легко донесены до каждого пользователя. Вне устойчивого круга общения эти нормы, тоже могут применяться, но их регулирование функции резко снижаются. А в случае прогрессирующего дробления общающихся на отдельные, мало связанные друг с другом сообщества, подобные нормы становятся тяжело распространять и многим они не слишком хорошо известны. [44; 217]

Правила следует воспринимать как взаимную договоренность об определенном интерфейсе взаимодействия . Введение базовых понятий и норм поведения позволяет определить общую структуру взаимодействия и избежать ненужных конфликтов. [8;74]

Причинами обращения к Интернету как инструменту общения могут быть:

1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста. [27]

Еще одна общая тенденция, связанная со спецификой коммуникации в интернет может быть определена и как обобществление личной памяти. Использование сетевых информационных приложений все чаще оказывается предпочтительным для работы не только с глобальными информационными ресурсами, но и с собственными записями. Практически все развитые сетевые сервисы поддерживают индивидуальную работу со своими пользователями и выделяют им пространство для хранения личных записей. Для этого достаточно подключиться к Сети из любого места на планете и воспользоваться простым web-браузером. В связи с этим все большее распространение получают так называемые блоги, которые постепенно превращаются из личных дневников в очень популярные источники информации и средства общения.

Уникальные возможности для самовыражения дают такие интерактивные формы общения и Интернете, как всевозможные чаты, форумы, разновидности электронной почты, телеконференции и т. д. Их сиюминутность также облегчает коммуникацию, снимая груз ответственности за долгосрочность последствий. Итак, интернет развивается и за счет расширения форм коммуникации.[9]

Многие исследователи обращают внимание на динамику языка в формате интернета.

Интернет активизирует внимание к тем языковым средствам, которыми он пользуется . Кроме того, новые личности становятся творцами новых вербальных и невербальных средств высказывания и общения, творят не только само виртуальное пространство, на котором этот социум общается. Виртуальные личности могут сообщаться друг с другом только посредствам письменных текстов, которые создаются в условиях режима реального времени и подвержены влиянию спонтанной устной разговорной речи. Текст и личность в виртуальной реальности становятся равнозначны , следовательно, значение письменного, произносимого текста сильно возрастает. Потребность в научном осмыслении данного лингвистического факта привела к возникновению нового термина: «письменное произношение». Функцию интонационных конструкций в таком случае принимают на себя так называемые смайлики, которые помогают собеседнику выразить экспрессивно-эмоциональную окраску высказываний. [32]

Язык становится не только средством общения, но и средством создания виртуальной реальности, так как искусственные языки программирования являются лишь технологическим средством, благодаря которому интернет работает, а подлинным языком виртуального сообщества оказываются естественные языки аудитории пользователей.[6]

В то же время раскрепощению личности в Интернете, ликвидация психологических барьеров, смещение акцента с результата, то есть с потребления текстов, на сотворческий процесс их создания несомненно вызовут волну языкового творчества нового отношения к русскому языку , не только как к средству, но и как к форме выражения собственных творческих способностей.

Гипертекст- новый способ мышления в языковом отражении. В рунете интертекстуальность особенно востребована, так как многозначностью характеризуются не только русскоязычная интонация, но и лексика и синтаксис в русском языке. Следовательно, гипертекст в рунете, помимо своей углубленной познавательной функции, обладает способностью передавать богатые смысловые оттенки того или иного интернет-высказывания. [30]

Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована, поэтому общение в чате все-таки не обходится без телесности. В первую очередь определенным образом компенсирован «эмоциональный дефицит» путем введения в виртуальный дискурс суррогатных, частично типизированных эмоциональных реакций- «смайликов» (от английского «smile»- «улыбка»), которые получили чрезвычайно широкое распространение. 

Помимо «смайликов» компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном общении используются так называемые «капс» ( от английского «Caps Lock»- блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части ее Заглавными буквами), который повсеместно в Сети трактуется как повышение голоса. Недостаточность или невозможность передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными или знаковыми аналогами – большим количеством восклицательных знаков, « традиционно русской лексикой» (чаще всего передаваемой латиницей ), средствами из других речевых жанров. [26]

Благодаря интернету интенсивно стала развиваться интертекстуальность текста, а гипертекст- новый способ мышления в языковом отражении. Изменение сознания личности в интернете, формирование нового, сетевого образа жизни и мышления существенно влияют на языковую ситуацию.

Основным новшеством виртуальной реальности является изменение условий для взаимодействия людей, в том числе, и на языковом уровне. Порождение внешней реальностью, интернет-пространство может существовать только при условии активной человеческой деятельности, по его созданию и развитию. Оно является реальным, живым человеческим мышлением, воплощенном виде текста в его новом обличье, совмещающее в себе не только словесное высказывание, но и цвет, звук, графику и анимацию. [13]

Обозначим позитивные стороны интернет общения.

Общение в интернет может способствовать развитию личности. Широта распространения и доступность Интернета способствует максимальному вовлечению людей в процессы создания, обмена и потребления разнообразной информации. Иногда эти процессы носят творческий и познавательный характер, иногда утоляя просто жажду общения. Общение в Сети сопряжено с получением эстетического удовольствия, удовлетворением любознательности, знакомством с единомышленниками. Интернет стал важным и удобным инструментом раскрытия творческого потенциала человека, а также средством для установления и развития личных контактов независимо от того, как далеко друг от друга живут собеседники, к каким социальным или этническим группам они относятся. Свобода общения и передача информации- это одна из наиболее значимых особенностей Интернета.

В виртуальном мире личность надевает маску, которая облегчает процесс коммуникации, снимает психологические барьеры, высвобождает творческое « я».

В коммуникации в Интернет теряет свое значение невербальные средства общения. В интернете в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем облике: их полов, возрастом, социальным статусом, внешней привлекательностью или непривлекательностью, а также коммуникативной компетентностью человека, а точнее, невербальной частью коммуникативной компетентности.[12; 17]

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации- возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору, и быть тем, кем он в реальном мире не является.

В текстовой коммуникации в интернете люди часто создают себе так называемые «виртуальные личности», описывая себя определенным образом. Виртуальная личность наделяется именем, чаще псевдонимом. Псевдоним называется «nick». Из «ников» встречаемых в интернете можно составить целую портретную галерею.[50]

При создании «виртуальных личностей», возникает вопрос о соотношении «Я» реального с виртуальной личностью и о границах с самопрезентации. По данным, из статьи А. Жичкиной, проведенного ей личностного дифференциала, виртуальная личность более раскованна, является более эпатирующей и менее социально желательной по сравнению с реальным, и тем более, по сравнению с идеальным «Я». [42]

Итак, интернет общение может способствовать раскрытию творческого потенциала личности, преодолению психологических барьеров, препятствующих реальному общению. Конечно. Это привлекательные возможности. Поэтому, вероятно возникновение значительной поглощенности виртуальной средой.

Обратимся к понятию «интернет-зависимость». Термин "зависимость" (addiction) был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путем ассоциации ее с характерными социальными и психологическими проблемами. Всего может наблюдаться от 1 до 10 симптомов, в которые входят чрезмерное время, проводимое в сети, увеличивающееся беспокойство при нахождении в реальном мире, ложь или скрывание количества времени, проведенного в киберпространстве или же вялое функционирование в реальном мире. Частично это исследование доказывает, что злоупотребление Интернетом ведет к социальной изоляции, увеличивающейся депрессии, распаду семьи, неудачам в учебе, финансовому неблагополучию и к потере работы.

Кимберли С. Янг было выделено пять главных подтипов основного диагноза “интернет-зависимость”, которые характеризуют, к чему именно пристрастился человек: киберсекс, виртуальные знакомства, пристрастие к онлайновым биржевым торгам и азартным играм, навязчивый серфинг, наконец, один из самых популярных случаев, пристрастие к компьютерным играм. Для успешного лечения необходимо, чтобы человек осознал, что он болен, после чего предпринимаются попытки избавить пациента от его сексуальных комплексов, которые часто являются следствием комплекса неполноценности. Также весьма эффективным оказывается переключение внимания человека на его семью или обучение различным социальным навыкам. [14; 34]

Таким образом, можно заметить, что с одной стороны интернет предоставляет возможности для развития личности, с другой – может способствовать развитию зависимости. В случае использования интернета, не достигающего уровня зависимости можно предположить наличие как позитивных, так и негативных следствий для личности и ее активности в реальном мире. Причем, как следует из исследований интернет зависимости, возрастание вовлеченности в интернет после некоторого уровня способствует развитию неблагоприятных следствий. 

Далее опишем возможности интернет пространства как деятельностной среды. На современном этапе - интернет играет обучающую и информационную роль в жизни общества.

Деятельность человека в Интернете является видом деятельности, который имеет мотивационную основу. Среди исследователей мотивации пользователей Интернет отметим работу А.Е.Войскунского и О.Н.Арестовой. Они приводят следующую классификацию мотивов пользователей Интернет:

1. Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в
Интернете является составной частью профессиональной деятельности,
направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может
быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с
определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и так далее. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

2. Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых
знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от
направленности познавательного интереса пользователя. Предметом
познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые
люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

3. Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется
поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом
мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер, как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в Интернете служит индикатором корпоративной мотивации.

5. Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления - самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта.

6. Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают
важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления
функционального состояния работоспособности, игра и рекреация является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

7. Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.

8. Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть
пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную
личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных
возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, высказываний в телеконференциях, ресурсов WWW и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.[48; 75-77]

 

 



2019-12-29 235 Обсуждений (0)
Вовлеченность в интернет как проявление активности пользователей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вовлеченность в интернет как проявление активности пользователей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (235)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)