Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выводы по первой главе



2019-12-29 195 Обсуждений (0)
Выводы по первой главе 0.00 из 5.00 0 оценок




    1. В отечественной психологии большинство исследований образа мира осуществлялось в рамках деятельностного подхода, в котором рассматриваются: понятие образа мира как социального и деятельностного феномена; структура образа мира; соотношение образа мира с реальностью; взаимная детерминация образа мира и реального мира через деятельность и общение. В зарубежной психологии в русле когнитивно - ориентированных исследований рассматривается проблема влияния самого субъекта на процесс переработки информации, то есть проблема образа мира как личностного феномена; в работах представителей социального конструкционизма образ мира рассматривается как продукт социального взаимодействия.

2. Образ мира содержит общекультурные и уникальные составляющие. Общие части образа мира могут характеризовать определенные социальные группы, выделенные по возрастному, этническому, профессиональному, историческому признакам. Таким образом, у нас есть основания предполагать, что можно обнаружить общие составляющие образа мира у интернет пользователей, как людей определенной возрастной группы, имеющих общий опыт общения и деятельности в специфической среде.

3. В индивидуальной модели мира В.М. Смиронов выделяет наиболее часто встречающиеся критерии оценки субъективного отношения к миру и миропонимания, на основе которых личность строит свое взаимодействие с миром, которые образуют четыре обобщающих категориях миропонимания: хаотичность, антагонистичность, механистичность, организмичность. Это позволяет диагностировать индивидуальные и коллективные представления о мире. Измерение образа мира возможно посредством психосемантического дифференциала, который позволяет реконструировать личностные смыслы, социальные установки, стереотипы. Каждый такой фактор в семантическом дифференциале является имплицитным смысловым конструктом, выражающим значимость для субъекта объекта и явлений действительности.

4. Понятие «вовлеченность» используется в психотерапии, организационной психологии, психологии рекламы для обозначения особенности активности субъекта, реализуемой в формате деятельности и общения, имеющей позитивный смысл для самого человека. Обобщив понимание слова в разных контекстах сформулируем рабочее определение понятия: вовлеченность в интернет – это активность, проявляемая в интернет пространстве, имеющая различную интенсивность и продолжительность, характеризуемая эмоциональной, поведенческой и когнитивной сторонами. Эмоциональная составляющая - это переживание эмоций при осуществлении активности, связанных с объектом и самим субъектом; когнитивная составляющая отражает представления, мысли, убеждения относительно объекта активности; поведенческая - представляет формы и количественные характеристики реализуемой активности. 

5. К особенностям общения в интернете можно отнести следующее: анонимность, своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации, добровольность и желательность контактов, затрудненность эмоционального компонента общения, стремление к нетипичному, ненормативному поведению, расширения форм интернет коммуникации. Таким образом, интернет общение может способствовать раскрытию творческого потенциала личности, преодолению психологических барьеров, препятствующих реальному общению. При этом слишком высокий уровень включенности в виртуальную среду может способствовать формированию зависимости. В случае использования интернета, не достигающего уровня зависимости можно предположить наличие как позитивных, так и негативных следствий для личности и ее активности в реальном мире. Деятельность в сети может быть охарактеризована при помощи традиционных понятий теории деятельности.

6. К психологическим особенностям Интернет-культуры относят следующие: стимулирование формирования специфической картины мира, в которой отражается информации о случайном, новом, ненормативном, не вписывающемся в жесткие рамки устоявшихся представлений; восприятия мира Интернета как открытого, независимого и, в то же время как навязывающего правила, нормы, оказывающего давление на личность. Таким образом, можно утверждать, что вовлеченность в интернет способствует складыванию специфического образа мира, в тоже время особенности виртуальной среды оказываются привлекательны для группы, обладающей определенными личностными характеристиками. Это позволяет обосновать необходимость исследования именно взаимосвязи данных феноменов. При этом не ясно, как связаны различные составляющие вовлеченности в интернет и особенности образа мира на смысловом уровне.


Раздел II . Эмпирическое исследование особенностей образа мира у интернет-пользователей с разной степенью вовлеченности

Обоснование гипотезы

Наша гипотеза заключается в следующем: с ростом вовлеченности в интернет изменяется образ мира: снижается оценка его активности; привлекательности; изменяется метафорическая модель мира, используемая для понимания мира

Для ее обоснования можно обратиться к мнению Чудовой Н. В., которая пишет о том, что если использование интернета обусловлено прагматическим целями, осознанными потребностями, то он не становиться особой реальностью в жизни пользователя.

 «Если же пребывание в Интернете из цели превращается в мотив, то информационные возможности Сети позволяют человеку осуществлять погружение в виртуальную реальность - целостную, активную и автономную среду обитания».[43]

Но в сетевом взаимодействии человек вступает в опосредованный интерфейсом контакт не только с самим собой, но и с реальным миром, поскольку, Интернет-ресурсы поддерживают не только фактический диалог. Поэтому в целом механизм «встречи в субъективном пространстве» и в Интернет-среде позволяет осуществить полноценную познавательную активность. В связи с этим само создаваемое субъективное пространство, отличается от описанного Е. Ю. Артемьевой, так как возникает во внешнем плане, хотя и обладающим лишь знаковой воплощенностью, мире [5]. Итак, Интернет обладает качествами, позволяющими его сравнивать с реальностью по степени ее значимости для человека, погруженными в виртуальность.

Если интернет становиться миром для пользователя, то вероятно происходит трансформация оценок реальности. По определению Короленко и Сигала [23], по мере пребывания интернет-пользователя в сети, уходя от реального мира, он обустраивает или создает интернет мир, тем самым обесценивая мир реальный. Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводит все больше времени в Сети. Возможность уйти от реальности: на сегодняшний день можно утверждать, что Интернет стал одним из видов "буферной" реальности, предохраняющей личность от прямого соприкосновения с реальным миром, реальным человеческим общением. Неспособность контролировать пребывание в виртуальных мирах может привести к тому, что реальный мир потеряет свою привлекательность. Итак, по мере погружения в интернет происходит снижение значимости, привлекательности реальности.

Одним из способов понимания реального мира являющегося сложным и важным объектом для человека является использование метафор и образов. Активная деятельность в новом жизненном пространстве, вероятно, скажется и на метафорическом образе мира. Каким образом взаимосвязаны метафорическая модель мира и вовлеченность в интернет предсказать достаточно сложно в виду недостаточности данных, но можно предположить, что будет снижаться выраженность организмической модели, свидетельствующая о комфортности, гармоничности реальности для человека.

Методики исследования

Итак, мы рассмотрели основные проблемы в разработке понятия образа мира и особенностей среды Интернет.

Проведенное нами эмпирическое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Содержательный анализ существующих методик изучения образа мира.

2. Эмпирическое исследование.

3. Анализ полученных данных.

В эмпирической части нашей работы мы ставили перед собой следующиезадачи:

1. Выявить особенности активности в сети у пользователей Интернет.

2. Выявить модель мира интернет-пользователей.

3. Исследовать взаимосвязи между уровнем вовлеченности в интернет и показателями образа мира. 

В соответствии с целью и задачами исследования были выбраны следующие методики:

 

Анкетный опрос

Назначение: получение подробной информации об отношении пользователей к Интернет, количестве времени, проводимом в нем, особенностях поведения и общения в сети и в реальной жизни [см. Приложение А].

Стимульный материал: анкета состоит из 18 вопросов.

 Часть вопросов были направлены на выявление количественных показателей интернет активности. Это вопросы: № 1,6,7,8, 15. Значение интенсивности активности в интернете (частота использования различных интернет ресурсов) отмечает А. М. Хайнтин [41; 47]. При разработке анкеты мы опирались на работы Жичкиной А. С. [9], Милакова А. В. [26], Мишенковой Е. С. [27], Паровозова И. Г.[32], Кастельса М. Г.[12;168], Гравина А. А. [8; 302].

В анкету входят вопросы, в которых предполагается сделать выбор одного варианта из предложенных и семибальные шкал, позволяющие оценить выраженность того или иного аспекта.

 

Семантический дифференциал

 

Семантический дифференциал, разработанный В .Ф. Петренко в 2005 году В семантическом дифференциале Ч. Осгуда выделяются 3 фактора: «Оценка» (приятный — раздражающий, жестокий — добрый), «Активность» (энергичный — скован­ный, быстрый — медленный), «Сила» (сильный — слабый, прочный — непрочный). В.Ф. Петренко [33;91] упоминает, что Бентлеру и Лавойе удалось выделить новые факто­ры: «Плотность» (составной — простой, скомплектованный — разбросан­ный), «Упорядоченность» (организован­ный — неорганизованный, постоянный — изменчивый), «Реальность» (воображаемый — действительный, очевидный — фанта­стический) и «Обычность» (банальный — исключи­тельный, новый — типичный). В.Ф. Петренко на базе русскоязычной лексике разработал семантический дифференциал, который включает в себя новые факторы по сравнению с традиционным осгудовским:

Оценка. Примеры шкал: приятный - неприятный, сиплый - темный.

Активность. Примеры шкал: пассивный - активный, возбужденный - расслабленный

Стабильность. Примеры шкал: упорядоченный - хаотичный, устойчивый - изменчивый.

Сложность. Примеры шкал: сложный - простой, таинственный - обычный

Сила. Такой же фактор как и у Осгуда. Примеры шкал: сильный - слабый, большой - маленький

Комфортность. Примеры шкал: мягкий - твердый, опасный - безопасный

Обычность. Примеры шкал: редкий - частый, единичный - повторяющийся [см. Приложение Б]. [25]

 

Опросник «Социально-психологический анализ индивидуальной модели мира (СПАИММ).

 

 Данная методика была разработана Смирновым В.М. и представлена в диссертационной работе «Социально-психологические факторы, определяющие целостные представления о мире акцентуированных личностей», защищенной по специальности социальная психология в 2007 году.

Автором опросника были выделены 12 критериев или аспектов субъективного миропонимания. При определении содержания и формулировке составленных для опросника утверждений он исходили из того, что указанные 12 критериев отвечают требованию «необходимости и достаточности». Указанные аспекты субъективного миропонимания нашли выражение через такие понятия как «оценка», «отношение», «взгляд», что, по мнению автора, вполне приемлемо для использования их в качестве критериев диагностики и анализа субъективных моделей мира. При этом каждая их четырех универсальных моделирующих категорий (хаотичность, антагонистичность, механистичность, организмичность, которые также были выделены автором) нашла свое отражение в каждом из 12 критериев. В итоге были получены 48 утверждений.

Каждая из четырех модальностей мировосприятия в случае явного ее доминирования в структуре индивидуального сознания респондента тесно связана со строго определенными ценностями, профессиональными установками и личностными смыслами. Несмотря на то, поведение человека может быть в значительной мере ситуативно обусловленным, в долговременной перспективе, при явном доминировании одной или двух модальностей мировосприятия, происходит неосознанное выстраивание поведенческих стратегий по определенному образцу. Следовательно методика « СПАИММ» может быть использована для диагностики социально-психологических установок личности и прогнозирования стратегий ее адаптации, профессиональной самореализации при устойчивом доминировании одной или двух модальностей миропонимания.

Опросник «СПАИММ» позволяет установить реалистичную модель мира, то есть то, как в действительности люди воспринимают мир. Процедура его проведения более приближена к реальным жизненным ситуациям, нередко требующим от человека быстрого и однозначного выбора. Эта процедура позволяет выявлять наличие либо отсутствие в индивидуальном сознании как доминирование одной из модальностей миропонимания, так и их смешение. Данная методика позволяет выявлять как осознанные, так и неосознаваемые представления человека о мире и социальной реальности.

Респондентам предлагалось выразить степень своего согласия или несогласия с каждым утверждением. Для этого они могли использовать следующие варианты их оценки: согласен (да), скореесогласен, чем не согласен (скорее да, чем нет), скорее не согласен, чем согласен (скорее нет, чем да), не согласен (нет). Также респонденты могли отказаться от выбора. В данной методике предусмотрен как количественный, так и качественный анализ.

 [25; 118-120] [см. Приложение В]

   Качественная обработка результатов

1. Социально-психологическая характеристика при доминировании хаотической модели мира

Как правило такие люди не строят долгосрочных планов в своей жизни, стремятся к тому, что более достижимо в короткие сроки. Они могут достаточно долгое время «плыть по течению», а затем резко и неожиданно изменить свою жизнь за один день. В относительно благоприятные для них периоды они стремятся брать от жизни все, не упуская любой возможности.

В окружающем мире для них нет ничего определенного, нет какого-либо устойчивого порядка, в любой момент все может коренным образом измениться, поэтому они не особо стремятся достичь какого-либо стабильного положения, хотя иногда все же его достигают. Они не стремятся к личностному росту. У них отсутствуют глубокие привязанности.

2. Социально-психологическая характеристика при доминировании антагонистической модели мира

Такие люди точно знают, как все должно быть устроено в современном обществе и по чьей вине их жизнь не столь хороша, как хотелось бы. У этих людей всегда есть враги, мешающие им жить. За каждым конфликтом они склонны усматривать глобальное противостояние общемировых сил добра и зла. Их мир четко разделяется на добрых и злых.

Субъективное восприятие жизни таких людей делится на периоды «битв/сражений» и периоды относительного затишья, подготовки к новым битвам, подготовки к новым битвам.

3. Социально-психологическая характеристика при доминировании механистически-технократической модели мира

Представители данного типа в жизни стремятся избегать всякого рода неопределенности путем тщательного планирования своих действий и поступков. Они обладают склонностью четко прогнозировать результаты своей деятельности и стараются никогда не действовать импульсивно.

Любого рода идеалы, ценности для них относительны, быстро и без труда находят выход из затруднительных ситуаций. Их отличает стремление к построению предельно рационализированных моделей общества или организаций.

4. Социально-психологическая характеристика при доминировании организмической картины мира

Носители данной модели, считают весьма важным делом поддерживать гармонии в социуме, в отношениях человека с окружающими миром. Время от времени они могут становиться непримиримыми борцами за какие-либо надличностные ценности, чувствую личную ответственность за судьбу мира. 

Они стремятся решать проблемы через поддержание постоянной обратной связи с окружающим миром. Иногда их поведение может выглядеть как алогичное, противоестественное. 

Исследование было проведено в режиме он-лайна на учащихся от 18-23 лет, как считает Черемышкина Л. В. «это основные пользователи сети»[42] , количество опрошенных составляет 30 человек, 13 девушек и 17 юношей . В режиме он-лайн на электронную почту были отправлены бланки методик, испытуемые их заполняли, затем отправляли обратно. Таким образом, у испытуемых была возможность заполнения тестов индивидуально,  в удобных для испытуемых условиях. При этом соблюдалась полная конфиденциальность полученных нами данных.



2019-12-29 195 Обсуждений (0)
Выводы по первой главе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выводы по первой главе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)