Дидактический анализ урока
1) Общая структура. · Принципы организации учебной деятельности, · основная дидактическая цель и задачи, · тип урока, его место в системе уроков, · основные элементы (начало, основной этап, окончание), · дозировка времени, эффективность его использования. 2) Реализация основной дидактической цели. · Выполнение требования программы, · соотношение излагаемого материала и самостоятельной работы учащихся, · организация первичного закрепления, · проверка качества знаний* умений, навыков, · охват учащихся учебной работой. 3) Развивающая функция. · Вовлечение учащихся в совершенствование основных мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, системати-зация), · обучение учебным умениям, · развитие познавательной самостоятельности, · развитие творческого мышления, · сообщение информации для общего развития. 4) Воспитывающая функция. · Использование воспитательных возможностей содержания учебного материала, · приобщение к общечеловеческим ценностям, · практическая направленность, учет интересов, · воспитание добросовестного отношения к учебному труду, · учет воспитательной функции отметки, · личность учителя. 5) Методы и средства обучения. · Методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрации и др.), · методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимоконтроль, методика проверки домашнего задания), · методы выработки и закрепления умений и навыков (беседа, письменные или устные упражнения, работа с учебником...), · инновационные методы. 6) Работа с учениками. · Подготовленность учеников к уроку, · активность учеников на разных этапах урока, · виды деятельности, · культура труда, дисциплина, · отношение к предмету, к учителю, · динамика работоспособности, моменты ее наибольшей активности, спада, их причины, · привлечение учащихся к самостоятельным выводам, заключению. 5.4. Комбинированная схема анализа урока (Может использоваться как в целом, так и частично) 1) Общие сведения об уроке. · Дата, класс, предмет, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку; · обстановка в классе; чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовность учащихся к уроку; · оборудование; подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска; · организационное начало урока; приветствие учителя, организация класса, установление порядка и дисциплины; · тема урока, цели урока (формулирование учащимся целей и задач урока); · цель посещения урока. 2) Тип и структура урока. · Тип урока: целесообразность его выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия; место урока в системе занятий по целому разделу; · связь урока с предыдущим: как она осуществлялась; · структура урока: соответствует ли она данному типу урока; · последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока; · особенности подведения итогов урока. 3) Содержание урока. · Соответствие содержания программе; · связь учебного материала с современностью, местным окружением школы; · установление межпредметных связей; · методы и формы формирования трудолюбия, чувства уважения к людям труда; · особенности развития интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся; · использование дидактических материалов и оборудования кабинета; · уровень роста или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного материала. 4) Методы и приемы обучения на уроке. · Используемая система методов и приемов, их сочетание; · соответствие методов и приемов содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся; · соответствие методов обучения осуществлению задач воспитания; · соблюдение основных требований к уроку; · особенности развития на уроке наблюдательности и логического мышления учащихся; · виды, место и особенности самостоятельной работы учащихся; · формирование у школьников умения учиться; · использование для самостоятельной работы дидактических мате-"| риалов и технических средств обучения; · формирование у школьников навыков самоконтроля; · способы индивидуализации и дифференцирования заданий для учащихся в зависимости от их личностных и возрастных особенностей и подготовки; · обеспечение последовательности в самостоятельном применении учащимися знаний, навыков и умений в ходе урока. 5) Домашнее задание. · Подготовленность учащихся к выполнению домашнего задания; · дифференциация и индивидуализация домашних заданий учащимся; · объем и планируемое время для выполнения домашнего задания. 6) Поведение учащихся. · Заинтересованность, прилежность, дисциплинированность учащихся; · методы вовлечения школьников в активную умственную деятельность; · мотивация учения в течение всего урока, особенности используемых приемов; · отношение учащихся к учителю. 7) Поведение учителя. · Умение владеть классом, организовать его работу» повышать активность, интерес, соблюдать дисциплину, отношение к отдельным учащимся с учетом индивидуальных особенностей каждого; · стиль и тон в работе, педагогический такт; · наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъем; · внешний вид учителя. Культура речи, поза, мимика, жестикуляция; · авторитет учителя. 8) Результаты урока. · Выводы и предложения. Достижение цели. Выполнение плана; · уровень и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность); · значение урока (воспитательное, образовательное и развивающее; · инновации данного урока, которые можно рекомендовать для внедрения в практику других учителей; · советы и пожелания учителю, как преодолеть недостатки.
5.5. Структурно-временной анализ урока. Для обучения студента, молодого учителя рациональному использованию времени, бережному отношению к каждой минуте урока следует использовать структурно-временной его анализ. При этом обращается внимание на такие стороны урока: · рациональное распределение всего времени (45 минут) между отдельными элементами урока, т. е. разумно ли было в данных условиях выделять именно такое время на опрос, на психологическую подготовку к восприятию нового материала, на объяснение нового, на закрепление или домашнее задание; · рациональность каждого из структурных элементов урока: какие его элементы надо было сократить по времени, а какие увеличить и для чего именно; · распределение времени внутри отдельных структурных элементов урока, т.е. сколько времени в целом было уделено на усвоение нового материала, в какое время (начало, середина, конец) урока это происходило, как при этом проводилась психологическая подготовка к восприятию нового материала, его подача и закрепление, применение. Точно также анализируется время осуществления таких элементов урока, как опрос учащихся, проверка и домашнее задание; · качественное использование времени на отдельные элементы урока, (рациональное и эффективное время на опрос при изучении нового материала, уровень работоспособности при этом класса, сколько времени говорил учитель, учащиеся, сколько потеряно времени на молчание, неправильные, ошибочные ответы из-за нечетко поставленных вопросов и т. д.); · рациональность использованных приемов и методов обучения, т.е. насколько целесообразны в данных условиях были те или иные виды беседы, самостоятельной работы, формы опроса и т. д.; · разумность связи между содержанием материала и теми методами, с помощью которых он сообщался и усваивался. · Примечание. 3—4 раза в период практики анализ уроков должен проходить именно в таком виде, чтобы воспитать у студента бережное отношение к каждой минуте урока.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (613)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |