Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Аудит банковских операций



2020-02-03 161 Обсуждений (0)
Аудит банковских операций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Определение объема аудита является предметом профессионального суждения аудитора о характере и масштабе работ, необходимых для достижения целей аудита в зависимости от особенностей проверки.

Аудиторской организации при определении объема аудита следует исходить из требований нормативных правовых актов Республики Беларусь, условий договора на оказание аудиторских услуг, конкретных обстоятельств проверки с учетом полученных сведений о деятельности субъекта.

Аудит должен быть организован так, чтобы можно было учесть все аспекты деятельности субъекта, относящиеся к бухгалтерской отчетности. Важность информации определяет сам аудитор. Понимание сущности систем учета и внутреннего контроля, применяемых субъектом, позволит ему установить типы потенциальных ошибок, определить факторы риска и подходящие методы проверки.

Аудитор самостоятельно принимает решения о видах, количестве и методах проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения.

Основными этапами проведения аудита являются планирование аудита, получение аудиторских доказательств, документирование аудита, обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтерской отчетности субъекта.

Ограничения в объеме аудита бухгалтерской отчетности, которые не дают возможности аудитору с достаточной степенью уверенности однозначно выразить свое профессиональное суждение, должны в обязательном порядке отражаться в аудиторском заключении.

Аудитор, изучая данные отдельных статей баланса на предмет их достоверности, обязан оценить законность сделок и общее состоянии учета, отчетности и контроля в банке. Для этого он должен осуществить проверку:

-правильности формирования уставного фонда;

-правильности формирования резервного фонда;

-правильности формирования и использования фондов экономического стимулирования, направленных на производственное и социальное развитие;

-системы управления и внутрибанковского контроля;

-правильности формирования юридических дел клиентов;

-правильности открытия и закрытия клиентских счетов;

-правильности формирования кредитных дел, оценки риска организации ссудного процесса в банке;

-законности операций, совершаемых обменными пунктами банка.

Проводить проверку целесообразно от простого к сложному, т.е. одно должно последовательно вытекать из другого. Сначала должны быть рассмотрены составные части какого-либо крупного блока и лишь затем следует анализ данного блока как единого целого.

Целесообразно начать проверку с анализа учредительных документов, документов на увеличение уставного фонда, а именно: устава, учредительного договора, протоколов собраний акционеров, проспектов эмиссий, писем из ЦБ о регистрации итогов выпуска. При этом необходимо обратить внимание на учредительные документы, их соответствие действующему законодательству, законность внесений в них изменений, своевременность и полноту формирования уставного фонда, ознакомиться с протоколами собраний акционеров или пайщиков.

Далее следует рассмотрение правильности оформления открытия расчетных, текущих и других счетов, ведение юридических дел, полноты их формирования. Данный этап проверки включает также проверку правильности взимания платы за расчетно-кассовое обслуживание и правильность списания средств со счетов клиентов.

После этого следуют:

Проверка кассовых операций, включающая анализ документального оформления данных операций, ведения бухгалтерского учета и обеспечения сохранности наличности.

Учет основных средств, нематериальных активов и МБП, их покупка, продажа, переоценка, начисление износа, ведение учетной документации.

Правильность и своевременность начисления и выплаты зарплаты и взносов во внебюджетные фонды. При этом особое внимание будет обращено на правильность исчисления ФОТ, взносов во внебюджетные фонды и удержание подоходного налога.

Проверка остальной внутренней документации, а именно авансовых отчетов, организации внутреннего документооборота, наличие должностных инструкций, распределение полномочий руководителей, выписки по корсчетам.

Ведение кредитной работы в банке, соблюдение требований и рекомендаций НБ и других регулирующих органов. На данном этапе проверяются кредитные досье клиентов, правильность и своевременность взыскания процентов, ведение ссудных счетов клиентов и создание резервов на возможные потери по ссудам. Участие банка в операциях по МБК, документальное оформление, бухгалтерский учет.

Операции с ценными бумагами. Данный раздел включает в себя операции как с государственными ценными бумагами, так и с корпоративными. Активные операции требуют особого внимания, т.к. имеют ряд специфических требований относительно документального оформления, бухгалтерского учета, налогообложения и участия в формировании финансовых результатов.

Наряду с собственными средствами источником привлечения средств являются пассивные операции, а именно привлечение МБК, эмиссия собственных векселей и сертификатов, при этом необходимо обратить внимание на условия выпусков, оформление договоров и сертификатов, а также бухгалтерский учет.

Аудит операций по привлечению вкладов и депозитов ориентирован на рассмотрение договоров, механизма начисления и выплаты процентов.

Аудит обменных пунктов банка предусматривает оценку правильности их функционирования с точки зрения документального оформления, бухгалтерского учета. Наибольшее внимание необходимо обратить на ведение реестров, справок и т.д.

Проверка экспортно-импортного контроля предусматривает оценку сформированных досье, своевременности осуществления обязательной продажи части валютной выручки, правомерность осуществления платежей и зачисление валюты на счет.

Аудит ведения валютной позиции ориентирован на проверку правильности расчета ее размера, а также своевременности отчета перед ЦБ.

Проверка проведения переоценки предусматривает анализ ее периодичности, базы и бухгалтерского отражения, покупка валюты для клиента, кредиты в валюте, общие требования к ведению валютных операций и т.д., а также особенности оплаты услуг в валюте и постановки на баланс имущества, купленного за валюту.

После рассмотрения основных операций банка необходимо проанализировать, как отражаются результаты их совершения, а именно доходы и расходы. И здесь целесообразно остановиться на своевременности формирования финансовых результатов, обоснованности отнесения расходов к затратам, уменьшающим налогооблагаемую базу, причем лучше всего совместить проверку финансовых результатов и налогообложения.

На данном этапе необходимо проверить исчисление и своевременность уплаты налогов, а также провести проверку правильности бухгалтерского учета.

Аудит нормативов и фонда обязательных резервов является завершающим этапом и базируется на всех предыдущих, т. к. предусматривает правильное отражение всех операций и финансовых результатов, поскольку в противном случае расчет нормативов и размера фонда обязательных резервов будет неверен даже при условии применения верного алгоритма расчета. Кроме самого расчета нормативов проверка включает правильность заполнения отчетности в НБ.

При анализе расчетов размера фонда обязательных резервов необходимо проверить своевременность его корректировки и правильность составления отчета в НБ.

Проверка отчетности является прямым следствием из предыдущего пункта, т.к. предусматривает не рассмотрение процесса формирования финансовых результатов и статей баланса и осуществления налогообложения, а проверку составления отчетности на их основе и правильность заполнения форм, т.е. бухгалтерской отчетности.

Итогом аудиторской проверки является отчет, где изложены проверенные операции и сферы деятельности банка, а также обнаруженные недостатки и ошибки с указанием нормативных актов, которые они нарушают, и рекомендации по их исправлению. Отчет является внутренним документом банка, поэтому необходимо обратить внимание на максимально полное освещение тех ошибок или «тонких» мест, которые являются, по мнению аудитора, сферой повышенной опасности и требуют особого внимания. Немаловажный момент – приведение рекомендаций аудитора, которые не только помогут исправить обнаруженные ошибки, но и помогут избежать их в последующей работе, а также развернутые результаты финансового анализа.

Аудит открытия и ведения расчетных, текущих и других счетов в Слуцком филиале ОАО «Белагропромбанк».

Одна из важных функций Слуцкого филиала ОАО «Белагропромбанк» – осуществление расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства. В целях укрепления платежной и налоговой дисциплины установлен достаточно жесткий порядок открытия расчетных счетов клиентам, чтобы не дать возможность неплательщикам налогов использовать незарегистрированные в государственных органах счета и, как следствие, – уходить от налогов и вести активную деятельность, даже если предприятие сидит на картотеке. Аудит открытия и ведения расчетных, текущих и других счетов является наиболее простой и не требующей сложных тестов часть проверки. Необходимым минимумом документов являются журнал открытых счетов, юридические дела клиентов банка, заказанные аудитором, акты проверок кассовой дисциплины, кассовые планы, установленные клиентам. На основе этих документов аудитор проверяет правомерность открытия счетов и правильность их ведения.

Для проверки правильности открытия и ведения счетов аудитору необходимо рассмотрение не менее 15–20 юридических клиентов.

Прежде всего проверяется полнота формирования юридического дела и наличие в нем необходимых документов, а именно: устав, учредительный договор, заявление на открытие счета, копия свидетельства о регистрации, справка из ГНИ, фонда обязательного медицинского страхования, карточки образцов подписей, уведомления в ГНИ, ПФ.

В конце года Слуцкий филиал ОАО «Белагропромбанк» собирает подтверждение остатков на счетах клиентов, при этом суммы в данных подтверждениях должны соответствовать остаткам по балансу на 1 января.

В практике Слуцкого филиала ОАО «Белагропромбанк» бывают расхождения. Поэтому часто происходит урегулирование данного вопроса банком и клиентом, результатом чего служит подтверждение остатка на счете, соответствующее остатку по балансу на эту же дату.

Аудит кассовых операций Слуцкого филиала ОАО «Белагропромбанк»

Кассовая работа банка – достаточно трудоемкий процесс, требующий большой «бумажной» работы.

Приход-расход наличных средств оформляется ордерами, объявлениями на взнос наличных и т.д. При этом важно правильное оформление первичных документов, т.е. соответствие сумм, написанных прописью и цифрами, наличие необходимых подписей руководителя и экономиста, а также ведение кассовой книги.

При проверке кассы аудиторы работают с:

– с договорами о полной материальной ответственности с кассирами;

– с актами внезапных ревизий кассы;

– с папками с кассовыми документами;

– с кассовой книгой;

– с выписками по сч. 202 за выбранный срок.

При проверке Слуцкого филиала ОАО «Белагропромбанк» были выявлены случаи, когда средства были получены лицом, обладающим правом первой или второй подписи. Это является нарушением, т.к. руководитель или главный бухгалтер не является материально ответственным лицом и не должен выполнять функции кассира. В любом случае в банк должны быть представлены соответствующие документы, подтверждающие выполнение функций кассира руководителем или главным бухгалтером.

Аудит основных средств, нематериальных активов и МБП

Имущество Слуцкого филиала ОАО «Белагропромбанк» состоит из товарно-материальных ценностей, здания, купленных банком за свой счет, внесенных учредителями в уставный капитал. Учет ТМЦ ведется на балансовых счетах 604, 607, 609, 610, 611 в зависимости от их стоимости, срока службы и т.д. Для учета ТМЦ ведутся карточки регистрации и журналы. Основанием для постановки ТМЦ на баланс служат накладная или акт приема-передачи.

Ежегодно проводится переоценка основных фондов, находящихся на балансе банка.

При аудиторской проверке Слуцкого филиала ОАО «Белагропромбанк» в 2000 году выявлено, что имеет место отнесение расходов на ремонт на увеличение стоимости ОС, то есть необходимо будет сделать сторно:

Дт 702 Кт 604 – на сумму затрат, ошибочно присоединенных к стоимости ОС,

При этом необходимо пересчитать размер амортизации с учетом уменьшения сч. 604, сделав проводку

Дт 606 Кт 702.

Аудит активных операций банка

Одна из наиболее важных функций банковской системы – распределение ресурсов. Здесь важным механизмом является кредитование организаций, предприятий, а также МБК. В соответствии с рекомендациями НБ важно кредитование реальных контрактов и целевые принципы.

Поэтому при заключении кредитной сделки клиентами представляется ряд документов, из которых формируется кредитное досье, куда наряду с кредитным договором, справкой из ГНИ, из ПФ, заявлением на открытие счета входит ряд других, рекомендуемых НБ, документов, а именно:

– ТЭО;

– контракты, подтверждающие целевое использование кредитов;

– балансы предприятия за последние отчетные периоды;

– акты проверок специалистом банка целевого использования кредита.

Помимо самой выдачи кредита банк должен регулярно проверять целевое использование средств, соблюдение графика погашения процентов и основной суммы, анализ финансового состояния заемщика. При неосторожной кредитной политике возможно появление просроченных кредитов и процентов по ним, которые переносятся со ссудных счетов на счета просрочки.

В целях поддержания стабильности банков и защиты интересов вкладчиков в банке создаются резервы на возможные потери по ссудам, которые учитываются на сч. 32010 и при соблюдении определенных условий могут быть направлены на покрытие просроченной задолженности. Ссудная задолженность безнадежная и / или признанная нереальной для взыскания по решению совета директоров или наблюдательного совета банка списывается с баланса банка за счет резерва на возможные потери по ссудам, а при его недостатке списывается на убытки отчетного года с отнесением на балансовый счет 70209 «Другие расходы».

При этом нереальной для взыскания признается ссудная задолженность, по которой меры, предпринятые по взысканию, носят полный характер и свидетельствуют о невозможности проведения дальнейших действий по возвращению ссуды.

Решение о выдаче крупных кредитов должно в обязательном порядке приниматься правлением банка либо его кредитным комитетом с учетом заключения кредитного отдела банка. При этом решение о выдаче должно быть оформлено соответствующими документами.

Таким образом, необходимыми будут являться следующие документы:

– оборотно-сальдовая ведомость по ссудным счетам;

– выписки по ссудным счетам, счетам просроченных задолженностей и процентов;

– выписки по сч. 32010, 61404;

– кредитные досье;

– генеральные соглашения о сотрудничестве на рынке МБК, дополнительные соглашения, прочие документы, полученные от контрагентов;

– протоколы собраний кредитного комитета.

При проведении проверки был определен размер выборки, т.е. определено, какие именно кредиты необходимо проверить. В данном случае особое внимание было обращено на крупных пайщиков банка, являющихся его заемщиками, а также заемщиков, имеющих по ссудным счетам наибольшие обороты в проверяемом периоде. Пакет просроченной задолженности проверялся полностью.

После проверки документальной части кредитных операций банка проверялось отражение данных операций в балансе.

Прежде всего это проверка правильности открытия балансовых счетов, т.е. исходя из категории заемщика для него должен открываться субсчет соответствующего счета.

Проверка соответствия кредитных операций условиям кредитных договоров – сопоставление суммы, зачисленной на ссудный счет, и суммы кредита по договору.

Проверка соблюдения графика погашения основной суммы и процентов за пользование кредитом. Сопоставлялось движение по кредиту ссудных счетов условиям гашения кредита, оговоренным в договоре.

Проверка правильности и своевременности уплаты заемщиками процентов за пользование кредитом на основе анализа соответствующего субсчета сч. 701.

Проверка источников погашения кредита.

Проверка работы банка с крупными кредитами.

Банки в обязательном порядке должны формировать резерв на возможные потери по сумме основного долга по всем ссудам по следующим нормативам:

Размер отчислений от суммы основного долга 1 20 50 100

В 2009 году была обнаружена несвоевременная корректировка резерва.

Аудит пассивных операций банка

Привлечение средств во вклады и депозиты, МБК

Данный способ привлечения средств наиболее распространен, т. к. имеет довольно простой и отработанный механизм. Он позволяет работать со средствами не только юридических, но и физических лиц, которым для открытия депозитного счета не требуется никаких справок или документов, кроме паспорта.

Учет данных пассивных операций ведется на сч. 410–440 для физических лиц в зависимости от вкладчика и срока вклада, а также сч. 410–440 в зависимости от типа вкладчика и срока депозита.

Для открытия депозитного счета юридическому лицу необходима справка из ГНИ и ПФ, а также заключение письменного договора, где оговариваются размер депозита, срок его действия, ставка процента и сроки их начисления. Как и в случае со ссудными счетами, банк обязан в пятидневный срок после открытия депозитного счета уведомить об этом ГНИ и ПФ. Что касается физических лиц, то для внесения вклада необходимо только оформить договор.

Из документов рассматриваются:

– договоры вкладов и депозитов;

– справки из ГНИ и ПФ, представленные юридическими лицами;

– выписки по соответствующим счетам вкладов.

При поверке прежде всего обращают внимание на документальную сторону оформления вкладов и депозитов, отражение в бухучете, а также правильность начисления процентов.

 



2020-02-03 161 Обсуждений (0)
Аудит банковских операций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Аудит банковских операций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)