Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА III . ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
ГЛАВА III . ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели и организация практического исследования формирования социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна

 

На заключительном этапе исследования проводится практическое изучение, в котором проявляется воздействие специально организованной работы по формированию социальной адаптации у дошкольников с синдромом Дауна.

Цель: изучение компонентов социальной адаптации и их формирование у дошкольников с синдромом Дауна на основе разработанной коррекционно-развивающей программы.

Задачи:

1. Выявить уровень сформированности социальной адаптации у детей данной категории на начальном этапе эксперимента;

2. Организовать работу по программе формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна;

2. Провести повторную диагностику;

3. Сделать качественный анализ исследования;

4. С помощью методов математической статистики сделать количественный анализ.

Для исследования социальной адаптации используется ряд методик и специально организованное исследование. Данная система основывалась на поставленных задачах и учете специфики развития данной категории детей.

Практическая работа по изучению и формированию социальной адаптации детей с синдромом Дауна дошкольного возраста проводилась в Комплексном центре социальной помощи населению «Вера» г. Искитима в период с ноября 2007 года по май 2008 года.

Практическое исследование в рамках данной дипломной работы проводилось в группе детей дошкольного возраста 4-5 лет (Табл.1). Здесь были дети с синдромом Дауна, проживающие в семьях и не посещающие дошкольное учреждение. С ними не проводились занятия по социальному развитию.

Практическое исследование включало в себя следующие этапы:

1. Диагностический или констатирующий.

На этом этапе мы изучили уровень сформированности компонентов социальной адаптации у детей с синдромом Дауна. Нами была сформирована экспериментальная группа в количестве 6 детей одного возраста.

2. Формирующий этап экспериментальной работы.

На этом этапе мы разработали и провели коррекционно-развивающую программу по формированию компонентов социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна.

3. Контрольный этап экспериментальной работы.

На этом этапе мы провели повторную диагностику уровня сформированности социальной адаптации.

4. Анализ полученных результатов.

На данном этапе мы проводим количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе практического исследования.

 

Таблица 1.

Список детей группы

Список детей Диагноз и сопутствующие заболевания
1. Лиза П. с-ом Дауна, удвоение большого пальца правой руки, врожденный порок сердца (ДМЖП), миопия обоих глаз.
2. Никита Л. с-ом Дауна, врожденный порок сердца, ОНР III ур.
3. Миша Д. с-ом Дауна, врожденный порок сердца, ОНР III ур., миопия, гиперактивность.
4. Юля Д. с-ом Дауна, гиперметропия, ОНР III ур.
5.Дарья Г. с-ом Дауна, сходящееся косоглазие, ОНР III ур.
6. Андрей В. с-ом Дауна, врожденный порок сердца, миопия, ОНР III ур.,

С целью определения задачи и содержание конкретного этапа формирования определенных навыков, необходимо знать реальный уровень их развития и потенциальные возможности ребенка в овладении ими. Это, в свою очередь, требует проведения определенной диагностической работы.

При диагностике уровня развития социальной адаптации детей был использован ряд методик, специально подобранных с учетом нарушений и возможностей детей.

Методика «Карта наблюдений» [52, с. 354].

В основе методики лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972).

Цель: определение уровня развития социально-бытовой ориентации, представления о себе, коммуникативности.

Инструкция: эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:

● Представления о себе.

● Социально-бытовая ориентация.

– сформированность навыков самообслуживания

– социально-бытовое ориентирование

● Коммуникативность

Уровни оценки по шкалам:

От 0 до 2 – низкий уровень состояния и развития функции.

От 3 до 5 – средний уровень состояния и развития функции.

От 6 до 8 – высокий уровень состояния и развития функции.

От 9 до 10 – очень высокий уровень состояния и развития функции.

Критерии оценки по шкалам:

1. Представления о себе.

В данном разделе исследуется отношение ребенка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям. По 10-балльной шкале количественно оценивается отношение ребенка к самому себе (наличие – отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе и пр.).

2. Социально-бытовая ориентация.

В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагаются две подшкалы: навыки самообслуживания, социально-бытовое ориентирование. Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу.

Навыки самообслуживания

Критерии наблюдения за развитием навыкам самообслуживания:

– личная гигиена;

– одевание и раздевание;

– прием пищи.

1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;

2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.

3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно.

4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.

Социально-бытовое ориентирование

Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

– знание и определение частей тела человека

– знание своего адреса и членов семьи

– знание частей помещения

– знание условий своего быта и умение в них ориентироваться

– ориентация на улице

– знание элементов и особенностей флоры и фауны – ориентация во времени (дни недели – времена года – часы)

– усвоение социальных норм и правил поведения и пр.

1-й уровень (0-2): не знание частей тела, не ориентируется на улице и дома, не ориентируется в других областях. Знает только места приема пищи.

2-й уровень (3-5): знает части тела, может показать их на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.), Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.

3-й уровень (6-8): пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (поликлиника, почта пр.). достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять , может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Может самостоятельно обозначать свое имя на бумаге.

4-й уровень (9-10): социально-бытовое ориентирование в норме развития и соответствует возрасту.

3. Коммуникативность

В данном разделе исследуется общительность ребенка. Количественная оценка производится по критерию замкнутость – общительность в пределах 10 баллов.

Критерии наблюдения за развитиемкоммуникативность

–характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими

– способы установления контакта с данным ребенком

– стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.

0 – 2 – явная интервертированность, замкнутость, аутичность

3 – тенденция к интервертированности, крайняя избирательность в контактах

4 – 6 – биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах

7 – 8 – экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и не знакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр.

9 – 10 – крайняя экстраверсия.

 

Таблица 2.



2020-02-03 218 Обсуждений (0)
ГЛАВА III . ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА III . ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)