ГЛАВА III . ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цели и организация практического исследования формирования социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна
На заключительном этапе исследования проводится практическое изучение, в котором проявляется воздействие специально организованной работы по формированию социальной адаптации у дошкольников с синдромом Дауна. Цель: изучение компонентов социальной адаптации и их формирование у дошкольников с синдромом Дауна на основе разработанной коррекционно-развивающей программы. Задачи: 1. Выявить уровень сформированности социальной адаптации у детей данной категории на начальном этапе эксперимента; 2. Организовать работу по программе формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна; 2. Провести повторную диагностику; 3. Сделать качественный анализ исследования; 4. С помощью методов математической статистики сделать количественный анализ. Для исследования социальной адаптации используется ряд методик и специально организованное исследование. Данная система основывалась на поставленных задачах и учете специфики развития данной категории детей. Практическая работа по изучению и формированию социальной адаптации детей с синдромом Дауна дошкольного возраста проводилась в Комплексном центре социальной помощи населению «Вера» г. Искитима в период с ноября 2007 года по май 2008 года. Практическое исследование в рамках данной дипломной работы проводилось в группе детей дошкольного возраста 4-5 лет (Табл.1). Здесь были дети с синдромом Дауна, проживающие в семьях и не посещающие дошкольное учреждение. С ними не проводились занятия по социальному развитию. Практическое исследование включало в себя следующие этапы: 1. Диагностический или констатирующий. На этом этапе мы изучили уровень сформированности компонентов социальной адаптации у детей с синдромом Дауна. Нами была сформирована экспериментальная группа в количестве 6 детей одного возраста. 2. Формирующий этап экспериментальной работы. На этом этапе мы разработали и провели коррекционно-развивающую программу по формированию компонентов социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. 3. Контрольный этап экспериментальной работы. На этом этапе мы провели повторную диагностику уровня сформированности социальной адаптации. 4. Анализ полученных результатов. На данном этапе мы проводим количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе практического исследования.
Таблица 1. Список детей группы
С целью определения задачи и содержание конкретного этапа формирования определенных навыков, необходимо знать реальный уровень их развития и потенциальные возможности ребенка в овладении ими. Это, в свою очередь, требует проведения определенной диагностической работы. При диагностике уровня развития социальной адаптации детей был использован ряд методик, специально подобранных с учетом нарушений и возможностей детей. Методика «Карта наблюдений» [52, с. 354]. В основе методики лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Цель: определение уровня развития социально-бытовой ориентации, представления о себе, коммуникативности. Инструкция: эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам: ● Представления о себе. ● Социально-бытовая ориентация. – сформированность навыков самообслуживания – социально-бытовое ориентирование ● Коммуникативность Уровни оценки по шкалам: От 0 до 2 – низкий уровень состояния и развития функции. От 3 до 5 – средний уровень состояния и развития функции. От 6 до 8 – высокий уровень состояния и развития функции. От 9 до 10 – очень высокий уровень состояния и развития функции. Критерии оценки по шкалам: 1. Представления о себе. В данном разделе исследуется отношение ребенка к самому себе: к своей внешности, возможностям, способностям. По 10-балльной шкале количественно оценивается отношение ребенка к самому себе (наличие – отсутствие чувства неполноценности, любовь к себе и пр.). 2. Социально-бытовая ориентация. В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагаются две подшкалы: навыки самообслуживания, социально-бытовое ориентирование. Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу. Навыки самообслуживания Критерии наблюдения за развитием навыкам самообслуживания: – личная гигиена; – одевание и раздевание; – прием пищи. 1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно; 2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка. 3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно. 4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными. Социально-бытовое ориентирование Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования: – знание и определение частей тела человека – знание своего адреса и членов семьи – знание частей помещения – знание условий своего быта и умение в них ориентироваться – ориентация на улице – знание элементов и особенностей флоры и фауны – ориентация во времени (дни недели – времена года – часы) – усвоение социальных норм и правил поведения и пр. 1-й уровень (0-2): не знание частей тела, не ориентируется на улице и дома, не ориентируется в других областях. Знает только места приема пищи. 2-й уровень (3-5): знает части тела, может показать их на себе или кукле. Ориентируется в составе семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.), Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает некоторые растения и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего. 3-й уровень (6-8): пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (поликлиника, почта пр.). достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять , может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Может самостоятельно обозначать свое имя на бумаге. 4-й уровень (9-10): социально-бытовое ориентирование в норме развития и соответствует возрасту. 3. Коммуникативность В данном разделе исследуется общительность ребенка. Количественная оценка производится по критерию замкнутость – общительность в пределах 10 баллов. Критерии наблюдения за развитиемкоммуникативность –характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими – способы установления контакта с данным ребенком – стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр. 0 – 2 – явная интервертированность, замкнутость, аутичность 3 – тенденция к интервертированности, крайняя избирательность в контактах 4 – 6 – биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах 7 – 8 – экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и не знакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с незнакомыми людьми и пр. 9 – 10 – крайняя экстраверсия.
Таблица 2.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (218)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |