Коррекционно – развивающая программа по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна
После проведения диагностики на основе полученных результатов нами была разработана коррекционно-развивающая программа по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна. Пояснительная записка Программа основывается на закономерностях развития в дошкольном возрасте. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации. В программе отражены современные взгляды на возможности психического развития данной категории детей в процессе специально организованных коррекционно-развивающих воздействий. Она основывается на программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание», а так же на «Программе воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» авторов Л.Б. Боряевой, О.П. Гаврилушкиной, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми 4-5 лет с синдромом Дауна. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, педагогам-психологам, воспитателям. Она рекомендуется и для работы с отстающим в развитии ребенком в семье. Содержание программного материала учитывает общиепринципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников, а так же принципы: деятельностный, онтогенетический, единства диагностики, коррекции и развития. Программа составлена с учетом: – характера ведущей деятельности; – структуры и степени выраженности нарушения; – ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства; – целей дошкольного воспитания. Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению общего развития детей имеет коррекционную направленность. Цели и задачи 1. Коррекция недостатков социального развития; 2. Развитие навыков общения со взрослыми; 3. Развитие навыков общения со сверстниками; 4. Развитие культурно-гигиенических навыков; 5. Воспитание адекватного социального поведения. Формы обучения: индивидуальная, подгрупповая. Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, показ, наблюдение, демонстрация. Основные направления работы: 1. Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе [50, с. 81]. 2. Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности. 3. Подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социального приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях. Требования к заданиям: Эффективность коррекционной работы на занятиях по социальному развитию, если выполняемые детьми задания: ● активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую, моторно-двигательную сферы; ● соответствуют возможностям детей; ● активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность; ● позволяют формировать и закреплять коммуникативные и культурно-гигиенические навыки; ● предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале; ● способствуют всестороннему развитию личности ребенка; ● имеют практическое и общественное значение. Исходя из теоретической части коррекционно-развивающей программы по формированию социальной адаптации у детей с синдромом Дауна, можно выделить три основные направления, на основе которых будут строиться занятия в течении шести месяцев: 1. Формирование навыков взаимодействия с другими людьми. Это направление является первым этапом в работе по формированию социальной адаптации. На основе сформированных навыков взаимодействия и установленных контактов будет проводиться дальнейшая работа. Задачи направления: 1) Сформировать у детей способность подражать действиям взрослого; 2) Сформировать умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест; 3) Сформировать умение работать по образцу и по словесной инструкции. 4) Учить детей понимать цель действия; 5) Формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию( эмоционально, словесно, действиями). 6) Продолжать формировать у детей представления о себе как субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах. 7) Продолжать формировать у детей представления о себе и о своей семье. 8) Учить детей узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях. 9) Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку и т. п. 10) Учить детей наблюдать за действиями другого ребёнка и игрой нескольких сверстников. 11) Учить детей эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним. 12) Формировать у детей интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действий с ними. 2. Формирование навыков самообслуживания. Одна из важнейших составляющих социальной адаптации – формирование у детей навыков самообслуживания. Данное понятие включает в себя умение самостоятельно удовлетворять собственные потребности, выполнять гигиенические процедуры и следить за собственным внешним видом. Задачи направления: 1) формировать навыки, необходимые для удовлетворения естественных потребностей, 2) формировать навыки ухода за собственной внешностью, 3) формировать навыки личной гигиены 4) учить детей обращаться к педагогам за помощью 5) учить пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу 6) формировать у детей навыки аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой, салфеткой 7) учить детей красиво и не спеша есть: откусывать по маленьким кусочкам, тщательно пережевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды 8) знакомить с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды – пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками 9) учить пользоваться расческой 10) учить помогать друг другу в процессе одевания и раздевания 11) учить детей вежливому общению друг с другом в процессе выполнения режимных моментов – предлагать друг другу стул, благодарить за помощь, завязывать платок, застегивать пуговицу 12) воспитывать у детей навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом. 3. Формирование у ребенка представлений о самом себе Задачи направления: 1) формировать у детей представления о самом себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах; 2) формировать у детей представления о своем «Я», о своей семье и о взаимоотношениях в семье; 3) формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня есть глаза – я умею смотреть» и т.д.) 4) закреплять полученные представления в процессе театрализованных, дидактических игр. Данные направления коррекционной работы реализуются через следующие виды деятельности: ● совместная со взрослым и самостоятельная деятельность ребенка в быту ● специально организованные занятия ● специально организованные совместные игры взрослого и ребенка ● постоянная поддержка взаимосвязи с семьей ребенка. Таким образом, коррекционное воздействие охватывает всю жизнедеятельность ребенка, тем самым, обеспечивая непрерывность, последовательность и структурную целостность в реализации коррекционных задач. Условно организацию можно разделить на два блока (Табл. 6): ● Работа с ребенком ● Работа с семьей ребенка. Таблица 6. Система работы
Примеры специально организованных игр приводится в приложении VII. Цели и задачи специально организованных занятий, которые проводились в течении 6 месяцев, представлены в тематическом плане занятий (Табл 7.)
Таблица 7. Тематический план занятий по самообслуживанию и социальному развитию
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (487)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |