ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
выпускная квалификационная работа по специальности 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология»
Студент-дипломник 51 группы ФППД Ажажа Татьяна Геннадьевна Научный руководитель Михайлова Ольга Андреевна
Новосибирск СОДЕРЖАНИЕ Содержание Введение Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 1.1 Феноменологическая характеристика социальной адаптации 1.2 Этиопатогенетическая характеристика интеллектуального недоразвития у дошкольников с синдромом Дауна 1.3 Особенности социальной адаптации у дошкольников с синдромом Дауна Глава II. Современное состояние проблемы формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна 2.1 Анализ подходов к социальной адаптации у детей с нарушением интеллекта в программах обучения и воспитания 2.2 Средства формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна Глава III. Практическое изучение формирования социальной адаптации детей с синдромом Дауна дошкольного возраста 3.1 Цель и организация практического исследования по изучению социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 3.2 Коррекционно – развивающая программа по формированию социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна 3.3 Анализ результатов формирования социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна Заключение Библиография Приложение I Приложение II Приложение III Приложение IV Приложение V Приложение VI Приложение VII Приложение VIII
ВВЕДЕНИЕ
Среди множества проблем, находящихся на стыке клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, проблема умственной отсталости , а так же синдрома Дауна, занимает основное место. Проблема эта тем более актуальна, что все большему числу детей уже на первом году жизни ставят диагноз «умственная отсталость», из которых 9% составляет синдром Дауна. В настоящее время в большинстве стран люди с нарушением интеллекта считаются равноправными гражданами. Изменения в отношении к людям с нарушениями в развитии связаны с интенсивными прогрессивными процессами последних десятилетий XX в. В США, Западной Европе и их началом в 1990-е гг. в России. Прогрессивные процессы обусловлены интеграцией детей с ограниченными возможностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями, в общество и образовательную среду (К. Грюневальд, 2001; А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская, 2003; А.Р. Маллер, 2000; Н.Н. Малофеев, 1996, 2003; Н.М. Назарова, 1996; Л.М. Шипицына, 1996-2004 и др. ) В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО) эти дети законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум. В последние 10 – 20 лет интеграция успешно осуществляется в западноевропейских странах. Имеются определенные положительные результаты и в нашей стране, хотя менее существенные, учитывая наши социально-экономические условия (Н.Н. Малофеев, 1996; Л.М. Шипицына, 1998, 2004). В настоящее время в России систематически проходят международные конференции по проблеме интегрированного обучения и организации служб сопровождения, появился ряд законодательных актов, как федерального, так и регионального значения, центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения стали функционировать не только в крупных городах, но и во многих отдельных регионах, ведется подготовка различных специалистов, выпускается специальная литература. Однако, литературы, исследований и конкретных данных по проблеме социальной адаптации дошкольников с синдромом Дауна практически не встречается. По-этому, можно сформулировать цель данной работы. Цель: изучение и формирование социальной адаптации детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Объект исследования: социальная адаптация детей с синдромом Дауна. Предмет исследования: коррекционно-педагогический процесс формирования социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Гипотеза: формирование компонентов социальной адаптации – самообслуживание, общение со взрослыми и общение со сверстниками, характерных для дошкольного возраста, у детей с синдромом Дауна происходит только при специальном обучении на занятиях по социальному развитию, при совместной деятельности педагогического состава и родителей, а так же при специальной организации свободной деятельности детей. Задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования социальной адаптации детей с синдромом Дауна. 2. Выявить особенности общения со взрослыми и сверстниками дошкольников с синдромом Дауна. 3. Выявить особенности самообслуживания детей с синдромом Дауна. 4. Разработать и апробировать коррекционно–развивающую программу по формированию социальной адаптации детей с синдромом Дауна. 5. Разработать методические рекомендации по формированию социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна. Методы, использованные в данной работе: – метод анализа литературы; – метод биографический метод; – метод наблюдения, тестовой диагностики и анкетирования; – математико-статистические методы. Теоретическую основу данной работы составляют труды таких психологов, педагогов и дефектологов отечественной педагогики, как – Л.С. Выготского, А.А. Катаевой, А.Н. Леонтьева, Е.М. Мастюковой, Ж. Пиаже, Е.А. Стребелевой, Д.Б. Эльконина, а так же зарубежных авторов – С. Бакли, Дж. Денис, Ст. Трамбла, из которых можно сделать вывод о том, что одной из основных проблем в обучении детей с синдромом Дауна является их социализация. Практическая значимость: работа предназначена для педагогов, дефектологов и других специалистов, интересующихся проблемой социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, которые могут ее использовать как теоретический материал при составлении программ, а так же как практическую основу коррекционно-развивающей программы. Материал может быть полезен при составлении монографий. Она может быть интересна для родителей, имеющих детей с данным нарушением. Выпускная квалификационная работа содержит 84 страницы, состоит из введения; трех глав, заключения, списка литературы. 8 приложений располагаются на 26 страницах. Данная работа иллюстрирована 8 таблицами, 5 рисунками и содержит 5 формул. ГЛАВА I . ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СИНДРОМОМ ДАУНА
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (203)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |