Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ налоговой системы Республики Беларусь



2020-02-03 213 Обсуждений (0)
Анализ налоговой системы Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Верховный суд США

 

Курсовая работа написана на тему «Оценка налоговой нагрузки на предприятия Республики Беларусь (на примере частного унитарного предприятия «Светотехника»)».

Сегодняшнее состояние налоговой системы РБ характеризуется сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знаниях предыдущих поколений, поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы Беларуси необходимо сделать краткий экскурс в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.

Налоги известны с глубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

- защита территории;

- выполнение управляющих и распределительных функций;

- поддержание внутреннего порядка;

- сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами).

Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов”.

Налоги для государства являются надежным и самым стабильным источником формирования средств и наполнения бюджета. Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

В курсовой работе анализируется структура, формирование, функционирование и перспективы развития налоговой системы республики, анализируется эффективность работы предприятия и налоговая нагрузка.

Цель курсовой работы состоит в выявлении аспектов формирования, функционирования и развития налоговой системы республики на современном этапе.

Первая глава «Анализ налоговой системы Республики Беларусь», в которой представлены теоретические вопросы функционирования налоговой системы.

Вторая глава «Анализ величины налоговой нагрузки на национальную экономику Республики Беларусь на макроуровне» анализирует динамику налоговой нагрузки и её влияние на экономику, а также динамику налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь. Здесь использованы горизонтальный, вертикальный и цепной методы анализа.

В третьей главе «Анализ налоговой нагрузки на промышленное предприятие (на примере ЧУП «Светотехника»)» дается количественная и качественная оценка налоговой нагрузки, а также представлена краткая организационно-экономическая характеристика промышленного предприятия.

В четвертой главе «Основные направления снижения налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь» представлены теоретические перспективы развития налогового законодательства и пути возможного совершенствования налоговой системы.

В заключении проведена оценка проделанной работы по каждой из представленных глав курсовой работы.

 

Анализ налоговой системы Республики Беларусь

1.1.Налоговое законодательство Республики Беларусь

Налоговое законодательство государства, как и любая дру­гая отрасль законодательства, представляет собой совокуп­ность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регули­ровании налоговых отношений.

Понятие налоговой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия "налоги". Если последние рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом в ходе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы. [26 ,стр. 13]

Основы функционирования национальной системы налогообложения необходимо рассматривать в зависимости от состояния экономики и общественно-политической надстройки в переходный к рынку период. При этом особое место в создании системы налогообложения рыночного типа занимают принципы её построения. [19,стр45]

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Основы существующей налоговой системы Республики Беларусь были заложены в 1992 году. На протяжении всего времени её существования велась кропотливая работа по совершенствованию налогового законодательства в части сокращения количества налогов и сборов, упрощения методики их исчисления и снижения ставок. Однако и сегодня говорить о том, что действующая налоговая система достигла своего совершенства, преждевременно. До сих пор среди отечественных экономистов идут жаркие споры об её эффективности, даются разноречивые оценки уровня налоговой нагрузки и её влияния на развитие экономики республики. В настоящее время налоговая нагрузка на экономику республики вполне сопоставима с её уровнем в большинстве зарубежных стран. [18 ,стр 17]

Анализ развития налоговой политики в республике с 1992 по 1999 годы показывает, что она преимущественно была направлена на решение текущих задач по мобилизации денежных средств для финансирования государственных расходов. Рост последних сопровождался усилением налогового пресса на предприятия. С 1992 года проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налоговых изъятий, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Она усложнялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений. Несмотря на то, что налоговая нагрузка снизилась с 65% в 1993г. до 41,5% в 1998г. она оставалась довольно значительной, а с 1997г. даже возросла. Чисто бюджетный прессинг составлял 30%, а остальная часть изъятий приходилась на внебюджетные фонды. Снижение удельного веса непосредственно за счёт снижения ставок платежей. Ставки были снижены по налогу на добавленную стоимость 28 до 20%, чрезвычайному Чернобыльскому налогу с 18 до 10%, а с 1998г. с8 до 4%.Состав, структура и нормы отчислений во внебюджетные фонды подвергались более существенным изменениям. Сокращение их общего количества с 12 в 1992г. до 8 видов в 1997г. и доЗ видов в 1998г. произошло за счёт объединения ведомственных централизованных фондов и за счёт изменения состава платежей. Были отменены отчисления на развитие здравоохранения, снижены нормы платежей в фонд социальной защиты с 40,8 до 35% Одновременно были введены новые формы целевых сборов: на содержание и ремонт жилищного фонда, на содержание детских дошкольных учреждений, на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия. С целью усиления контроля за использованием государственных средств большинство внебюджетных фондов с 1998 г. было преобразовано в целевые бюджетные фонды, что, однако, не изменило общего уровня налоговой нагрузки до 2001 года.[2,стр.38]

Современная налоговая система Беларуси характеризуется следующими чертами:

1. базируется на правовой основе, а не на подзаконных актах, в отличие от порядка, который действовал ранее. Однако пронизывает все финансовые отношения, связанные с перераспределением части совокупного общественного продукта;

2. построена по единым правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей независимо от организационно- правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц. За всеми налоговыми взносами осуществляется единый контроль со стороны налоговых органов;

3. предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создаёт равные условия формирования доходов путём определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочивания льгот и механизма их предоставления, невмешательство в использование средств, оставшихся после уплаты налогов;

4. обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов;

5. учитывает опыт западных стран, который даёт возможность Беларуси присоединяться к мировому рынку, включатся в международные экономические интеграционные связи.[9,стр.51]

Вместе с тем современная налоговая система в силу различных причин имеет существенные недостатки.

Во-первых, налоги носят преимущественно фискальный характер. При выборе налоговых форм главным фактором выступает лишь доходность бюджета, в то время как регулирующей роли налогов не придаётся серьёзное значение, хотя именно эти функции налогов могут способствовать экономическому росту государства.

Во-вторых, важным недостатком системы является высокий уровень налогообложения субъектов хозяйствования. Конечно, по ставке он сопоставим с зарубежными странами, но экономическое положение национальных юридических лиц значительно хуже, вследствие чего налоговое бремя они несут более тяжёлое.

В-третьих, большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов -республиканских, местных, целевых, внебюджетных осложняет налогообложение.

В-четвёртых, сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, особенно касающихся НДС.

В-пятых, несовершенство налоговой системы предопределено неоправданно широкими правами налоговых органов, которые нередко самостоятельно трактуют положения налогового законодательства, наказывая непомерным штрафом за нарушение установленных ею самой положений и при этом не неся ответственности за собственные ошибки.

Для совершенствования налоговой системы Республики Беларусь ежегодно проводится корректировка налогового законодательства касающиеся способов взимания, ставок и льгот по отдельным видам налогов. И 2005год не стал исключением.

Наиболее существенное изменение в практике взимания налогов касается снижение ставки чрезвычайного налога с 4% до 3%. Соответственно ставка единого платежа снижается с 5% до 4% от фонда заработной платы. Состав плательщиков, налоговая база, порядок исчисления и сроки уплаты этих платежей остаются прежними.[11,стр.42]

Налоговое законодательство Республики Беларусь включа­ет в себя:

■ Налоговый Кодекс государства и принятые в соответствии
с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;

■Декреты, Указы и распоряжения Президента Республики
Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

■Постановления Правительства Республики Беларусь, ре­гулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на ос­новании и во исполнение Налогового Кодекса, налоговых зако­нов и актов Президента Республики Беларусь;

■Нормативные правовые акты республиканских органов
государственного управления, органов местного управления и
самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и
издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налого­вым Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Пре­зидента Республики Беларусь и Постановлениями Правитель­ства Республики Беларусь.

Налоговый Кодекс - это основной документ, регламентиру­ющий в комплексе все направления налоговых отношений в го­сударстве. Принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в декабре 2002 г. Налоговый Кодекс упорядочивает все законо­дательные акты, действующие в налоговой сфере. Он устанав­ливает систему налогов, сборов, пошлин, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложе­ния, регулирует властные отношения по установлению, вве­дению, изменению, прекращению действия налоговых плате­жей и отношения, возникающие в процессе исполнения нало­гового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, а также определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов и дру­гих участников отношений, регулируемых налоговым законо­дательством.

Декреты и Указы Президента Республики Беларусь по вопросам налогообложения регламентируют механизм взима­ния отдельных налогов и сборов, отличающихся, как правило, особым режимом их взимания. По своей юридической силе Дек­реты и Указы Президента приравнены к Законам государства.

Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения, призваны обеспе­чить исполнение законов, декретов, указов. Они содержат разъяснительный материал, который детализирует механизм практической реализации того или иного направления налого­вых отношений.

Нормативные правовые акты республиканских органов госу дарственного управления, органов местного управле­нии и самоуправления являются по своей сути инструкциями по расчету и взиманию налогов. Инструкции разработаны по каждому налогу, сбору, пошлине и четко определяют объект налогообложения, сроки их уплаты и процедуру взимания.

Налоговый Кодекс Республики Беларусь состоит из четы­рех разделов. Каждый из разделов регламентирует отдельную сферу налоговых отношений. Содержание этих сфер непосред­ственно отражается в названии разделов:

■Раздел 1. «Общие положения»;

■Раздел 2. «Налоговое обязательство»;

■Раздел 3. «Налоговый учет и налоговый контроль»;

■Раздел 4. «Налоговые и таможенные органы».

В составе названных разделов выделено одиннадцать глав, которые конкретизируют нормативную правовую информа­цию: каждая глава Налогового Кодекса содержит несколько статей, в которых продолжена детализация отдельных на­правлений налоговых отношений, обозначенных в названии главы.

Так, глава 1 «Основные положения» дает юридическую ха­рактеристику таким основополагающим составляющим про­цесса налогообложения, как налоговые отношения, принци­пы налогообложения, виды налогов и сборов, порядок введения, изменения и прекращения действия республиканского и местных налогов.

В главе 2 «Плательщики налогов, сборов пошлин» дается юридическое определение всех возможных плательщиков налогов, сборов, пошлин: отечественных и иностранных субъектов хозяйствования, коллективных и индивидуальных пред­принимателей, налогоплательщиков и их налоговых агентов, других законных представителей налогоплательщика и т.п.

В главе 3 «Объекты налогообложения» содержатся разъяс­нения по каждому из возможных объектов, к которым могут быть применены налоговые ставки: имущество, доходы, рабо­ты, услуги, товары и т.п.

В главе 4 «Налоговые обязательства» дается четкое опреде­ление самому понятию «налоговое обязательство» и процедуре его исполнения в различных налоговых ситуациях: при ликвидации предприятия или его реорганизации, при наличии недее­способности или безвестно отсутствующего плательщика. Дается определение понятиям «налоговая база», «налоговая ставка», «налоговый период», «налоговые льготы», «сроки» и «порядок уплаты налогов».

В главе 5 «Способы обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней» четко регламентированы уста­новленные в Республике Беларусь способы обеспечения испол­нения налогового обязательства посредством залога имуществa, поручительства, использования пеней, приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке и арестом его имущества.

Глава 6 «Принудительное исполнение налогового обязательства» содержит указания по взысканию пеней за счет де­нежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика, за счет его наличных денег, а также за счет средств дебиторов на­логоплательщика, за счет имущества налогоплательщика.

Глава 7 «Зачет, возврат налогов» регламентирует процедуру возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налоговых сумм.

Глава 8 «Налоговый учет. Налоговая декларация» определяет понятие «налоговый учет», излагает его цели и предназначение. Введение налогового учета связано с тем, что действующий порядок налогообложения прибыли и сейчас предполагает помимо регистрации и систематизации хозяйственных операций по методологии бухгалтерского учета выполнение бухгалтером целого комплекса учетно-расчетных действий для правильного исчисления налоговых обя­зательств организации.

В этой главе дается также определение налоговой декларации, как письменного заявления налогоплательщика, содержа­щегоширокий аспект информации о самом налогоплательщике и его доходах.

В главе 9 «Налоговый контроль» дается определение этой категории, определяется объект контроля, виды кон­троля, перечень мер, которые применяют налоговые органы для осуществления контроля: контрольные закупки товара налоговые посты, личный досмотр должностных лиц, до­смотр находящихся при них вещей. Отдельными статьями устанавливаются:

■порядок постановки и снятия налогового учета, присвое­ния учетного номера налогоплательщику;

■процедура проведения налоговых проверок;

■направления использования результатов налоговых проверок.

В главе 10 «Налоговые и таможенные органы Республики Беларусь» приводится структура налоговых и таможенных ор­ганов, формулируются их функции, права и обязанности, меры и способы несения ответственности этих органов за убытки, причиненные налогоплательщикам, за незаконные решения неправомерные действия (бездействие) их должностных лиц.

В главе 11 «Порядок и сроки обжалования решений налого­вых органов, действий (бездействия) их должностных лиц»регламентируются следующие процедурные моменты:

■право на обжалование;

■порядок обжалования;

■порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налоговой органа;

■рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом
или вышестоящим должностным лицом налогового органа;

■последствия подачи жалобы и т.п.[26]

Кроме налогового законодательства вторым активным эле­ментом налоговой системы любого государства является налоговая служба.

Налоговая служба Республики Беларусь - это совокупность специальных государственных органов, которые в пределаx своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в налоговой сфере.

Организационная система управления налогами в Республике Беларусь является двухуровневой.

Общее управление налогами в Республике Беларусь возложено на высшие органы государственной власти - парламент, аппарат Президента, правительство. Они определяют основные принципы налогообложения, разрабатывают налоговую политику. Парламент как законодательный орган в соответствии с Конституцией рассматривает законы о налогах, сборах и обяза­тельных платежах. Все законодательные проекты о введении или отмене налогов и сборов, об освобождении от их уплаты на территории страны вносятся в парламент при наличии заключения правительства.

Оперативное управление процессом налогообложения в Республике Беларусь возложено на Министерство финансов по налогам и егоорганы на местах, Министерство по налогам и сборам и его территориальные инспекции, Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет, которые действуют в пределах своей компетенции в соответствии с действу­ющим законодательством. Управление налогообложением на предприятиях, в учреждениях, организациях, а также в министерствах и ведомствах осуществляется финансовыми отделами и бухгалтерскими службами. С помощью органов оперативного управления государство руководит налогообложением во всех структурных подразделениях экономики.

 

1.2. Классификация налогов в Республике Беларусь

 Классификация налогов — это группировка налогов по различным при­знакам. Для организации рационального управления налогообложения клас­сификация налогов имеет большое значение.

Коренной признак налогов - их принудительный характер. С этой точ­ки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присут­ствует слово «налог», например, налог на добавленную стоимость, подоход­ный налог с физических ниц и др. Налоговую форму имеют также таможен­ные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд. Все эти платежи в совокупности об­разуют налоговую систему.

В большинстве стран наряду с налогами, поступающими в бюджет и внебюджетные фонды, которыми располагает правительство, имеются налоги, поступающие в распоряжение региональных и местных властей. Обычно ре­гиональные и местные представительные органы участвуют в установлении перечня или хотя бы размера таких налогов. Перечень налоговых отчислений зависит от устройства бюджетной системы и обусловлен административно-территориальным делением каждой страны. Бюджетные системы разных стран отличаются структурой, количеством отдельных видов бюджетов, так как во многом зависят от их государственного устройства и территориального деления.

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются: республиканский бюджет, бюджет Минска и местные бюджеты (областные, городские, районные, сельские, поселковые), которые формируются за счет республиканских налогов, сборов и пошлин и местных налогов и сборов.

Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются непо­средственно физические и юридические лица, а также их доходы. Косвен­ными — ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Иными словами, пря­мой налог увязывается непосредственно с характеристиками плательщика, а косвенный - с той деятельностью, которой он занимается.

Типичными примерами прямых налогов являются подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог с процентных дохо­дов (на доход от денежного капитала и на Доход от сбережений), налог на ка­питал и собственность (на конкретные виды имущества, на личное состояние, на наследство и дарение, на прирост капитала - от продажи товаров и иму­щества). К числу косвенных налогов относятся, в частности, налог на добав­ленную стоимость, акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п.

Косвенные налоги разнообразнее прямых, поскольку спектр несхожих между собой объектов обложения очень широк. В России, Беларуси и многих других странах наибольшую роль среди косвенных налогов играет налог на добавленную стоимость, а также акцизы, которыми дифференцированно облагаются отдельные товары и услуги.

На территории Республики Беларусь установлены и действуют две группы налогов, сборов, (пошлин) – республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусьдвухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. Чтобы стать республиканским, налог, сбор или пошлина должны одновременно отвечать двум обязательным условиям:

■быть установленными законодательными актами;

■признаваться обязательными к уплате на всей территории
Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

Местные налоги и сборы могут полностью зачисляться в доход области или бюджета, определяться в качестве регулирующих либо полностью направляться в нижестоящие бюджеты. Правовое регулирование этих вопросов может быть обеспечено путем принятия областным Советом депутатов соответствующего решения в рамках бюджетного процесса.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог с физических лиц; экологический налог; налоги с пользователей природных ресурсов; налоги на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы; таможенная пошлина и таможенные сборы; оффшорный сбор; консульский сбор; экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пош­лины.

К местным налогам и сборамНалоговый Кодекс Республики Беларусь относит: налог с розничных продаж; налог за услуги; налог на рекламу; сборы с пользователей. В настоящее время порядок применения таких налоговых платежей ежегодно устанавливается Законом «О бюджете Республики Беларусь» на соответствующий бюджетный (финансовый) год. При этом определяются их состав (конкретные образцы платежей) и отдельные условия применения.

Зачастую перечень видов местных налогов и сборов остается открытым, т. е. предусматривает позицию «и другие», а определяемые элементы налогообложения, такие, как плательщики, объекты налогообложения, налоговая база и ставки, не имеют конкретики и ограничиваются лишь общими, рамочными нормами.

 



2020-02-03 213 Обсуждений (0)
Анализ налоговой системы Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ налоговой системы Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)