Профессионально - психологический отбор
В ряде стратегий отсутствует этап предварительного изучения, работа с кандидатами на должность начинается со стадии отбора. Отбор происходит в условиях личного контакта работодателя и кандидатов, что позволяет использовать следующие методы изучения личности: • анкетирование; • тестирование; • собеседование; • включенное наблюдение и т. п. Для него характерна такая последовательность действий: • анкетирование и предварительное психологическое тестирование кандидатов на работу; • уточнение анкетных данных, материалов тестирования и анализ информации о личностных качествах кандидатов, полученных по прежнему месту работы. Вариант анкеты кандидата на работу представлен в приложении 3. Прогностическая надежность выводов, сделанных по результатам тестирования на этом этапе — 75—80%. Основная задача — выявление лиц, абсолютно непригодных для приема на работу. Анкетирование и тестирование могут быть как одноступенчатыми, так и многоступенчатыми. Одноступенчатое тестирование целесообразно проводить в тех случаях, когда число кандидатов не превышает 2-3 человек в день. При большем числе кандидатов более предпочтительным становится двухступенчатая процедура тестирования. Основное различие между этими тактиками заключается в количестве предлагаемых тестов и их направленности. При первом варианте отдается предпочтение методикам, ориентированным на выявление личностных качеств, наличие которых у кандидата недопустимо. К такой категории тестов прежде всего относятся личностные опросники: • MMPI; • FPI; • Леонгарда — Шмишека; • Спилбергера — Ханина; • Цветовой тест Л юшера. Эти тесты позволяют оценить уровень тревожности, наличие у кандидата на работу акцентуаций характера или иных психологических характеристик, позволяющих отнести его к категории лиц, абсолютно непригодных для дальнейшего изучения. Первичное психологическое тестирование является обязательным для всех без исключения категорий вновь принимаемых сотрудников. Процедурно оно может быть реализовано либо в бланковом, либо в компьютерном варианте. Лица, попавшие в группу абсолютно непригодных, исключаются из списка кандидатов на работу, а остальные допускаются к следующему этапу профотбора. Повторное тестирование обязательно для всего управленческого персонала. Используются методики, ориентированные на изучение профессионально значимых психологических характеристик кандидата и уточнение личностных качеств, определяющих его совместимость с другими сотрудниками. На этом этапе целесообразно использовать такие тестовые методики: • CPI; • Тест Т. Лири; • Соционика; • Цветовой тест Люшера; • Тест «Потребности»; • Тест «Стиль мышления»; • Тест «Стиль руководства»; • Тест КОТ; • Прогрессивные матрицы Равена и т. п. Первичное собеседование Должно строиться по принципу структурированного интервью. В рамках собеседования необходимо решить следующие задачи: • установить значимые для принятия решения о приеме на работу факты из биографии кандидата; • проверить точность информации, представленной кандидатом в анкете, автобиографии и других документах; • составить первичное впечатление о профессиональных и личностных особенностях кандидата; • оценить динамику личностного и профессионального роста кандидата; • узнать о личностных и карьерных планах кандидата на ближайшее и отдаленное будущее; • выяснить, чем кандидат мотивирует свой уход с прежнего места работы, почему он выбрал именно вашу компанию; • выяснить права кандидата по отношению к собственности предыдущего нанимателя; • получить копию приказа об увольнении; • получить рекомендательные письма. Типы собеседований Биографическое собеседование строится вокруг фактов из жизни кандидата на работу, его прошлого опыта. Такое собеседование дает возможность выяснить, чего кандидату удалось достичь в жизни, какой ценой, и на основании этого сделать предварительный прогноз успешности его адаптации к новой должности. Ситуационное собеседование заключается в том, что кандидату предлагается решить одну или несколько проблемных задач. В качестве заданий используются реальные или гипотетические ситуации, желательно такие, с которыми ему придется иметь дело при выполнении служебных функций. Оценке подлежат как сам результат, так и оригинальность решений, предложенных кандидатом. Критериальное собеседование строится по схеме интервью, во время которого кандидату задают вопросы о том, что бы он сделал в определенной ситуации, связанной с его будущей деятельностью. Ответы оцениваются по заранее разработанным критериям. В ходе собеседования необходимо дать кандидату некоторую информацию о компании. Эта информация не должна касаться сведений, составляющих коммерческую тайну. Для принятия осмысленного решения о желании поступить на фирму кандидат должен знать: • какую продукцию и услуги предлагает компания; • где и кому реализуется продукция; • сколько лет существует организация; • как изменились главные задачи компании за время ее существования на рынке; • какие перспективы имеет направление деятельности компании на рынке продуктов и услуг; • каковы критерии отбора персонала; • какие социальные программы осуществляются компанией в отношении своих сотрудников; • каковы функциональные обязанности кандидата на новое место работы. Интервью Подготовка Вопросы, которые вы собираетесь задать в ходе интервью, делятся на две категории: • вопросы, ориентированные на работу, то есть вызванные особыми требованиями по работе (задаются всем кандидатам); • вопросы, ориентированные на личностные особенности, то есть вызванные содержанием резюме и результатами предварительного изучения. Перед началом интервью желательно набросать его план, ответив на следующие вопросы: 1. Что я знаю о кандидате? 2. Какие вопросы необходимо задать и какие ответы меня устроят? 3. Какие вопросы мне может задать кандидат и как отвечать на них? 4. На что обращать внимание при общении с кандидатом? 5. Желательный результат встречи. Возможные альтернативы. 6. Необходимые материалы для подготовки. Структура интервью Часть I . Общая оценка кандидата 1. Физические данные. 2. Склонности. 3. Общий интеллект, культура. 4. Интересы. 5. Особые способности. 6. Характер. 7. Личные обстоятельства. Часть II . Оценка профессионально значимых качеств 1. Умение оказывать влияние на других. 2. Квалификация. 3. Врожденные способности. 4. Мотивация. 5. Адаптация. Часть III . Свободный рассказ кандидата В своем рассказе кандидат должен затронуть три области: 1. Информация о предыдущей работе и образе жизни в тот период времени (краткое устное резюме). 2. Состояние, взгляды, убеждения, настроения в настоящий момент. 3. Планы на будущее, интересы, намерения, цели в смысле карьеры, к какому образу жизни стремится. Дополнительные рекомендации: 1. Прочтите заявление-анкету и подумайте заранее, какие вопросы вам может задать претендент на работу. 2. При опросе кандидатов пользуйтесь заранее подготовленным планом. Не только говорите, но и слушайте. Как минимум 60% слов, произнесенных во время беседы, должны приходиться надолго вашего собеседника. 3. Не держите ваши сомнения при себе, высказывайте и разрешайте их сразу. 4. Чаще используйте открытые вопросы. 5. Испытывая сомнения по поводу целесообразности принятия на работу конкретного кандидата, прислушивайтесь к вашей «иррациональной» составляющей — интуиции. 6. Ведите записи, включая письменные выводы, после каждой беседы. Для стимулирования речевой активности кандидата, чтобы получить необходимую информацию о его личностных особенностях, целесообразно в ходе интервью задать ему следующие вопросы: • Как бы Вы описали свой характер? • За что Вас наиболее часто критиковали в последние 4-5 лет? • Вам больше свойственно соглашаться или спорить? • Какие функции из своих должностных обязанностей Вы выполняете с наибольшим удовольствием? • Как бы Вы описали себя с помощью трех прилагательных? • Как Вы поступите, если обнаружите, что Ваш коллега расходует деньги фирмы на личные нужды? • Перечислите те ситуации, в которых Вам удалось достичь успеха, несмотря на возникшие трудности? • Какую цель Вы сможете реализовать, заняв данную должность? • В чем Вы приукрасили себя, отвечая на вопросы? • Какие трудности Вы видите для себя при освоении данной должности? • Способны ли Вы влиять на мышление и поведение других людей? • С чего Вы начнете, вступив в должность? По реакциям кандидата на ваши вопросы и его репликам можно сделать и некоторые выводы об уровне его интеллекта. О недостатках в интеллектуальной сфере могут свидетельствовать: • явное отсутствие системности в изложении какого-либо материала; • явно поверхностный анализ фактов; • явно необоснованные заключения; • примитивность заключений и выводов; • противоречие собственным посылкам; • категорические утверждения, ни на чем не основанные; • абсурдные заключения, выводы, заявления; • неспособность понять переносный смысл шуток, пословиц; • чрезмерная обидчивость по явно незначительным поводам. Чем больше указанных признаков вы отмечаете в поведении вашего партнера, тем ниже его интеллект. В ходе интервью необходимо обращать внимание и на невербальные (несловесные) реакции. По таким реакциям можно судить о его эмоциональном состоянии и некоторых личностных особенностях. М. И. Магура (2001) выделяет несколько типов жестов в зависимости от их функционального значения: • иллюстрирующие — указание формы, высоты, направление движения; • регулирующие — показывающие, как следует выполнять то или иное действие или работу; • адаптивные — появляющиеся при волнении или затруднительных ситуациях (постукивание по столу, покусывание кончика ручки, поправление очков и т. п.); • жесты-эмблемы — общепринятые обозначения; • эмоциональные — связанные с эмоциональным состоянием. Основой успешной диагностики партнера по невербальным сигналам является развитие вашей наблюдательной сензитивности (чувствительности), то есть способности наблюдать (видеть и слышать). При этом объектами вашего наблюдения должны быть: • речевые акты, их частота, продолжительность; • последовательность, направленность, интенсивность, уровень экспрессии; • особенности лексики, грамматики, фонетики, интонации и голосовых качеств говорящего; • речемоторная синхронизация; • графические проявления (почерк, рисунок); • выразительные движения (лица и тела). Признаки повышенной эмоциональной возбудимости: • яркие мимические реакции, оживление хоботкового рефлекса (губы вытянуты вперед трубочкой); • выраженная пантомимика (жестикуляция); • выраженные реакции позы, особенно скованность; • сильный тремор (дрожание рук, ног, щек, век); • заметные изменения в фонации и артикуляции речи, неадекватная интонация; • значительные эмоционально-вегетативные сдвиги; • частые позывы на диурез и активизация перистальтики в эмоционально окрашенных ситуациях; • суетливость, несдержанность, вопросы и ответы с чрезвычайной эмоциональной окраской; • неадекватные эмоциональные реакции радости или огорчения, частые избыточные эмоции. Признаки недостаточной эмоциональной устойчивости: • ухудшение результатов деятельности в эмоционально насыщенных ситуациях; • неадекватные поступки, частые ошибки в действиях при работе в условиях контроля руководителя; • постоянное стремление избегать эмоционально насыщенных ситуаций в профессиональной или иной деятельности (если и присутствовать, то только в качестве зрителя). Основная цель — получение материалов для составления психологического портрета сотрудника и выработка рекомендаций для вышестоящего руководства по эффективному его использованию. Экспериментальным путем выявлены некоторые признаки, на основании которых кандидатам на работу чаще всего отказывают по результатам собеседования. К ним, в частности, относятся: • жалкий внешний вид; • стремление показать свое превосходство; • неумение ясно и четко выражать свои мысли; • отсутствие четких целей и задач; • неуверенность в себе; • отсутствие мотивации к работе в данной должности; • заинтересованность только в высокой зарплате; • высокий уровень притязаний по должности и зарплате; • тенденция к самооправданию; • недостаток такта; • агрессивность поведения; • презрительные, неуважительные отзывы о предыдущих работодателях; • отсутствие мотивации к профессиональному росту; • вялое рукопожатие; • нерешительность; • отсутствие чувства юмора; • откровенный цинизм; • узость интересов; • неумение ценить время; • неспособность воспринимать критику; • отсутствие вопросов об условиях будущей работы; • склонность к авторитарному поведению; • уклончивые ответы на острые вопросы. По результатам интервью следует заполнить специальную Форму 1. (приложение 4). Итогом профессионально-психологического отбора должно стать разделение всех кандидатов на работу на четыре группы: • абсолютно пригодных, • абсолютно непригодных, • относительно пригодных, • относительно непригодных. Абсолютно пригодные — те, которые по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовки полностью соответствуют сформулированным требованиям. Относительно пригодные — те, кто по своим личностным качествам соответствуют требованиям, а уровень их профессиональной подготовки несколько ниже требуемого. Относительно непригодные — те, чьи личностные качества не в полной мере соответствуют требованиям, а уровень их профессиональной подготовки равен или выше требуемого. Абсолютно непригодные — те, кто по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовки не соответствуют сформулированным требованиям. Дальнейшая работа осуществляется только с участием представителей первых трех групп. Экспертная оценка Для оценки профессиональной подготовки кандидатов на работу необходимо привлекать экспертов — высококвалифицированных специалистов в тех областях, в которых будут работать новые сотрудники. Задача экспертов — дать мотивированное заключение об уровне профессиональной подготовки и степени развития у кандидата профессионально значимых качеств. Наибольший эффект достигается тогда, когда собеседование с экспертом сопровождается выполнением кандидатом на работу специальных творческих заданий. Данное условие является обязательным при подборе руководителей высшего звена. Используются методики, ориентированные на раскрытие творческого потенциала кандидата и оценку особенностей его работы с информацией. Вариант заключения экспертов предложен в приложении 5. Прогностическая надежность выводов — 60-75%. Основная цель — выявление скрытых резервов интеллектуальных возможностей кандидата и энергетической цены принятия им решений в сложных ситуациях.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |