Реализация биологической информации в клетке.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГБОУ ВПО КГМУ Минздрава России КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ БИОЛОГИИ, ГЕНЕТИКИ И ЭКОЛОГИИ
БИОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие По самоподготовке и практическим занятиям для студентов фармацевтического факультета (заочная форма обучения)
Курск 2013 ББК - УДК –
Учебно-методическое пособие по самоподготовке и практическим занятиям по биологии для студентов фармацевтического факультета (заочная форма обучения) / В. П. Иванов, Л. А. Гребеник, А. И. Кириленко, В.Н. Рыжаева, В.А. Королев. - Курск: КГМ, 2013.
Методические рекомендации по самоподготовке и к практическим занятиям по биологии составлены в соответствии с учебной программой. Они отражают большую часть курса биологии, изучение которой предусматривает, помимо глубокого теоретического освоения материала, выработку студентами практических навыков. Методические рекомендации подготовлены: зав. кафедрой биологии, медицинской генетики и экологии, академиком РАЕН, доктором медицинских наук, профессором В. П. ИВАНОВЫМ, доцентами Л. А. ГРЕБЕНИКОМ, А. И. КИРИЛЕНКО, ст. преп., к.б.н. В.Н.РЫЖАЕВОЙ, доктором биологических наук, профессором В.А. КОРОЛЕВЫМ. Все права защищены. Ни одна из частей методических рекомендаций не может быть воспроизведена и использована в любой форме и любом виде без разрешения авторского коллектива и издателя. За информацией следует обращаться на кафедру биологии, медицинской генетики и экологии (г. Курск, ул. К. Маркса, 3, Курский государственный медицинский университет)
ББК - 28 © Коллектив авторов, 2013. © КГМУ, 2013.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине биология Для студентов 1 курса фармацевтического факультета (заочная форма)
Занятие № 1 ТЕМА: Клетка - элементарная единица живого. Химический состав клеток. Организация наследственного материала у про- и эукариот. Наследственный аппарат клеток человека. Реализация биологической информации в клетке. Клетка - элементарная структурная, функциональная и генетическая единица всех живых систем. Знание закономерностей их строения, жизнедеятельности необходимо для понимания процессов самовоспроизведения, саморепродукции, самоорганизации живых систем. В состав живых клеток входят более 80 химических элементов из 109 периодической системы д. И. Менделеева. Это указывает на связь и единство живой и неживой природы. Качественные различия химической организации клеток выявляются на более высоком, молекулярном, уровне организации и обусловлены присутствием в составе живых систем разнообразных органических веществ: белков, нуклеиновых кислот, липидов и углеводов. Именно они являются структурными и функциональными элементами живой материи. Изучение химического состава клеток позволяет понять не только специфику их химической организации, но и сущность процессов, лежащих в основе их жизнедеятельности. Тот факт, что клетки животных, растений, микроорганизмов сходны по химическому составу, свидетельствует о единстве органического мира. Структурная и функциональная преемственность живых организмов во времени, регуляция процессов жизнедеятельности и развития клеток в онтогенезе осуществляются на основе механизмов реализации наследственной информации, хранящейся в молекулах ДНК. Изучение строения ДНК, механизмов ее репродукции, особенностей организации генома про- и эукариот позволяет понять закономерности хранения и передачи информации, направление эволюции генома. Знание организации наследственного вещества клеток человека открывает пути исследования структуры и функции его отдельных генов. Клетки представляют собой саморегулирующиеся живые системы. Временная и пространственная согласованность протекающих в них процессов регулируется специфическими белками - ферментами, синтез которых представляет один из важнейших этапов реализации биологической информации
I . ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить строение про- и эукариотических клеток. 2. Уметь определять основные структуры животных клеток. 3. Изучить химический состав клеток. 4. Изучить особенности организации наследственного материала про- и эукариот. 5. Изучить строение хромосом эукариот. 6. Изучить свойства генетического кода. 7. Знать общие механизмы биосинтеза белков. II . ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: 1. Знать уровни организации жизни. 2. Знать свойства живого.
III . ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Открытие клетки и развитие представлений о ее строении. 2. Клеточная теория, ее создание и развитие (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Современное состояние клеточной теории, ее мировоззренческое значение. 3. Типы клеточной организации. Гипотезы о происхождении эукариот. 4. Особенности строения прокариотических клеток. 5. Особенности строения эукариотических клеток (мембрана, ядро, цитоплазма). 6. Строение и функции органоидов эукариотической клетки. 7. Функциональная взаимосвязь органоидов как основа системной организации клеток. 8. Макро-, микро- и ультрамикроэлементы. 9. Неорганические вещества клетки. 10.Соотношение неорганических и органических веществ в клетке. 11.Белки, их химический состав, строение, свойства и функции. 12.Углеводы, их химический состав и функции в клетке. 13.Липиды, их химический состав и функции в клетке. 14.Нуклеиновые кислоты, виды, строение, свойства, функции. 15.Доказательства генетической роли ДНК. 16.Механизмы репродукции ДНК. 17Характеристика ДНК человека. Виды нуклеотидных последовательностей, их биологические функции. 18.Уровни организации наследственного материала эукариот. 19.Химический состав хромосом. 20.Нуклеосома - элементарная структурная единица хромосом. 21.Морфология метафазной хромосомы. Морфологические типы хромосом. 22.Гетеро - и эухроматин, его биологическое значение. 23.Понятие о кариотипе. Кариотип человека, его характеристика. 24.Понятие о гене, и его функциях. Гипотеза «один ген - один фермент». 25.Генетический код, его свойства. 26.Структурная организация генов про- и эукариот. 27.Механизмы транскрипции. 28.Различие транскрипции у про- и эукариот. Оперон. Транскриптон. 29.Процессинг. Сплайсинг. 30Трансляция, ее этапы и механизмы.
IV .ЛИТЕРАТУРА 1. Лекция. 2. Чебышев Н.В. и др. Биология. М: «Мед. инф. агенство», 2010 г.- С.7-92. V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Открытие клетки и развитие представлений о ее строении. 2. Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден). Развитие клеточной теории в работах Р. Вирхова. Современное состояние клеточной теории, ее значение. 3. Типы клеточной организации. Гипотезы о происхождении эукариот. 4. Особенности строения прокариотических клеток. 5. Особенности строения эукариотических клеток. 6. Структурная организация и функции клеточной мембраны. 7. Структурные компоненты клеточного ядра. 8. Морфологическая и функциональная организация основных органоидов клетки (эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, клеточный центр, рибосомы, микронемы, микрофибриллы). 9. Макро -, микро- и ультрамикроэлементы. Их биологическая роль. 10. Соотношение органических и неорганических соединений в клетках. 11.Неорганические вещества, содержащиеся в клетке (их особенности и функции). 12.Белки: состав, уровни организации, функции в клетке. 13.Строение углеводов. Функции углеводов в клетках. 14.Липиды, их строение и функции в клетке. 15.Открытие ДНК, доказательства ее генетической роли. 16.ДНК: строение молекулы, свойства, биологическая роль. 17.Механизмы репликации ДНК. 18.РНК: особенности строения, виды, биологическая роль. 19.Особенности организации генома про- и эукариот. 20.Уровни организация наследственного материала эукариот. 21.Что такое ген? Свойства генов. Функции генов. 22.Структурная организация генов про- и эукариот. 23.Химический состав хромосом. 24.Структурная организация нуклеосом. Упаковка нуклеосом в метафазную хромосому. 25.Морфологические типы метафазных хромосом. 26.Гетеро - и эухроматин, его функциональное значение. 27.Понятие о кариотипе. Общая характеристика кариотипа человека. 28.Что такое генетический код? Основные свойства генетического кода. 29.Назовите основные этапы биосинтеза белка. 30.Как осуществляется транскрипция? 31.Что такое процессинг? Механизмы сплайсинга. 32.Структурно-функциональная организация оперона. 33.Что такое транскриптон? 34.Что такое трансляция? Назовите основные этапы трансляции. 35.Как вы представляете механизмы взаимодействия генов на уровне молекул?
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |