Человек как объект генетического анализа.
Генетика изучает два фундаментальных свойства живых организмов - наследственность и изменчивость. Основы ее были заложены Г. Менделем, доказавшим своими работами дискретность наследственности, закономерный характер передачи генов при смене поколений. Современная генетика представляет собой область естествознания, изучающую материальную природу наследственности и изменчивости, закономерности их проявления на всех уровнях организации живого. Общая генетика является теоретической основой генетики человека, медицинской генетики. В основе существующего многообразия живых организмов, проявления их биологической индивидуальности лежит фундаментальное свойство живого, получившее название изменчивости. Находясь в диалектическом единстве с наследственностью, оно является одним из главных факторов, обеспечивающих совершенствование и развитие биологических систем на различных уровнях организации. Изучение форм проявления изменчивости, причинно-следственных отношений между наследственным веществом и факторами среды позволяет проникать в глубинные механизмы, составляющие сущность живого и обеспечивающие его эволюцию. Изучение наследственности и изменчивости организма человека, в отличие от растений и животных, имеет свои особенности, обусловленные объектом исследования - человеческим организмом. Природа этих особенностей диктуется социальной сущностью человека, которая, возникнув на биологической основе и находясь с ней в неразрывном единстве под действием общественных отношений, является определяющей стороной в жизнедеятельности человека. Именно социальное в человеке определяет методологию, методические подходы, нравственные, этические, правовые и другие аспекты анализа его биологических основ, среди которых важное место занимают наследственность и изменчивость I . ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить предмет, задачи и методы генетики. 2. Изучить закономерности наследования признаков при различных типах наследования. 3. Уметь решать ситуационные задачи и делать на основе их требуемые заключения. 4. Рассмотреть изменчивость как свойство живого. 5. Изучить формы и уровни ее проявления. 6. Оценить значение изменчивости в эволюции. 7. Усвоить особенности генетического анализа у человека. 8. Изучить основные методы генетики человека. 9. Уметь использовать методы генетики человека для генетического анализа.
II . ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ: 1. Знать молекулярный и хромосомный уровни организации наследственного материала. 2. Знать биологическое значение и генетическую сущность мейоза. 3. Знать материальные основы организации живого вещества. 4. Иметь представление о взаимодействии наследственности и среды в формировании генотипа. 5. Знать молекулярные и цитологические основы организации наследственного вещества у эукариот и принципы функционирования генома у человека. 6. Владеть основными законами наследования и наследственности. 7. Иметь представление о взаимодействии аллельных и неаллельных генов в пределах генотипа как генетической системы. 8. Знать основные формы, уровни и закономерности проявления изменчивости. III . ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Предмет, задачи, методы генетики. 2. Наследование как процесс передачи наследственной информации при размножении. 3. Моногибридное скрещивание. 4. Закон единообразия гибридов первого поколения. Доминантность и рецессивность. 5. Понятие об аллельных генах. Закон расщепления. Условия менделирования признаков. 6. Ди- и полигибридное скрещивание Независимое наследование признаков. 7. Цитологические основы независимого наследования признаков. 8. Менделирующие признаки человека. 9. Пол и его хромосомный механизм. 10.Наследование признаков, сцепленных с полом. 11.Сцепление генов. Наследование при полном и неполном сцеплении генов. 12.Основные положения хромосомной теории. 13.Основные формы изменчивости (наследственная и фенотипическая), их характеристика и значение в индивидуальном и историческом развитии. 14.Комбинативная изменчивость. 15.Мутационная изменчивость. 16.Корреляционная изменчивость. 17.Трансформационная изменчивость. 18.Роль различных видов наследственной изменчивости в эволюции. 19.Мутагенез как процесс возникновения мутации. Виды мутагенеза. 20.Основные факторы мутагенеза и их характеристика. 21.Генные мутации, их частота и классификация. 22.Хромосомные мутации. Их виды (делеция, дупликация, инверсия, транслокация). 23.Геномные мутации (полиплоидия, анеуплоидия). 24.Соматические и гаметические мутации. Их влияние на генофонд популяций. 25.Факторы, препятствующие проявлению рецессивных генных мутаций. 26.Репарация генетического материала. Механизмы репарации ДНК. 27.Генетика человека, предмет и задачи генетики человека. 28.Генеалогический метод и задачи, решаемые с его помощью. 29.Этиология и генез многоплодия у человека. 30.Близнецовый метод и его значение. 31.Генетико-математический анализ в близнецовых исследованиях. 32.Популяционно-статистический метод в генетике человека. 33.Закон Харди-Вайнберга. Условия идеальной популяции. 34.Цитогенетический метод, этапы его проведения. Значение работ Тьио и Левана в установлении числа хромосом у человека. 35.Биохимический метод. 36.Методы генетики соматических клеток. 37.Медицинская генетика: предмет, задачи. 38. Основные классы наследственной патологии человека: хромосомные, генные и болезни с наследственной предрасположенностью.
I V. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лекции по генетике, по закономерностям изменчивости. 2. Чебышев Н.В. и др. Биология. М: «Мед. инф. агенство», 2010 г.- С.154-259.
V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Что изучает генетика? 2. Что такое наследование? 3. Какие методы используют в генетике? 4. Дайте определения гену, генотипу, фенотипу. 5. Закономерности наследования при моногибридном скрещивании. 6. Понятие о доминантности и рецессивности, аллельных и неаллельных генах. 7. Независимое наследование признаков, его условия. 8. Законы наследственности, вытекающие из законов наследования. 9. Хромосомный механизм определения пола. 10. Типы хромосомного определения пола. 11. Наследование признаков, сцепленных с Х- и У-хромосомами. 12. Что такое сцепление генов? 13. Хромосомная теория и ее основные положения. 14. Дайте определение понятию «иэменчивость» 15.Назовите основные формы изменчивости и раскройте их биологическую сущность. 16.Что лежит в основе проявления комбинативной изменчивости? Рассмотрите примеры. 17.Роль комбинативной изменчивости в формировании разнообразия живого. 18.Взаимоотношения среды и наследственности. Мутагенез и его виды. 19.Факторы мутагенеза и их характеристика. 20.Мутации как основной материал для эволюции. 21.Уровни возникновения мутаций и их характеристика. 22.Биологическая роль генетических и соматических мутаций. 23.Явление трансформации. 24.Коррелятивная изменчивость и ее роль в поддержании гомеостаза организма. 25.Репарация генетического материала. Механизмы репарации. 26.Биологическая роль наследственной и модификационной изменчивости в онто - и филогенезе организмов. 27.Сформулируйте предмет и задачи генетика человека. 28.Рассмотрите проблему соотношения биологического и социального в человеке и ее влияние на изучение биологических основ. 29.В чем заключаются особенности при проведении генетического анализа у человека? 30.Перечислите основные трудности при проведении генетического анализа у человека и пути их преодоления. 31.Определите вопросы, решаемые с помощью генеалогического метода. 32.В чем сущность деонтологических аспектов сбора информации при составлении легенды? 33.Методические принципы построения родословных и используемая символика. 34.Причины и частота рождения близнецов у человека. Типы близнецов. 35.Почему близнецы используются в генетическом анализе у человека? 36.Биологическая сущность близнецового метода и задачи, решаемые с его помощью. 37.Генетико-математический анализ качественных и количественных признаков по данным близнецовых исследований. 38.Понятие о популяции. Условия идеальной популяции. 39.Закон Харди-Вайнберга, его биологическая сущность и математическое выражение. 40.Значение популяционно-статистического метода в генетике человека. 41.Биохимический метод и его роль в изучении наследственности и изменчивости. 42.Дерматологический анализ и его использование в генетике человека. 43.Методы генетики соматических клеток.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (394)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |