Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II . Разнообразие форм и видов  нестандартных уроков



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Глава II . Разнообразие форм и видов  нестандартных уроков 0.00 из 5.00 0 оценок




    1. Формы и виды нестандартных уроков

Нестандартные уроки также различаются между собой по форме и по видам.

Форма Разновидность нестандартного урока
1. Соревнование конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина
2. Основанные на видах общественной деятельности исследование, изображение, анализ, первенство, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия
3. Основанные на нетрадиционной подаче учебного материала урок мудрости, откровение, дублёр начинает действовать
4. Основанные на публичных формах общения пресс- конференция, аукцион, бенефис, митинг, дискуссия, панорама, «живая» газета
5. Основанные на ориентации на фантазию сказка, сюрприз
6.Основанные на имитации общественно- культурных мероприятий экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная
7. Основанные на имитации деятельности учреждений и организаций суд, следствие, цирк, трибунал, учёный совет, патентное бюро
8. Основанные на переносе в урок форм внеклассной работы КВН, клуб знатоков, посиделки, концерт, «следствие ведут знатоки»
9. Основанные на трансформации традиционных способов организации уроков лекция – парадокс, экскурсия – опрос, защита оценки, семинар, консультация

 

Описание некоторых видов нестандартных уроков

Ролевая игра

    Одной из наиболее распространённых разновидностей нестандартных уроков (Н.У.) является ролевая игра.

    По мнению О.И. Медведевой, ролевая игра как методический приём обучения иностранному языку получила широкое распространение в школьной практике. Она относится к группе активных способов обучения, помогает активизировать речемыслительную деятельность школьников, формирует у них умение самостоятельно выражать свои мысли, а значит, более качественно решать практические задачи обучения8.

    Несмотря на большое количество публикаций, посвящённых теории ролевого общения, а также появление ряда учебников, построенных на основе речевых актов и широкого использования ролевых игр, многие вопросы этой сложной проблемы не получили ещё должного обоснования и однозначного решения.

    Наибольшее распространение в отечественной и зарубежной теории ролевых игр получила классификация, разработанная социологом

У. Герхардтом, согласно которой роли делятся на статусные, позиционные и ситуационные.

    Что касается ролевых отношений, то их принято делить на:

ü симметричные - коммуниканты являются носителями одной и той же социальной роли, например: брат- сестра, учитель- учитель, ученик – ученик; ситуации их общения направлены на развитие умений строить взаимоотношения с носителями идентичной роли, обсуждать проблемы в рамках общего социального контекста.

ü ассиметричные – участники общения характеризуются различными социальными признаками: ученик – учитель, подчинённый – начальник; ситуации их общения направлены на обучение строить речевое поведение в соответствии с ролью и статусом партнёра. 

    Ролевые отношения являются основным параметром, определяющим характер ситуации.

    «Участие в ролевой игре подразумевает тесное соединение умений учащихся с социокультурной реальностью изучаемого языка при непосредственном участии преподавателя, использовании учебных и других средств обучения»9. Построенная по такому принципу ролевая игра стимулирует речевую деятельность, способствуя формированию более прочных умений и навыков.

    Н.Н. Гез считает, что ситуация ролевого общения должна явиться стимулом к развитию спонтанной творческой речи, если она будет динамичной, связанной с решением каких-либо определённых проблем и коммуникативных задач.

    Одним из спорных является вопрос о месте ролевых игр в учебном процессе и о характере подготавливающих их упражнений.

О различных решениях данного вопроса свидетельствуют расхождения как в организации материала в современных учебниках, так и методических рекомендациях. Для создания ролевых ситуаций широко используются рисунки, описание ситуации, инструкции и довольно длительная и тщательная языковая подготовка. Именно по этому большинство авторов считает целесообразным проводить игру на заключительном этапе работы над темой, поскольку не все учащиеся окажутся способными, без предварительной подготовки, к свободной импровизации в ролевой игре.

    «Успешное исполнение ролей в этом случае обеспечивает учёт трёх моментов: ситуативно обусловленный выбор языковых конструкций с учётом социо- культурной специфики общения; владение интонационными моделями, выражающие эмоции; понимание цели игры и содержания, которое необходимо в ней выразить»10.

    Усвоение указанных положений является задачей этапа, подготавливающего ролевую игру.

    Некоторые авторы, например Маглстоун, высказывают мысль о возможности использования ролевых игр на всех этапах изучения темы, дозируя при этом учебный материал.

    Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что авторы всех пособий рекомендуют проводить игры с самого начала обучения, так как в противном случае от игр не удаётся добиться желаемых результатов из-за барьера, возникающего при этой непривычной форме общения.

    Велика и роль учителя в подготовке и проведении ролевых игр. «Роль» учителя, с точки зрения теории социальных ролей, - это позиционная роль, отражающая его профессиональное положение в обществе. Но на уроке учителю приходится проигрывать и многочисленные ситуационные роли, которые не задаются однозначно социальными отношениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большой степени зависят от типа и формы организации урока: например, роль наблюдателя, роль контролёра, роль партнёра по общению, роль участника или организатора деятельности. Последняя роль является одной из самых важных, так как успех любой дела во многом зависит от того, насколько хорошо оно организовано, насколько точно его участники представляют себе цель и содержание.

    На успешность игры влияет не только степень предварительной подготовки, но и сам процесс проведения. Учитель должен интересно и разнообразно организовывать работу с учётом возрастных особенностей учащихся и их интересов; создавать атмосферу, свободную от страха перед каждым высказыванием; участвовать в игре; быть предельно выдержанным, в том числе и в конфликтных ситуациях; показывать участникам игры, что он их ценит и уважает.

    Английский методист К. Ливингстоун в своей книге «Role Play in Language Learning» рассуждает о достоинствах и недостатках такой формы организации урока. К первым он, как и многие другие методисты, относит вовлечение максимального количества учащихся в процесс игры, повышение интереса к изучению языка, а также и то, что при использовании ролевых игр не будет возникать проблем с дисциплиной на уроке. К недостатком этой формы он относит сложность организации некоторых ролевых игр и необходимость потратить огромное количество времени для подготовки учеников.

    Нужно отметить, что некоторые авторы, в том числе и  К. Ливингстоун, понимают под ролевой игрой и разыгрывание коротких сценок, и дискуссий на тему, чтение по ролям, инсценирование текстов и т.д. Н.И. Гез не согласен с этим и выделяет перечисленные выше виды в отдельные, самостоятельные группы.

    Существует много разновидностей ролевых игр. Наиболее интересные из них – заседание учёного или школьного совета; заседание парламента (при изучении тем, связанных с политическим устройством, с реформами в различных областях и т.д.); пресс-конференция; интервью; телемост; следствие; суд.

 

                           2.2 Заседание школьного совета

  Это наиболее близкая для детей форма организации занятия. На таких уроках обычно обсуждаются наиболее значимые для детей вопросы и проблемы, связанные с их школьной жизнью, с жизнью класса. На таком уроке учителю не придётся проводить дополнительную работу по мотивации школьников к изучению данной темы, так как они с огромным интересом будут обсуждать то, что их волнует. Проводить уроки в виде заседания школьного совета уместно при завершении изучения тем «Школа», «Проблемы молодёжи» на среднем и старшем этапах обучения.

Такие занятия обычно организуются следующим образом: на повестку заседания выставляется вопрос или проблема. Она может быть реальной (существующей в данной школе) или вымышленной. Например, школа получила премию от спонсоров и задача школьного совета – решить, на что потратить эти деньги. Класс делится на группы, в которых выделяются роли: спонсоры, директор школы, родители, библиотекарь, школьный доктор. Каждая группа предлагает различные варианты использования денежных средств: группа, предлагающая разделить эти деньги между лучшими учениками, потратить на ремонт здания школы, на обновление библиотеки и т.д. Каждая группа должна подготовить выступление, доказывающее рациональность именно их варианта траты денег. На уроке выступают представители каждой группы, обсуждаются все предложения и принимается коллективное решение. Данный вид работы позволяет учителю оценить степень усвоенности лексического материала по теме, умения детей анализировать ситуацию, высказываться по проблеме, обобщать ранее изученный материал и делать выводы. Также здесь затрагивается и серьёзный воспитательный аспект: умение детей работать в группах и принимать коллективное решение.

                                       



2020-02-03 215 Обсуждений (0)
Глава II . Разнообразие форм и видов  нестандартных уроков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II . Разнообразие форм и видов  нестандартных уроков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)