Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СИБИРИ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СИБИРИ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА 0.00 из 5.00 0 оценок




Быконя Геннадий Фёдорович, доктор исторических наук, профессор,
профессор Красноярского государственного педагогического университета
им. В.П. Астафьева

Если говорить в общесоциологическом ключе, взаимоотношение человека с природой глубоко диалектично. Человек – часть природы, в первую очередь – живой природы, но он вынужден жить за счёт природы, за счёт утилизации её ландшафта. То есть, он её использует и в чём-то уничтожает. Возникает противоречие, когда, можно так сказать, дети живут за счёт матери-Земли, родной природы. Исторически были разные типы взаимоотношений человека с природой. В доклассовом обществе, в первобытную эпоху мы можем говорить о существовавшем, так сказать, консенсусе между человеком и природой, о гомеостазе, то есть каком-то относительно устойчивом равновесии между природой и человеком. Первобытный человек брал только необходимое от природной среды. И он уже осознанно занимался природоохранной и даже природо-восстановительной деятельностью. Можно говорить о гармонично-потребительском отношении к природе. Человек во всём зависел от природы и поэтому он очеловечивал её, олицетворял все природные явления, сравнивал их со злыми и добрыми людьми. В фольклоре мы видим, что всё в природе было «населено». В сказках каждая травинка была живая. Поэтому вот эта хорошая, непосредственная связь человека с природой позволяла ему ощущать себя частью природы и поэтому охранять её как самого себя. Природа для человека была его внешним Я. Свои переживания во всех их нюансах человек изображал в природных символах и образах.

В следующую эпоху, в традиционном обществе диалектичный подход качественно меняется. Человек начинает уже хищнически относиться к природе. Особенно это выражается с развитием городов. Начинают вырубаться леса, мелеть и исчезать реки, выпахиваться земли, начинаются горные выработки и так далее. То есть, при капитализме уже имеет место чисто прагматичный подход. Базаров у Тургенева говорит: «Природа – это мастерская, а человек в ней работник». И мы действительно видим всё расширяющийся хищнический подход к природе, в наше время чреватый глобальной экологической катастрофой.

Применительно к России мы можем отметить ряд особенностей. Дело в том, что Россия обладала огромной, всё расширяющейся территорией с редким заселением. Антропогенная нагрузка на природу была очень слабая. Поэтом очень долго у нас сохранялось гармонично-потребительское отношение людей к природной среде, в том числе не только к растительному миру, но и к фауне, к животному миру. Здесь человек продолжал ощущать себя частью природы, всецело зависящей от неё. Люди относились к природе знаково. Например, «Утки все парами, только я одна». Всё это отразилось на особенностях русского национального характера. Природа минимально страдала от антропогенного воздействия и наносимый ей ущерб она сама успевала восстанавливать. Но был и свой минус. Русский человек извечно считал: «У Бога всего много». То есть, из-за низкой антропогенной нагрузки россияне занимались просто природопользованием, не очень заботясь о природовосстановительной деятельности. Однако даже в старой Руси люди радели об охране природы, извечно строго соблюдали периоды, когда можно добывать зверя и заготавливать растения. Даже подкармливали зверьё в трудные для него периоды бескормицы. Это длилось достаточно долго, до перехода к капитализму, к индустриальному способу общественного производства, к новым технологиям, к появлению мануфактуры и заводов.

Сибирь же, продолжила те старорусские традиции, которые ранее были в Московском царстве. Она и сейчас имеет наименьшую плотность заселения. Сибирь, воскрешала гармонично-потребительские взаимоотношения человека с природой. В этом отношении сибиряка можно было назвать средневековым русским, но уже в другую, новую эпоху. Поскольку он, придя с европейской части России, уже знал новые технологии общественного производства, но сами условия окружающей природной среды возвращали его к старому типу связи с природой. Сибиряки на своём уровне, не дожидаясь указаниям с верху, строго соблюдали периоды промыслов и периоды запрета на добычу зверя с тем, чтобы дать природе самовосстановиться. Первый указ сверху, из Москвы, о том, что надо запретить весенний отстрел соболя появился только в самом конце 17 века. Вместе с тем и в Сибири наблюдалось расширение лесных и горных выработок, перепромысел зверя. Русские люди не привыкли всерьёз заниматься природовосстановительной работой. В отличие от Запада, где людьми достаточно быстро был использован природный ресурс и пришлось заниматься его восстановлением. Так, в западной Европе уже в 18 веке все леса имеют культурное происхождение. То есть, сначала вырубили, а потом насадили. Так же у них был восстановлен и животный мир. У нас в России и, тем более в Сибири, этого нет. Мы считаем, что природа сама себя защитит и восстановит. Но в индустриальную и особенно в нашу постиндустриальную эпоху нам обходится боком это наследие прошлого. Уже настало время нам сознательно, целенаправленно заняться природовосстановительной работой и усиливать природоохранную деятельность. И особое место во всём этом занимает вопрос отношения к животному миру.

Человек издавна приручил к себе значительное количество животных. Однако привилегированное положение среди прирученных людьми домашних животных занимают кошки и собаки, как мы любим говорить: «братья наши меньшие». Почему таковыми не стали ни лисица, ни бурундучок, ни волк, ни даже другие из прирученных человеком животные? Дело в том, что только кошки и собаки обладают очень пластичной энергетикой, которая очень легко настраивается на биоритмы людей, своих хозяев. Не случайно психотерапевты рекомендуют не срывать накопившееся за день зло на своих ближних, а взять кошечку на колени и погладь её минут 15. Она быстро подключается своей волновой бионергией к вашей, настраивается на Вашу волну и начинает её выравнивать. Кошечка замурлычет, и вы почувствуете, как стресс ваш снимается. Такими же свойствами обладают и собаки. Именно поэтому собаки и кошки издавна вошли в дом человека. Не смотря на то, что собаки и кошки очень отличаются друг от друга (кошки – независимые, свободолюбивые; собаки – верх преданности хозяину, его компаньоны), но только они оказались наиболее близкими человеку из-за повышенной биологической совместимости. Мы здесь даже не говорим о функциональном использовании человеком этих животных: собака – охранник, помощник в охоте; кошка – защита от грызунов. Например, в стародавние времена, когда у славян своих кошек не было, для уничтожения мышей использовались журавли, которые довольно ловко своим длинным клювом вылавливали грызунов даже из их норок. Не случайно деревенские люди даже теперь радуются, когда журавли поселяются в сооружённых для них гнездовьях у своих подворий. И тем ни менее, когда появились кошки, люди отдали предпочтение именно им в защите от грызунов. Не смотря на то, что в древней Руси кошки были довольно дорогими (за кошку давали до 12 быков), люди старались приобрести себе в дом это животное. Появившихся кошек стали активно разводить, выводя всё новые и новые в функциональном предназначении породы. Так, пришедшие из северной Европы кошки, превратились в пегих, лохматых, так называемых, сибирских кошек. Гладкошерстые кошки пришли из стран ближней Азии. 

Таким образом, человек приручил и взял к себе в дом именно собак и кошек потому, что именно они ближе всего к людям по своей биоэнергетике. И поэтому в настоящее время просто сердце кровью обливается, когда видишь бедных бродячих кошек и собак, которые были выброшены человеком и вынуждены как-то выживать, сбиваясь в стаи, кстати, являющиеся, подчас, очень опасными для людей. Эти братья наши меньшие, сослужившие когда-то службу человеку в трудные для него времена, всегда являвшиеся верными ему, теперь не редко оказываются им же и преданными. Человек в ответе за тех, кого он сам ввёл в свой дом. Конечно, в доме человека есть не мало живности, которая нахально поселилась у него. Экологи, специалисты по животным, насчитали 10 непрошенных гостей в доме человека. Это тараканы, клопы, мыши, крысы и другие животные и насекомые. Но, вот собак и кошек человек сам привёл в свой дом, они всегда были желанными для него. В деревне никогда не было проблем бродячих животных. Кошки всегда гуляли сами по себе, где хотели, но знали свой двор и дом, куда приходили.

И если перейти к нашим сегодняшним дням, к проблемам и задачам Всероссийского общества защиты животных и нашего, красноярского объединения любителей животных, то следует, прежде всего, остановиться на том, что многие горожане – это вчерашние крестьяне, продолжатели старых традиций. И они, живя в современных квартирах, стараются обзавестись домашними животными. Но малая приспособленность городского жилья для существования в нём животных, отсутствие условий для выгула собак и кошек, большие проблемы с передержкой животных на время отъезда хозяина в отпуск или в командировку из-за отсутствия гостиниц для животных, да часто и просто бытовая неустроенность людей вынуждают их избавляться от своих животных. И поэтому общество просто обязано разрешать все проблемы, связанные с судьбой «братьев наших меньших»: на муниципальном уровне строить приюты для брошенных животных, где могли бы лечить их и временно содержать для пристраивания другим людям. Для этого, может быть, ввести специальный налог на животных, живущих у горожан. Ведь есть не мало таких людей, которые держат в своём доме по 10-15 кошек и собак. Только при нормальном, цивилизованном отношении к бездомным животным не будет страдать мораль и нравственность в человеческом обществе, ибо дети не будут видеть зверского отношения людей к животным. Это мы должны делать уже даже из уважения к памяти наших предков, которые не обращались так несправедливо к прирученным животным. Это один из важнейших элементов нравственного воспитания общества.

В заключении следует сказать, что домашние животные - это особые биосоциальные существа, это своеобразное наследство от наших предков, и мы не должны бездумно и жестоко обращаться с ними.

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
ЛЕЧЕБНОЙ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ НА ЛОШАДЯХ

Гантимурова Анна Михайловна, педагог-инструктор по лечебной верховой езде
ДЮСШ по конному спорту «Кентавр»

Уже 30000 лет назад на стенах своих пещер человек рисовал лошадь. Использовать же её для передвижений стал не менее 4000 лет назад. История наших последних двух тысячелетий без лошади выглядела бы совсем иначе. Связь между лошадью и человеком проходит через всю историю цивилизации, и такой симбиоз позволяет нам предполагать, что лошадь может благотворно влиять на психику человека, в том числе больного.

Негативные тенденции в состоянии здоровья россиян с каждым годом продолжают усиливаться. В тоже время известно, что инвалиды объективно являются одной из самых социально незащищенных категорий населения. Вместе с тем практика применения инновационных методов реабилитации инвалидов доказывает возможность их успешного становления в качестве деятельных членов общества. Одним из таких высокоэффективных методов, широко распространившихся в последние десятилетия в мировой реабилитационной практике, является ЛВЕ (лечебная верховая езда).

Лечебная верховая езда – конная реабилитация, а ещё проще – лечение с помощью лошади. Чтобы убедить скептиков, достаточно показать результаты,      достигнутые этой дисциплиной, разработанной специалистами высочайшего уровня, в лечении таких патологий, как церебральный паралич, мозговые травмы и параличи ног. Шаг за шагом, под неустанным наблюдением медиков многие инвалиды приобретают возможность установить нормальные отношения с окружающим миром и улучшить своё физическое состояние.

Исходным пунктом концепции лечебной верховой езды с элементами спорта является предположение, что человек восприимчив и легко вступает в контакт с внешними ритмами, в результате того, что его жизнь определена ритмическими событиями (биологическими, геофизическими, и общественными ритмами). Из этого следует, что на развитие человека, на его жизненное становление откладывают свой отпечаток, как позитивно, так и негативно, ритмические воздействия. Примером позитивного ритмического воздействия являются колебательно-вибрационные импульсы движения тела лошади.

ЛВЕ, во время которой пациент выполняет на лошади специальные упражнения, является методом активной терапии. Контакт пациента с лошадью приводит к желательным последствиям – физическим и психологическим, и то, и другое важно для терапии. Целью данных занятий является психологическая и социальная интеграция детей-инвалидов с физическими, психическими и психологическими нарушениями.

Занятия ЛВЕ способствуют развитию:

- силы, ловкости, координированности и точности движений;

- пространственно-временной дифференцировки;

- вестибулярной устойчивости;

- произвольных процессов внимания, памяти;

- умственной работоспособности и физической выносливости.

Для проведения занятий по ЛВЕ необходимо несколько составляющих, к ним относятся: лошадь, коновод, инструктор по ЛВЕ, страхующий и пациент.

Особое внимание нужно уделить основному участнику процесса ЛВЕ, лошади. Терапевтическая лошадь мотивирует пациента заниматься, служит надежной основой терапии и является источником двигательных стимулов. Чтобы служить целям терапии, она должна быть хорошо подготовлена и чувствительна к некоторым особым сигналам.

Терапевтическая лошадь должна обладать правильным экстерьером, чтобы быть работоспособной в течение длительного времени. Хорошая терапевтическая лошадь движется охотно и сохраняет импульс столько времени, сколько позволяет её натренированность и развитие мускулатуры. Её спина закруглена, задние ноги активно подводятся под корпус. Обучение выездке даёт лошади основные навыки, необходимые хорошему терапевтическому животному (сохранение равновесия, гибкость, сила и лёгкость).

Руководствуясь опытом детских экологических центров г. Москвы, коррекционной школы-интерната 8-го вида № 4 г. Красноярска, на базе ДЮСШ «Кентавр», в августе 2005 года мной, совместно с директором конноспортивного клуба Голиковым Ю.Н., была создана группа по лечебной верховой езде. В группу было набрано 10 детей с основным диагнозом - ДЦП. Для проведения занятий ЛВЕ подобрали спокойную спортивную лошадь, англо-ганноверской породы, было приобретено специальное снаряжение (гурта, вальтрап, седло, развивающие игрушки).

С каждым пациентом занятия проводились 2 раза в неделю по 25 минут, в течение года. Так как в ДЮСШ «Кентавр» есть отапливаемый манеж, занятия проводятся круглогодично, не зависимо от погодных условий.

Занятие ЛВЕ состоит из нескольких этапов:

1- посадка на лошадь;

2- постановка цели;

3- разминка;

4- выполнение упражнений;

5- игра;

6- «угощение лошади»;

7- анализ занятия.

К началу 2006 года занятия посещали более 20 детей-инвалидов. С сентября этого же года к работе приступил ещё один инструктор по ЛВЕ и набрано ещё 20 ребятишек. Метод ЛВЕ доказал свою эффективность в реабилитации детей с ДЦП, умственной отсталостью, рассеянным вниманием и другими заболеваниями, поэтому уже в 2007 году занятия ЛВЕ посещают более 60 детей-инвалидов, привлечено для работы 5 инструкторов и 3 лошади.

В июле 2007 года был организован выездной летний оздоровительный лагерь с использованием иппотерапии. На 10 дней родители вместе со своими детьми-инвалидами выехали за город. В лагере проводились не только занятия ЛВЕ, но и различные развлекательные мероприятия (игры, купание в реке, празднование дня Ивана-Купалы, общение со здоровыми детьми). Всё это способствовало улучшению самочувствия, физического здоровья и эмоционально-волевой сферы. Традиция проведения данного лагеря была продолжена в 2008 году и планируется на следующий год.

Таким образом, кроме положительного эффекта в отношении моторики, во всех случаях у пациентов появляется, что немаловажно, самостоятельность, уверенность в своих возможностях и негласное соревнование друг с другом, заинтересованность и огромное желание самим участвовать в процессе лечения, что явилось огромной движущей силой в их выздоровлении.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади тренируют реакции; умение управлять лошадью даёт навык оценки ситуации и влияния на неё; доверие к лошади распространяется на доверие к людям, с которыми больной человек взаимодействует.

Таким образом, в процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретённых физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуаций верховой езды в повседневную жизнь.



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СИБИРИ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В СИБИРИ В ЭПОХУ ФЕОДАЛИЗМА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)