Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 24. Социальная политика государства



2020-02-03 221 Обсуждений (0)
Тема 24. Социальная политика государства 0.00 из 5.00 0 оценок




Слово социальный /socialis/ в переводе с латинского языка означает "общественный". Оно характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в общества. Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно осуществлять многие проблемы, стоящие перед обществом. Однако самый отлаженный рыночный механизм не в состоянии справиться со всем кругом социально-экономических проблем, возникающих в рыночной экономике. Поэтому решение ряда вопросов, не подвластных рыночному механизму, берет на себя государство.

В области социально-экономических отношений, требующих вмешательства государства - это:

а/ проблема справедливого распределения доходов в пользу малоимущих, больных, инвалидов и других нетрудоспособных граждан

б/ обеспечение права на труд тех, кто может и хочет работать,

в/ обеспечение право на получения образования, в том числе и высшего, на медицинское обслуживании и т.п.

Поскольку рынок не способен обеспечить социальных гарантий для всех членов общества, постольку устранить этот "изъян" рынка призвана социальная политика государства.

Суть этой политики состоит в регулировании социально-экономических условий жизни общества, в заботе о благосостоянии всех его граждан, регулировании отношений между отдельными социальными группами, в обеспечении условий повышения уровня жизни всех членов общества.

Социально-экономическая политика государства, как показывает опыт развитых государств, осуществляется по двум основным направлениям.

 

 


1. Обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов любой законной деятельностью. Это направление охватывает целый комплекс таких государственных мер, как:

- либерализация бизнеса (т. е. освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям полной свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности);

- поощрение малого бизнеса (кредиты, налоговые льготы, техническая и другая помощь);

- поддержание в обществе высокой занятости (увеличение рабочих мест в госсекторе);

- содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству людей, их переселению из трудоизбыточных в трудодефицитные районы страны и т. д.);

- регулирование трудовых отношений (минимальной оплаты труда, продолжительности рабочего дня, отпусков, охраны труда и т. д).

2. Обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных, т. е. определенного стандарта благосостояния для всех. Это достигается за счет налогово-бюджетного перераспределения доходов в обществе. Так, те, кто имеет низкие доходы, вообще освобождаются от налогов. А повышенное налогообложение лиц с высокими доходами и другие налоги и отчисления позволяют собрать в бюджете денежные средства, необходимые для выплаты пенсий инвалидам и пожилым, пособий безработным и малоимущим, а также для предоставления всем бесплатного общего образования, жизненно необходимой медицинской помощи и других бесплатных и льготных благ.

Главным направлением социальной политики является политика формирования доходов населения. Распределение доходов в условиях рынка строится на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса и предложения на этот фактор и от предельной производительности каждого фактора. Собственники рабочей силы, участвующие в производственном процессе, получают доход в зависимости от того, какую работу они выполняют и как они это делают, т.е. основным критерием здесь является труд. Собственники средств производства и денежного капитала получают доход в зависимости от размеров собственности и условий ее реализации. Поэтому в основе распределения в рыночной экономике лежит распределение по труду и по собственности, определяющее два основных источника дохода.

Различают три вида дохода.

Номинальный доход представляет то общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определенный период. Основные элементы этого дохода:

1. факторные доходы, т. е. те, что получены от использования собственных факторов производства, заработная плата, рента, процент, прибыль;

2. выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансфертные платежи);

3. другие поступления - проценты по вкладам в банки и облигациям, дивиденды на акции, страховые суммы, лотерейные выигрыши и пр.

P Располагаемый доход - это доход, который может быть использован на личное потребление и сбережения. Он равен номинальному доходу минус налоги и другие обязательные сборы и платежи.

P Реальный доход отражает покупательную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода (таким образом, здесь учитывается возможное изменение цен). Иначе говоря, это доступная каждому лицу (по доходу, которым он располагает) "потребительская корзина".

Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансфертные платежи. Соотношение между ними заметно влияет на экономическое поведение людей. В частности:

P Когда в структуре доходов преобладают заработки, то это стимулирует трудовую активность человека, его инициативу и предприимчивость.

P Когда же повышается роль трансфертов, люди становятся, как свидетельствует опыт западных стран, пассивнее по отношению к производственной деятельности и заражаются психологией иждивенчества. Поэтому направления и размеры государственной помощи должны быть весьма взвешенными.

 Проблема неравенства доходов в обществе

Рынку присуще неравенство доходов, которое объективно обусловлено тем, что рыночная система - это бесстрастный и жесткий механизм, который не знает благотворительности и вознаграждает людей лишь по конечной эффективнос-ти их деятельности. Люди же весьма различаются между собой: по трудолюбию, активности, способностям, образованию, владению собственностью и т. д. Следовательно, они не могут работать и зарабатывать одинаково. Государство, как уже отмечалось, призвано смягчать неравенство в доходах людей, чтобы не допустить чрезмерного социального расслоения и напряженности в обществе. Но слишком активное вмешательство государства в перераспределение и выравнивание доходов снижает эффективность производства, поскольку

а) растущие налоги подавляют интерес состоятельных людей к хозяйственной деятельности,

б) у бедных, получающих все больше социальной помощи, ослабевает тяга к поиску работы и энергичному труду.

Таким образом, налицо противоречие между эффективностью производства и равенством доходов Равенство может казаться более справедливым, но оно подрывает стимулы к труду. Разрешая это противоречие, каждое общество должно решить для себя два главных вопроса.

В чем оно видит социальную справедливость: в равенстве доходов или в равенстве экономических возможностей людей?

Что лучше: больший пирог, но разделенный на неравные порции (т. е. эффективная экономика, но неравенство в обществе); или всем поровну, но уже от меньшего пирога (т. е. равенство, но при неэффективной экономике)? В зависимости от ответов на эти вопросы и определяются оптимальные масштабы перераспределения доходов государством. Естественно, что в разных странах они могут быть существенно различными.

К примеру, в Швеции начала 1990-х годов степень вмешательства государства в перераспределительные процессы была очень велика. Так, если по номинальным доходам разрыв между 10% самых богатых и 10% самых бедных был более чем 100-кратный, то по располагаемый доходам (после уплаты налогов и получения трансфертов) - всего лишь 4-кратный. Такой "скандинавский социализм" негативно сказывался на эффективности производства, и правительство реформаторов середины 90-х начало проводить политику постепенного сокращения социальных расходов, что дало толчок к оздоровлению экономики.

Таким образом, социальная политика государства - весьма тонкий инструмент макроэкономического регулирования, требующий очень осторожного и гибкого применения. Что же касается неравенства доходов, то получается, что оно не только неизбежно, но даже необходимо - для поощрения трудовой активности людей.

Особенно значительное неравенство существует между лицами, владеющими собственностью/землей, недвижимостью и т.д./ и получающие от нее доход и лицами лишенных собственности. Так, в США 10% семей, получающих самые высокие доходы, владеют 72% всех акций, 86% всех облигаций, не облагаемых налогами, 50% всего недвижимого имущества. Это неравенство усиливается правом наследования: "богатство порождает богатство". В США с течением времени неравенство доходов во второй половине XX в. росло, о чем свидетельствуют данные, приводимые в таблице.

 

Доля совокупного дохода, полученная каждой из пяти групп семей в США/до вычета налогов/

Группа семей /по 20% от общего числа/ 1947 г. 1992 г.
Низшая 5 3,8
Вторая 11,8 9,4
Третья 17 15,8
Четвертая 23,1 24,2
Высшая /пятая/ 43 46,8
Итого 100 100

 

Для количественной оценки степени дифференциации совокупного дохода пользуются различными показателями.

Так, кривая Лоренца показывает, сколько процентов от общих доходов населения страны фактически приходится на долю 20, 40, 60 и 80% семей. Особая наглядность масштабов неравенства достигается здесь через сравнение кривой (фактическое распределение) с биссектрисой угла осей координат, которая изображает теоретическую возможность абсолютно равного распределения доходов в обществе (т. е. когда 20% всех семей имели бы и 20% всех доходов, 40% семей - 40% доходов, 60% семей - 60% доходов и 80% семей - 80% доходов).

 

 


При этом очевидно, что чем больше разрыв между прямой линией абсолютного равенства и кривой Лоренца, тем больше степень неравенства доходов в обществе. Ценно также и то, что подобный график позволяет проводить многосторонний анализ состояния распределения доходов в стране. К примеру, через сравнение этого состояния до и после уплаты налогов, до и после выплаты трансфертов, через сравнение по странам и т.д. Тем самым можно определить, насколько результативны меры государства по смягчению неравенства в обществе.

Другим показателем степени неравенства в распределении доходов (или имущества) может служить индекс Джини - по имени итальянского экономиста Коррадо Джини (1884 - 1965). Этот индекс (или коэффициент) изменяется от 0 (абсолютное равенство, опять-таки представляемое теоретически) до 1 (абсолютное неравенство). Таким образом, чем ближе значение индекса к единице, тем больше неравенства в распределении доходов в обществе. Так, в начале 1970-х и 1980-х годов коэффициент Джини соответственно составлял: •В США - 0,404 и 0,329; •В Швеции - 0,346 и 0,291; •в Японии - 0,335 и 0,270. Что касается •России, то в конце 1991 г. он находился на отметке 0,256, в конце 1992 г. - 0,327 и в 1999 г. - 0.394.

Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокообеспеченных граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. В России разрыв в доходах этих групп населения по разным оценкам составляет от 26:1 до 40:1. В СССР он был равен 4:1. В Японии в настоящее время он составляет 6:1, в США - 6:1 и в Швеции 3:1. В странах Латинской Америки этот разрыв равен 12:1.

Проблема бедности

Бедность это состояние, при котором доходы индивида или семьи не удовлетворяют их основные потребности.

Бедность может быть двух видов: абсолютная и относительная. Абсолютная бедность - это ситуация, при которой люди не имеют достаточно пищи, одежды, жилья, медицинских услуг для поддержания здоровья, обеспечения нормальной продолжительности жизни и воспитания здорового потомства. Иначе говоря, бедность - это такой уровень жизни, при котором человек или семья не имеют достаточных средств для удовлетворения своих элементарных потребностей. Относительная бедность - это ситуация, когда люди живут беднее остального населения, но выше уровня абсолютной бедности. Западные экономисты считают относительную бедность частью рыночной системы «поощрений и наказаний», которая стимулирует население к наиболее выгодному для экономики поведению. Необходимо отметить, что каждая страна имеет свой порог бедности, обусловленный не только различиями в ценах на основные потребительские товары, но и исторически сложившимся уровнем потребления, своеобразием минимального набора благ и услуг.

Выделяют три группы причин бедности:

I/ невозможность обеспечения материального благосостояния в результате:

а/ рождения в бедной семье;

б/ профессионального заболевания или производственной травмы;

в/ потери кормильца;

г/ распада семей.

2/ Социальные барьеры, связанные с низким уровнем заработка и пенсий/в России, например/, дискриминацией при приеме на работу и определении размера заработной платы по возрасту, полу и национальности.

3/ Личные качества, связанные с плохим состоянием здоровья, низкого интеллекта, низкого уровня образования и профессиональной подготовки и др.

Важнейшей проблемой социальной политики любого государства является борьба с бедностью. Она включает в себя поддержку хотя бы на уровне прожиточного минимума тех граждан, которые не смогли обеспечить себе этот уровень. Кроме того, борьба с бедностью предполагает сокращение числа лиц, живущих за чертой бедности /т.е. ниже прожиточного уровня/. В этой связи во всех странах с рыночной экономикой создается система общественного вспомоществования, финансируемая из государственного бюджета. Подобная система служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия развития рыночной экономики.

Для определения категорий населения, имеющих право на получение социальной помощи в странах с рыночной экономикой используется показатель порога /черты/ бедности. Черта бедности - это стоимость минимальной потребительской корзины/прожиточного уровня/. Прожиточный минимум - это стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. Прожиточный минимум рассчитывается, исходя из определения стоимости минимального набора и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения физиологической деятельности человека. В Российской Федерации показатель прожиточного минимума разрабатывается государством. Министерство труда в 90-х гг. прошлого столетия разработало совместно с американскими "специалистами" ежедневный набор некоторых продуктов питания». Он включал в себя следующие товары.



2020-02-03 221 Обсуждений (0)
Тема 24. Социальная политика государства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 24. Социальная политика государства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)