Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гендерные особенности девиаций



2020-02-03 219 Обсуждений (0)
Гендерные особенности девиаций 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Значимым направлением в гендерных исследованиях отечественных ученых выступает выявление сущности и специфики гендерной девиации, что в условиях современного российского общества приобретает особую актуальность.

Девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя. Проявляется оно в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. [12]

Педагогический аспект девиантного поведения школьников довольно широко отражен в научной литературе (М.А. Алемаскин, А.С. Белкин, Л.М. Зюбин, Н.Н. Верцинская, А.И. Кочетов, И.А. Невский и др.), где данная проблема рассматривается с точки зрения возрастного подхода и общественной активности школьников. Так, А.С. Белкин раскрывает взаимосвязь педагогической запущенности как стойкого, отчетливо выраженного искажения нравственных представлений, невоспитанности чувств и навыков общественного поведения с соответствующими возрастными особенностями и доминирующими факторами нравственного развития ребенка. Социально-психологический аспект анализа девиантного поведения школьников отражен в работах С.А. Бадмаева и С.А. Беличевой, которыми дается обоснованная характеристика девиантного поведения как варианта социальной дезадаптации индивида, т. е. неадекватности его поведения нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления.

Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения учащихся разрабатывается правоведами, педагогами и психологами, что усиливает его научно-методическую и практическую значимость (Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко, И.А. Двойлинный, А.И. Долгова, В.Д. Ермаков, Н.Г. Иванов, Г.М. Миньковский, Д.И. Фельдштейн и др.). В данных исследованиях дается классификация типов девиантного поведения на основе учета степени антиобщественной направленности личности школьника: правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями; дети с деформированными потребностями; дети с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями; дети со слабо деформированными потребностями, безвольные; дети, случайно вставшие на путь правонарушений.

Сегодняшние школьники пытаются обрести комфорт и конформность в девиации, порой откровенно демонстрируют образцы «новой» ментальности, воспринимают противоправные действия как социально приемлемый и негласно одобряемый тип поведения и ориентируются на него в процессе жизненного самоопределения. Рост числа гендерных девиаций в поведении школьников является одной из заметных тенденций современного российского общества, характеризующегося социальным расслоением, нивелированием традиционных нравственных ориентиров, внедрением в массовое сознание культа силы и насилия, эгоцентризма и ксенофобии, кризисом семьи, потерей ее как ячейки общества.

В рамках гендерного подхода девиантным поведением могут считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальных ориентаций. Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений выступает своевременная профилактика гендерных девиаций в поведении учащихся. К гендерным девиациям могут относиться и психосексуальные девиации в виде изменения сексуальных предпочтений и ориентаций. В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Девиантность нельзя определить, не опираясь на знание норм. В медицине норма - это совершенно здоровый человек; в педагогике - успевающий по всем предметам ученик; в социальной жизни - отсутствие преступлений. Труднее всего определить «психологическую норму» как совокупность неких свойств, присущих большинству людей, эталон поведения. Это - нормы-идеалы. Поскольку уровень интериоризации норм в разных социальных средах имеет существенные отличия, а нормы-идеалы, система основных ценностей носят глобализированный характер, они трудно применимы к конкретным социальным объектам. [22]

В создавшихся условиях проблема профилактики гендерных девиаций в поведении учащихся приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением эмпирических и теоретических изысканий. Исследования по данной проблеме восходят к фундаментальным трудам ряда зарубежных ученых (Р. Бэрон, А. Бассе, П. Брейн, Л. Берковиц, К. Бютнер, Д. Доллард, К. Лорэнц, Д. Ричардсон, Р. Селман, Э. Эриксон и др.). Наиболее продуктивные из них, выполненные в рамках социологического подхода (Бандура, Броннер, Мак-Кэй, Шоу, Хили и др.), содержат анализ роли неблагополучной социальной среды как причинного фактора гендерных девиаций в поведении личности, с учетом того, что для подобной среды характерны социальная дезорганизация, бедность и экономическая зависимость, отсутствие устойчивых стандартов поведения.

Для отечественной науки и практики характерен социокультурный подход, в рамках которого при анализе гендерных девиаций в поведении личности исследуются все возможные переменные: органические, социальные, психологические, культурные. Это дает широкий спектр факторов и позволяет рассматривать профилактическую работу как процесс со множеством аспектов.

Методологический аспект исследования проблемы связан с анализом сущности и проявлений гендерных девиаций в поведении. Он является наиболее противоречивым, поскольку одни ученые рассматривают асоциальное поведение как несоответствие действий и поступков личности предъявляемым к ней социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам (С.А. Беличева, Л.М. Зюбин, А.Н. Шилова). Другие трактуют асоциальное поведение как отступление от существующих правовых норм, их нарушение, т.е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно значимого фактора (Н.Г. Иванов, В.Н. Мясищев). Третьи выделяют в асоциальном поведении трудно различимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его и как нарушение нравственных норм и этических обязанностей, и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганство), но без привлечения школьника к уголовной ответственности (М.А. Алемаскин, В.Н. Липник, А.Ф. Никитин). Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения школьников, многочисленные исследователи (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.И. Краковский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельд-штейн и др.) выделяют психобиологические, определяющие развитие психики индивида (индивидуально-психологические особенности формирования характера ребенка, его эмоционально-волевая и мотивационная сферы) и социально-педагогические (семья, ближайшее окружение).

Медицинский (психобиологический) аспект проблемы гендерных девиаций в поведении школьников нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской, которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.

Организационно-методический аспект проблемы гендерных девиаций в поведении учащихся, связанный с анализом деятельности школы по профилактике данного явления, представлен в работах C.С. Батенина, Л.П. Буевой, Н.Р. Битяновой, И.Я. Гилинского, Л.Ю. Гордина, И.В. Журавлева, И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Л.С. Славиной, П.О. Кенкманна, Ф.А. Фрадкина, Н.И. Шевардина. [18]

Школа как главный институт культурно-исторического наследования осуществляет данную работу недостаточно эффективно. В этой связи представляется актуальным объединение усилий школы, семьи и общества в профилактике гендерных девиаций в поведении школьников, которая рассматривается как одна из составляющих социализации личности. Анализируются возможности различных педагогических средств в организации и стимулировании данного процесса (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, В.А. Ядов); изучаются ценностные ориентации школьников, склонных к асоциальному поведению (А.Н. Елизаров, Д.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Г.И. Саганенко, М.Н. Руткевич); описываются психодиагностические методики, используемые в профилактике девиантного поведения школьников (Э.Ф. Ахмеджанов, Л.Ф. Бурлачук, И.С. Кон, С.Б. Крымский, С.М. Морозов, В.А. Ядов); раскрывается содержание нормативно-правовой базы, лежащей в основе профилактической работы со школьниками.



2020-02-03 219 Обсуждений (0)
Гендерные особенности девиаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гендерные особенности девиаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)