Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выводы по первой главе



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Выводы по первой главе 0.00 из 5.00 0 оценок




Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа.

Социальная ситуация развития подросткового возраста представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющемся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Многие проблемы, характерные для старшего подросткового возраста, объясняются увеличением расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, а кроме того, выпадением одной из составляющих положительной Я-концепции. Положительная Я-концепция определяется 3 факторами: твердой убежденностью в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости, причем третья составляющая является скорее следствием первых двух.

В рамках гендерного подхода девиантным поведением могут считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальных ориентаций. Приоритетным направлением деятельности образовательных учреждений выступает своевременная профилактика гендерных девиаций в поведении учащихся.


Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных особенностей девиаций

Методы исследования

 

Различия в девиантом поведении находятся в ряду наиболее достоверных гендерных различий, но, как и другие рассмотренные нами, они далеко не столь велики и не настолько очевидно связаны с биологическими отличиями, как можно было бы предположить.

Во время исследовательской работы была выдвинута гипотеза – в подростковом возрасте девиантное поведение характеризуется гендерными различиями: в уровнях и формах проявления агрессивности, в типах склонности к девиантному поведению, в особенностях невротизации и психопатизации поведения.

В соответствии с гипотезой была поставлена цель - выявить гендерные особенности девиаций поведения у подростков, для достижения которой были определены следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- выявить гендерные различия в проявлении девиантного поведения у подростков;

- сравнить полученные результаты;

- сформулировать выводы.

Для выявления гендерных различий девиаций, использовали следующие методики:

- вопросник Сандры Бэм по изучению маскулинности - фемининности (мужественность - женственность);

- методика диагностики склонности к девиантному поведению;

- диагностика патопсихологических отклонений, объединяемых в форме синдромов невротизации и психопатизации - тест УНП (Уровень невротизации и психопатизации);

- методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки;

- методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).

Для подтверждения гипотезы и реализации цели и задач, разработана программа эмпирического исследования, состоящая из трех этапов:

1 этап - выявление особенностей девиантного поведения у мальчиков;

2 этап - выявление особенностей девиантного повеления у девочек;

3 этап - сравнительный анализ исследования.

Для измерения оценки подростков себя с точки зрения гендера был использован вопросник С.Бэм, направленный на изучение маскулинности – фемининности.

Опросник включает в себя 60 качеств, каждое из которых испытуемые оценивали, исходя из того, насколько точно оно его характеризует, отмечая в бланке ответов соответствующие характеристики знаком «+». Двадцать качеств из этого списка составляют шкалу мужественности, еще двадцать составляют шкалу женственности, а оставшиеся двадцать - нейтральные [Приложение 1]. Результаты испытуемых (отмеченные ими характеристики) были сравнены с ключом, и за каждое совпадение начислялся 1 балл.

· Маскулинность (номера вопросов): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58;

· Фемининность (номера вопросов): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.

Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом:

· сумма баллов по маскулинности делится на 20 - это М,

· сумма баллов по фемининности делится на 20 - это F .

Вычисляется также IS (основной индекс) по формуле:

IS = (F - М) * 2,322.

 

Интерпретация результатов:

1. IS меньше -2,025: ярко выраженная маскулинность.

2. IS меньше - 1: маскулинность;

3. IS от -1 до +1: андрогинность;

4. IS больше +1: фемининность;

5. IS больше +2,025: ярко выраженная фемининность.

Подсчитанные результаты были внесены в протокол исследования [Приложение 2].

После определения гендерной оценки испытуемых были диагностированы склонности к девиантному (отклоняющемуся) поведению с помощью методики СОП, разработанной Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году [Приложение 3].

Испытуемым было предложено ответить на перечень суждений однозначно «да» или «нет» [Приложение 4]. Полученные ответы были обработаны в соответствии с ключом. Методика содержит семь шкал:

1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2 (нет), 4 (нет), 8 (нет), 13 (да), 21 (нет), 30 (да), 32 (да),33 (нет), 38 (нет), 54 (нет), 79 (нет), 83 (нет), 87 (нет)

2. Шкала склонности к нарушению норм и правил: 1 (да), 10 (нет), 11 (да), 22 (да), 34 (да), 37 (да), 41 (да), 44 (да), 50 (да), 53 (да), 55 (да), 59 (да), 61 (да), 80 (да),86 (нет), 88 (да), 91 (да), 93 (нет)

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет)

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3 (да), 6 (да), 9 (да), 12 (да), 24 (нет), 27 (да), 28 (да), 39 (да), 51 (да), 52 (да), 58 (да), 68 (да), 73 (да), 75 (да),76 (да), 90 (да), 91 (да), 92 (да), 96 (да), 97 (да), 98 (да), 99 (да)

5. Шкала склонности к агрессии и насилию: 3 (да), 5 (да), 15 (нет), 16 (да), 17 (да), 25 (да), 40 (нет), 42 (да), 45 (да), 48 (да), 49 (да), 51 (да), 65 (да),66 (да), 71 (да), 77 (да), 82 (да), 85 (да), 89 (да), 94 (да),101 (да), 102 (да), 103 (да), 104 (да)

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7 (да), 19 (да), 20 (да), 29 (нет), 36 (да), 49 (да), 56 (да), 57 (да), 69 (да), 70 (да), 71 (да), 78 (да), 84 (да), 89 (да), 94 (да)

7. Шкала склонности к делинквентному поведению: 1 (да), 3 (да), 7 (да), 11 (да), 25 (да), 28 (да), 31 (да), 35 (да), 43 (да), 48 (да), 53 (да), 58 (да), 61 (да), 63 (да), 64 (да), 66 (да), 79 (да), 93 (нет), 98 (да), 99 (да), 102 (да)

Пункты 23, 46, 47, 72, 100 являются маскировочными и содержательно не интерпретируются. Некоторые пункты опросника входят одновременно в несколько шкал.

Каждому ответу при соответствии с ключом присваивался один балл. Затем по каждой шкале подсчитывался первичный суммарный балл. После производился перевод «сырых» баллов в стандартные Т-баллы по формуле указанной в следующей таблице.

Таблица 1

Сырые баллы

Шкалы

1 2 3 4 5 6 7
0 36   30 27      
1 44 27 32 29 28 24  
2 50 30 34 32 30 29 30
3 54 33 36 34 32 33 32
4 55 36 38 36 34 36 35
5 62 39 40 38 36 37 37
6 65 42 43 41 38 41 40
7 67 45 45 43 40 43 43
8 70 48 47 45 42 46 45
9 72 51 49 47 44 48 48
10 74 54 51 50 47 51 50
11 75 57 53 52 49 55 53
12 78 60 55 54 51 58 55
13   63 57 57 53 62 58
14   66 60 59 55 67 60
15   69 62 61 57 73 63
16   72 64 63 59 77 65
17   75 66 66 61 81 68
18   78 68 70 64 85 70
19   81 70 73 66 89 73
20   84 72 75 68 93 76
21   87 74 76 70 97 78
22     77 77 72   81
23     79   74   83
24     81   76   85
25         78   86
26         80    
27         82    
28         84    

 

Описание шкал и их интерпретация

1. Шкала установки на социальную желательность (служебная шкала).

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. Показатели от 50 до 60 Т-баллов свидетельствует об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования. Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил.

Данная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения. Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале. Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. В некоторых случаях при условии сочетания с достаточно высоким интеллектуальным уровнем испытуемого и тенденции скрывать свои реальные нормы и ценности такие оценки могут отражать фальсификацию результатов.

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению.

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства. Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению.

Данная шкала предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях. Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

5. Шкала склонности к агрессии и насилию.

Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении. Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций. Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

6. Шкала волевого контроля эмоциональных реакций.

Данная шкала предназначена для измерения склонности испытуемого контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Эта шкала имеет обратный характер. Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

7. Шкала склонности к деликвентному поведению.

Данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыражености указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.

Полученные результаты были внесены в протокол исследования [Приложение 5].

Следующая методика - диагностика патопсихологических отклонений, объединяемых в форме синдромов невротизации и психопатизации - тест УНП ("Уровень невротизации и психопатизации", разработан ЛНИПНИ им. В.М.Бехтерева).

Методика состоит из 90 вопросов, на которые испытуемый отвечали по принципу “согласен - не согласен” [Приложение 6]. Обработка полученных результатов проводилась с помощью ключей с учетом пола испытуемого.

 

Таблица 2 - Диагностические коэффициенты теста УНП по шкале невротизации

№ п\п

М

Ж

№ п\п

М

Ж

№ п\п

М

Ж

да нет да нет да нет да нет да нет да нет  
1 -5 2     31 -1 2     61 1 -1      
2     -4 3 32     -2 3 62     2 -3  
3 3 -4     33 -4 3     63   Л      
4     3 -3 34     -2 2 64       Л  
5 2 2     35 8 -2     65 1 -3      
6     -2 4 36     3 -1 66     2 -2  
7 -4 1     37 1 -4     67 1 -3      
8     -4 2 38     1 -4 68     1 -3  
9   Л     39 -3 3     69 -1 2      
10       Л 40     -1 3 70     -2 3  
11 -5 1     41 -2 3     71 3 -1      
12     -4 2 42     -1 4 72     3 -2  
13 9 -1     43 1 -3     73 -3 3      
14     7 -1 44     -1 4 74     -1 1  
15 -12 1     45   Л     75 -8 1      
16     -4 1 46       Л 76     -3 1  
17 -3 6     47 -3 2     77 -3 2      
18     -1 3 48     -2 2 78     -1 2  
19 1 1     49 -2 2     79 2 2      
20     -3 4 50     -2 3 80     -1 2  
21 -1 4     51 5 0     81   Л      
22     -1 4 52     2 0 82       Л  
23 6 -2     53 -5 2     83 -4 1      
24     -7 4 54     -2 1 84     -3 1  
25 6 -2     55 -3 2     85 4 -1      
26     2 -1 56     -2 2 86     5 -1  
27   Л     57 -4 0     87 1 -1      
28       Л 58     -4 1 88     -1 0  
29 1 -3     59 -1 2     89 -2 2      
30     2 -4 60     -1 4 90     -2 4  

Таблица 3 - Диагностические коэффициенты теста УНП по шкале психопатизации

№ п\п

М

Ж

№ п\п

М

Ж

№ п\п

М

Ж

да нет да нет да нет да нет да нет да нет
1     1 -4 31     -2 1 61     1 0
2 2 4     32 0 -1     62 3 -1    
3     1 0 33     2 -3 63     1 -1
4 10 0     34 1 -3     64 1 0    
5     -2 1 35       Л 65     1 -4
6 -1 3     36   Л     66 -1 2    
7     10 0 37     0 -2 67     1 -2
8 9 0     38 1 4     68 1 -1    
9     2 -2 39     -3 0 69     1 -2
10 2 2     40 -2 1     70 1 -1    
11     -4 1 41     1 0 71       Л
12 -2 1     42 2 2     72   Л    
13     2 -4 43     10 0 73     -1 1
14 1 4     44 -1 1     74 0 1    
15     0 -5 45     4 1 75     2 -2
16 0 -1     46 2 1     76 2 -2    
17       Л 47     1 -2 77     1 -3
18   Л     48 1 -4     78 1 0    
19     1 -2 49     1 -5 79     2 -5
20 2 -1     50 0 -3     80 0 0    
21     -2 1 51     1 -3 81     1 -1
22 -1 1     52 1 -2     82 1 -2    
23     0 0 53       Л 83     -2 2
24 -3 1     54   Л     84 -2 1    
25     -3 1 55     1 -2 85     1 0
26 0 0     56 1 -2     86 -1 1    
27     -1 0 57     1 -1 87     -1 0
28 0 0     58 0 1     88 -5 1    
29     -3 1 59     0 0 89       Л
30 -2 0     60 -5 1     90   Л    

 

Интерпретация результатов теста:

При высоком уровне невротизации (менее -10 баллов) наблюдается выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Безынициативность этих лиц формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний. Их эгоцентрическая личностная направленность проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость.

При низком уровне невротизации (более +10 баллов) отмечается эмоциональная устойчивость и положительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм и инициативность, простота в реализации своих желаний формируют чувство собственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость в общении.

Высокий уровень психопатизации (менее -5 баллов) свидетельствует о беспечности и легкомыслии, холодном отношении к людям, напористости, упрямстве в межличностных взаимодействиях. Этим лицам присуща тенденция к выходу за рамки общепринятых норм и морали, что может приводить к непредсказуемости их поступков и созданию конфликтных ситуаций.

Низкий уровень психопатизации (более +5 баллов) говорит об осмотрительности, уступчивости, ориентированности на мнение окружающих, о приверженности к строгому соблюдению общепринятых правил и норм поведения.

По шкале лжи: результаты теста считаются недостоверными, если показатель по данной шкале больше или равен 5.

Полученные результаты были внесены в протокол исследования [Приложение 7].


Вопросник Басса Дарки

Методика позволяет определить уровень агрессивных деструктивных тенденций, определив которые можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

В методике выделены следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7 Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет» [Приложение 8]. Обработка результатов опросника была произведена по следующему ключу:

1. Физическая агрессия (коэффициент=11): +1(да), -9(нет), -17(нет), +25(да), +33(да), +41(да), +48(да), +55(да), +62(да), +68(да).

2. Вербальная агрессия (к=8): +7(да), +15(да), +23(да), +31(да), -39(нет), +46(да), +53(да), +60(да), -66(нет), +71(да), +73(да), -74(нет), -75(нет).

3. Косвенная агрессия (к=13): +2(да), +10(да), +18(да), -26(нет), +34(да), +42(да), -49(нет), +56(да), +63(да).

4. Негативизм (к=20): +4(да), +12 (да), +20 (да), +28(да), -36(нет).

5. Раздражение (к=9): +3(да), -11(нет), +19(да), +27(да), -35(нет), +43(да), +50(да), +57(да), +64(да), -69(нет), +72(да).

6. Подозрительность (к=11): +6(да), +14(да), +22(да), +30(да), +38(да), +45(да), +52(да), +59(да), -65(нет), -70(нет).

7. Обида (к=13): +5(да), +13(да), +21(да), +29(да), +37(да), +44(да), +51(да), +58(да).

8. Чувство вины (к=11): +8(да), +16(да), +24(да), +32(да), +40(да), +47(да), +54(да), +61(да), +67(да).

За каждый совпавший ответ был присвоен 1 балл, причем на вопросы со знаком «-» ставился балл с отрицательным знаком. Затем баллы суммировались и умножились на коэффициент, указанный в скобках. Таким образом, были получены удобные для сопоставления – нормированные – показатели, характеризующие индивидуальные и групповые результаты.

Так же были рассчитаны индексы агрессивности и враждебности по следующим формулам:

(«1» + «2» + «3») : 3 = ИА – индекс агрессивности

(«6» + «7») : 2 = ИВ – индекс враждебности, где «1», «2», «3», «6», «7» - показатели соответствующих шкал реакций методики.

Все полученные результаты и подсчеты были внесены в протокол [Приложение 8].

Так как методика не свободна от мотивационных искажений, была проведена дополнительная проверка на надежность полученных результатов с помощью методики «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).

Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности.Испытуемым был предложен ряд утверждений, на которые при согласии с утверждением он в карте опроса [Приложение 9] в соответствующем квадрате поставит знак «плюс» («да»), при несогласии - знак «минус» («нет»).

Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «компромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность». За каждый ответ «да» или «нет» начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

Интерпретация результатов происходит в соответствии с ключом:

- Ответы «да» по позициям 1, 9, 17, 65 и ответы «нет» по позициям 25, 33, 41, 57, 73 свидетельствуют о склонности к вспыльчивости.

- Ответы «да» по позициям 2, 10,18, 42, 50, 58, 66, 74 и ответы «нет» по позициям 26, 34 свидетельствуют о склонности к наступательности, напористости.

- Ответы «да» по позициям 3, 11, 19, 27, 35, 59 и ответы «нет» по позициям 43, 51, 67, 75 свидетельствуют о склонности к обидчивости.

- Ответы «да» по позициям 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76 и ответы «нет» по позициям 44, 52, 68 свидетельствуют о склонности к неуступчивости.

- Ответы «нет» по позициям 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53 и ответы «да» по позициям 61, 69, 77 свидетельствуют о склонности к бескомпромиссности.

- Ответы «да» по позициям 6, 22, 38, 62, 70 и ответы «нет» по позициям 14, 30, 46, 54, 78 свидетельствуют о склонности к мстительности.

- Ответы «да» по позициям 7, 23, 39, 55, 63 и ответы «нет» по позициям 15, 31, 47, 71, 79 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к мнению других.

- Ответы «да» по позициям 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72 и ответы «нет» по позициям 16, 40, 80 свидетельствуют о склонности к нетерпимости к подозрительности.

Сумма баллов по шкалам «наступательность, напористость», «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта. Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других», «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности.



2020-02-03 192 Обсуждений (0)
Выводы по первой главе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выводы по первой главе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)