Результаты исследования
Экспериментальные исследования проводились на базе школы № 144 и школы № 138 г. Уфы. В состав экспериментальной группы вошли 30 учащихся подростков в возрасте 13-16 лет: 15 мальчиков, 15 девочек. Методика С. Бэм на маскулинность и фемининность показала, что у большинства мальчиков выражена мужественность (1 с ярко выраженной, 7 с выраженной маскулинностью). Среди испытуемых есть лица с андрогинными (сочетающие в себе и мужественность, и женственность) и фемининными качествами. Среди девочек преобладающее большинство подростков имеют выраженную фемининность (8 девочек из 15), двое – с ярко выраженной фемининностью и одна – с маскулинностью. Более подробно описанные результаты можно увидеть в следующей таблице:
Таблица 4
Результаты юношей |
Результаты девушек | ||||||||||||
Основной индекс | Маскулинность\фемининность | Основной индекс | Маскулинность\фемининность | ||||||||||
1 | -2,0898 | Ярко выраженная маскулинность | 0,8127 | Андрогинность | |||||||||
2 | -1,9737 | Маскулинность | 1,0449 | Фемининность | |||||||||
3 | -0,3484 | Андрогинность | 2,0898 | Ярко выраженная фемининность | |||||||||
4 | -0,9288 | Андрогинность | 1,8576 | Фемининность | |||||||||
5 | 1,0449 | Фемининность | 1,3932 | Фемининность | |||||||||
6 | -0,8127 | Андрогинность | -1,6254 | Маскулинность | |||||||||
7 | -1,7415 | Маскулинность | 0,9288 | Андрогинность | |||||||||
8 | -1,6254 | Маскулинность | 1,8576 | Фемининность | |||||||||
9 | -0,9288 | Андрогинность | 1,3932 | Фемининность | |||||||||
10 | -1,5093 | Маскулинность | 0,8127 | Андрогинность | |||||||||
11 | -1,8576 | Маскулинность | 2,2059 | Ярко выраженная фемининность | |||||||||
12 | -1,3932 | Маскулинность | 1,0449 | Фемининность | |||||||||
13 | 1,5093 | Фемининность | 0,9288 | Андрогинность | |||||||||
14 | -0,8127 | Андрогинность | 1,7415 | Фемининность | |||||||||
15 | -1,3932 | Маскулинность | 1,6254 | Фемининность | |||||||||
Средний показатель | -1,02198 | Маскулинность | 1,42416 | Фемининность |
Для сравнения показателей данные были отображены в диаграмме №1.
Диаграмма №1 - Результаты исследования по методике С. Бэм
Проанализировав средние показатели по выборке обеих групп, можно сделать выводы о том, что подростки обоих полов оценивают себя со стороны гендера в соответствии со своей половой принадлежностью: для мальчиков свойственна маскулинность, для девочек – фемининность.
Следующий метод – методика склонности к девиантному поведению. Тест позволил определить готовность подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.
Так по шкале «Установка на социальную желательность» получились следующие результаты: 7 юношей из 15 и 8 девушек в умеренной степени готовы давать социально-желательные ответы на вопросы испытания; 6 юношей и 7 девушек - демонстрируют строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремятся показать себя в лучшем свете, настороженно относятся к ситуации обследования. Только двое юношей из 15 не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.
По шкале «Склонность к преодолению норм и правил» 9 юношей и 4 девушки предрасположены к преодолению каких-либо норм и правил, склонны к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, способны «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. У двоих подростков юношей чрезвычайно выражены нонконформистские тенденции, проявления негативизма. 11 девушек и лишь четверо юношей склонны следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.
По третьей шкале – «Склонность к аддиктивному поведению» - видно, что 10 мальчиков и 12 девушек предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, их результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. Остальные испытуемые набрали менее 50 баллов, что говорит либо о не выраженности перечисленных качеств, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
4 шкала – «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению». По данной шкале были получены следующие результаты: 13 юношей и 6 девушек набрали от 50 до 70 баллов, что свидетельствует о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. У остальных подростков, набравших менее 50 баллов, отсутствует готовность к реализации саморазрушающего поведения, тенденция к соматизации тревоги, склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
По шкале «Склонность к агрессии и насилию» результаты свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у всех испытуемых юношей. И лишь один из них (набравший более 60 Т-баллов) агрессивно направлен во взаимоотношениях с другими людьми, склонен решать проблемы посредством насилия, использует унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, имеются садистические тенденции. У девушек ситуация состоит чуть иначе: большинство из них (12 испытуемых) не агрессивны, не приемлют насилия как средства решения проблем, не принимают агрессию как способа выхода из фрустрирующей ситуации. И лишь 3 девушки проявляют готовность к реализации агрессивных тенденций в поведении.
«Волевой контроль эмоциональных реакций»: 10 юношей и 6 девушек набрали от 60 до 70 баллов, что свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. 5 юношей и 9 девушек владеют самоконтролем любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.
По шкале «Склонность к делинквентному поведению» получились следующие результаты: 9 юношей и 8 девушек обладают деликвентными тенденциями и низким уровнем социального контроля. У остальных данные тенденции не выражены.
Более полные результаты исследования выражены в нижеуказанных таблицах.
Таблица 5 - Результаты исследования у юношей
Название шкал |
Баллы |
Результаты испытуемых | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Средний показатель | ||
Установка на социальную желательность | «сырые» баллы | 6 | 5 | 3 | 1 | 5 | 2 | 3 | 4 | 6 | 1 | 2 | 3 | 6 | 5 | 2 | 3,6 |
Т-баллы | 65 | 62 | 54 | 44 | 62 | 50 | 54 | 55 | 65 | 44 | 50 | 54 | 65 | 62 | 50 | 55,73 | |
Склонность к преодолению норм и правил | «сырые» баллы | 13 | 7 | 9 | 13 | 11 | 12 | 10 | 10 | 11 | 6 | 12 | 6 | 8 | 9 | 12 | 9,933 |
Т-баллы | 63 | 45 | 51 | 63 | 57 | 60 | 54 | 54 | 57 | 42 | 60 | 42 | 48 | 51 | 60 | 53,8 | |
Склонность к аддиктивному поведению | «сырые» баллы | 11 | 13 | 12 | 14 | 15 | 16 | 12 | 13 | 11 | 10 | 9 | 8 | 4 | 6 | 5 | 10,6 |
Т-баллы | 53 | 57 | 55 | 60 | 62 | 64 | 55 | 57 | 53 | 51 | 49 | 47 | 38 | 43 | 40 | 52,27 | |
Склонность к самоповреждаю-щему и саморазрушающему поведению | «сырые» баллы | 8 | 9 | 10 | 14 | 11 | 15 | 17 | 12 | 13 | 16 | 15 | 12 | 14 | 11 | 10 | 12,47 |
Т-баллы | 45 | 47 | 50 | 59 | 52 | 61 | 66 | 54 | 57 | 63 | 61 | 54 | 59 | 52 | 50 | 55,33 | |
Склонность к агрессии и насилию | «сырые» баллы | 12 | 12 | 15 | 14 | 13 | 12 | 18 | 12 | 13 | 14 | 16 | 12 | 13 | 12 | 14 | 13,47 |
Т-баллы | 51 | 51 | 57 | 55 | 53 | 51 | 64 | 51 | 53 | 55 | 59 | 51 | 53 | 51 | 55 | 54 | |
Волевой контроль эмоциональных реакций | «сырые» баллы | 12 | 10 | 11 | 15 | 13 | 14 | 15 | 12 | 14 | 15 | 13 | 15 | 13 | 14 | 12 | 13,2 |
Т-баллы | 58 | 51 | 55 | 73 | 62 | 67 | 73 | 58 | 67 | 73 | 62 | 73 | 62 | 67 | 58 | 63,93 | |
Склонность к делинквентному поведению | «сырые» баллы | 12 | 11 | 13 | 14 | 13 | 12 | 10 | 9 | 14 | 8 | 9 | 6 | 11 | 9 | 6 | 10,47 |
Т-баллы | 55 | 53 | 58 | 60 | 58 | 55 | 50 | 48 | 60 | 45 | 48 | 40 | 53 | 48 | 40 | 51,4 |
Таблица 6 - Результаты исследования у девушек
Название шкал |
Баллы |
Результаты испытуемых | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | Средний показатель | ||
Установка на социальную желательность | «сырые» баллы | 5 | 5 | 3 | 1 | 5 | 5 | 3 | 4 | 5 | 5 | 2 | 3 | 2 | 5 | 2 | 3,667 |
Т-баллы | 62 | 62 | 54 | 44 | 62 | 62 | 54 | 55 | 62 | 62 | 50 | 54 | 50 | 62 | 50 | 56,33 | |
Склонность к преодолению норм и правил | «сырые» баллы | 8 | 7 | 9 | 8 | 11 | 7 | 6 | 10 | 7 | 6 | 7 | 6 | 8 | 9 | 8 | 7,8 |
Т-баллы | 48 | 45 | 51 | 48 | 57 | 45 | 42 | 54 | 45 | 42 | 45 | 42 | 48 | 51 | 48 | 47,4 | |
Склонность к аддиктивному поведению | «сырые» баллы | 11 | 13 | 12 | 14 | 13 | 16 | 12 | 13 | 11 | 10 | 9 | 8 | 10 | 6 | 13 | 11,4 |
Т-баллы | 53 | 57 | 55 | 60 | 57 | 64 | 55 | 57 | 53 | 51 | 49 | 47 | 51 | 43 | 57 | 53,93 | |
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению | «сырые» баллы | 8 | 9 | 10 | 6 | 11 | 5 | 7 | 7 | 13 | 6 | 5 | 12 | 5 | 11 | 10 | 8,333 |
Т-баллы | 45 | 47 | 50 | 41 | 52 | 38 | 43 | 43 | 57 | 41 | 38 | 54 | 38 | 52 | 50 | 45,93 | |
Склонность к агрессии и насилию | «сырые» баллы | 12 | 11 | 7 | 10 | 13 | 12 | 9 | 11 | 10 | 8 | 11 | 7 | 9 | 11 | 8 | 9,933 |
Т-баллы | 51 | 49 | 40 | 47 | 53 | 51 | 44 | 49 | 47 | 42 | 49 | 40 | 44 | 49 | 42 | 46,47 | |
Волевой контроль эмоциональных реакций | «сырые» баллы | 12 | 10 | 11 | 11 | 13 | 14 | 10 | 12 | 14 | 15 | 13 | 11 | 13 | 12 | 12 | 12,2 |
Т-баллы | 58 | 51 | 55 | 55 | 62 | 67 | 51 | 58 | 67 | 73 | 62 | 55 | 62 | 58 | 58 | 59,47 | |
Склонность к делинквентному поведению | «сырые» баллы | 12 | 11 | 13 | 9 | 13 | 12 | 10 | 9 | 14 | 8 | 9 | 6 | 11 | 9 | 6 | 10,13 |
Т-баллы | 55 | 53 | 58 | 48 | 58 | 55 | 50 | 48 | 60 | 45 | 48 | 40 | 53 | 48 | 40 | 50,6 |
Анализ средних показателей обеих групп позволил сделать следующие выводы: юноши более склонны к преодолению норм и правил, самоповреждению, агрессии, деликвидному поведению, не способны к волевому контролю эмоциональных реакций, девушки – к установке на социальную желательность и аддиктивному поведению (диаграмма №2).
Диаграмма №2 - Результаты исследования по методике склонности к девиантному поведению
гендер подростковый возраст девиантный
Следующее исследование было направлено на изучение уровня невротизации и психопатизации. Для этого был применен тест УНТ.
По результатам опросника высокий уровень невротизации преобладает у 7 мальчиков и 12 девочек: у них наблюдается выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Они безынициативны, их эгоцентрическая личностная направленность проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков, что, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость. Остальные подростки не имеют ярко выраженной невротизации: они эмоционально устойчивы, позитивны и инициативны.
Высокий уровень психопатизации проявляется у 11 юношей и 9 девушек: они беспечны и легкомысленны, холодны в отношениях к людям, напористы, упрямы в межличностных взаимодействиях. Им присуща тенденция к выходу за рамки общепринятых норм и морали, что может приводить к непредсказуемости их поступков и созданию конфликтных ситуаций. Остальные подростки соблюдают общепринятые правила нормы, прислушиваются к мнению других, осмотрительны и уступчивы.
Шкала лжи показывает, что подростки были максимально откровенны при ответах на поставленные вопросы.
Более полные результаты испытания представлены в таблице.
Таблица 7
№ п\п |
Невротизация |
Психопатизация |
Шкала лжи | |||
М | Д | М | Д | М | Д | |
1 | 9 | 14 | 6 | 5 | 3 | 3 |
2 | 11 | 15 | 7 | 7 | 2 | 2 |
3 | 9 | 16 | 8 | 3 | 1 | 3 |
4 | 13 | 17 | 9 | 9 | 3 | 4 |
5 | 10 | 12 | 10 | 8 | 2 | 3 |
6 | 16 | 13 | 4 | 6 | 4 | 2 |
7 | 8 | 9 | 4 | 9 | 3 | 4 |
8 | 15 | 16 | 7 | 6 | 2 | 2 |
9 | 13 | 17 | 6 | 4 | 3 | 3 |
10 | 10 | 18 | 5 | 8 | 4 | 1 |
11 | 10 | 13 | 8 | 9 | 3 | 4 |
12 | 13 | 10 | 8 | 3 | 2 | 2 |
13 | 12 | 10 | 9 | 4 | 4 | 3 |
14 | 9 | 12 | 5 | 8 | 2 | 4 |
15 | 8 | 15 | 11 | 7 | 3 | 2 |
Средний показатель | 11,1 | 13,8 | 6,5 | 6,4 | 2,7 | 2,8 |
Анализируя средние показатели групп мальчиков и девочек (Диаграмма №), наблюдаем, что уровень невротизации девочек выше уровня невротизации мальчиков. Уровень психопатизации же находится в одинаковых состояниях. Шкала лжи показала, что выборка испытуемых обеих групп была максимально откровенна при проведении методики.
Диаграмма №3 - Результаты исследования по методике УНП
Следующая диагностика была направлена на выявление показателей и форм агрессии (опросник Басса и Дарки).
Таблица 8
№ п/п |
Физическая Агрессия |
Вербальная Агрессия |
Косвенная Агрессия |
Негативизм |
Раздражительность |
Подозрительность |
Обида |
Чувства вины |
Индекс агрессивности |
Индекс враждебности | ||||||||||
М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | |
1. | 55 | 22 | 24 | 40 | 39 | 39 | 40 | 20 | 27 | 9 | 44 | 44 | 65 | 65 | 77 | 55 | 39,3 | 33,6 | 54,5 | 54,5 |
2. | 44 | 22 | 16 | 56 | 13 | 39 | 80 | 20 | 54 | 27 | 22 | 44 | 39 | 13 | 22 | 55 | 64,3 | 39 | 30,5 | 28,5 |
3. | 66 | 33 | 40 | 24 | 26 | 52 | 20 | 60 | 72 | 18 | 33 | 66 | 52 | 26 | 22 | 44 | 44 | 36,3 | 42,5 | 46 |
4. | 55 | 33 | 32 | 16 | 26 | 39 | 40 | 40 | 18 | 18 | 33 | 55 | 39 | 26 | 33 | 33 | 37,6 | 29,3 | 25,5 | 40,5 |
5. | 55 | 55 | 32 | 24 | 78 | 65 | 40 | 40 | 36 | 27 | 55 | 55 | 65 | 78 | 33 | 66 | 55 | 52,3 | 45,5 | 41 |
6. | 22 | 77 | 48 | 32 | 65 | 91 | 60 | 40 | 18 | 45 | 77 | 22 | 91 | 65 | 55 | 66 | 45 | 66,6 | 47,5 | 33,5 |
7. | 66 | 44 | 24 | 64 | 13 | 65 | 20 | 20 | 27 | 9 | 44 | 66 | 65 | 13 | 77 | 88 | 34,3 | 57,6 | 35,5 | 37,5 |
8. | 33 | 44 | 16 | 80 | 26 | 78 | 20 | 60 | 27 | 27 | 44 | 33 | 78 | 26 | 44 | 44 | 25 | 67,3 | 35,5 | 30 |
9. | 44 | 33 | 24 | 16 | 39 | 52 | 60 | 20 | 54 | 36 | 33 | 44 | 52 | 39 | 44 | 44 | 35,6 | 33,6 | 42,5 | 41,5 |
10. | 44 | 66 | 32 | 32 | 39 | 39 | 60 | 40 | 72 | 18 | 66 | 44 | 39 | 39 | 33 | 33 | 38,3 | 45,6 | 52,5 | 41,5 |
11. | 33 | 77 | 64 | 56 | 13 | 39 | 80 | 20 | 81 | 18 | 77 | 33 | 39 | 13 | 66 | 55 | 36,6 | 57,3 | 58 | 23 |
12. | 66 | 22 | 80 | 64 | 52 | 13 | 40 | 40 | 45 | 27 | 22 | 66 | 13 | 52 | 77 | 55 | 66 | 33 | 17,5 | 59 |
13. | 55 | 44 | 16 | 48 | 65 | 65 | 20 | 20 | 54 | 45 | 44 | 55 | 65 | 65 | 22 | 77 | 45,3 | 52,3 | 54,5 | 60 |
14. | 44 | 55 | 24 | 48 | 78 | 39 | 40 | 40 | 18 | 45 | 55 | 44 | 39 | 78 | 44 | 66 | 48,6 | 47,3 | 47 | 61 |
15. | 77 | 44 | 24 | 32 | 26 | 52 | 40 | 20 | 27 | 18 | 44 | 77 | 52 | 26 | 55 | 88 | 42,3 | 42,6 | 48 | 51,5 |
Средний показатель | 50,6 | 44,7 | 33,1 | 42,1 | 39,8 | 51,1 | 44 | 33,3 | 42 | 25,8 | 46,2 | 49,8 | 52,8 | 41 | 46,9 | 57,9 | 43,8 | 46,2 | 42,4 | 43,2 |
Исходя из средних показателей каждых шкал для группы мальчиков и группы девочек (Диаграмма №4), видно, что мальчики более склонны к физической агрессии, девочки же, наоборот, к косвенной и вербальной. Что касается негативизма и раздражительности, то эти качества более выражены у группы мальчиков, нежели у группы девочек. Расположенность к подозрительности в обеих группах испытуемых выражена в равной мере, у девочек чуть больше, чем у мальчиков. Чувство обиды преобладает у мальчиков, а чувство вины у девочек. Индекс агрессивности и индекс враждебности для обеих групп испытуемых находится на одном уровне (оба индекса чуть выше у выборки девочек).
Диаграмма №4 - Результаты исследования по методике Басса и Дарки
Для дополнения исследования по методике Басса и Дарки был использован опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев). По полученным данным после подсчета результатов исследования было выявлено, что положительная агрессия в большей степени выражена в группе мальчиков (7 подростков из 15 относятся к высокому уровню, 8 – к среднему), у девочек же наоборот положительная агрессия не выражена (средний уровень у 5 девочек, остальные относятся к низкому уровню). Уровень негативной агрессии как для группы мальчиков, так и для группы девочек средний (8 мальчиков, 10 девочек), однако наблюдается выраженность данного качества в большей степени у юношей (6 с высоким показателем), нежели у девушек (1 с высоким показателем). Среди выборки обеих групп наиболее конфликтны мальчики (общий показатель конфликтности средний у 4 и высокий у 11), у девочек данное качество не столь выражено (общий показатель конфликтности средний у 10 и низкий у 5). Более полные показатели можно увидеть в смежной таблице 9.
Таблица 9
№ п\п |
Наступательность |
Неуступчивость |
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |