Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты исследования



2020-02-03 214 Обсуждений (0)
Результаты исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Экспериментальные исследования проводились на базе школы № 144 и школы № 138 г. Уфы. В состав экспериментальной группы вошли 30 учащихся подростков в возрасте 13-16 лет: 15 мальчиков, 15 девочек.

Методика С. Бэм на маскулинность и фемининность показала, что у большинства мальчиков выражена мужественность (1 с ярко выраженной, 7 с выраженной маскулинностью). Среди испытуемых есть лица с андрогинными (сочетающие в себе и мужественность, и женственность) и фемининными качествами. Среди девочек преобладающее большинство подростков имеют выраженную фемининность (8 девочек из 15), двое – с ярко выраженной фемининностью и одна – с маскулинностью. Более подробно описанные результаты можно увидеть в следующей таблице:

 

Таблица 4

№ п\п

Результаты юношей

Результаты девушек

Основной индекс Маскулинность\фемининность Основной индекс Маскулинность\фемининность
1 -2,0898 Ярко выраженная маскулинность 0,8127 Андрогинность
2 -1,9737 Маскулинность 1,0449 Фемининность
3 -0,3484 Андрогинность 2,0898 Ярко выраженная фемининность
4 -0,9288 Андрогинность 1,8576 Фемининность
5 1,0449 Фемининность 1,3932 Фемининность
6 -0,8127 Андрогинность -1,6254 Маскулинность
7 -1,7415 Маскулинность 0,9288 Андрогинность
8 -1,6254 Маскулинность 1,8576 Фемининность
9 -0,9288 Андрогинность 1,3932 Фемининность
10 -1,5093 Маскулинность 0,8127 Андрогинность
11 -1,8576 Маскулинность 2,2059 Ярко выраженная фемининность
12 -1,3932 Маскулинность 1,0449 Фемининность
13 1,5093 Фемининность 0,9288 Андрогинность
14 -0,8127 Андрогинность 1,7415 Фемининность
15 -1,3932 Маскулинность 1,6254 Фемининность
Средний показатель -1,02198 Маскулинность 1,42416 Фемининность

 

Для сравнения показателей данные были отображены в диаграмме №1.

 

Диаграмма №1 - Результаты исследования по методике С. Бэм

 

Проанализировав средние показатели по выборке обеих групп, можно сделать выводы о том, что подростки обоих полов оценивают себя со стороны гендера в соответствии со своей половой принадлежностью: для мальчиков свойственна маскулинность, для девочек – фемининность.

Следующий метод – методика склонности к девиантному поведению. Тест позволил определить готовность подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения.

Так по шкале «Установка на социальную желательность» получились следующие результаты: 7 юношей из 15 и 8 девушек в умеренной степени готовы давать социально-желательные ответы на вопросы испытания; 6 юношей и 7 девушек - демонстрируют строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремятся показать себя в лучшем свете, настороженно относятся к ситуации обследования. Только двое юношей из 15 не склонны скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности.

По шкале «Склонность к преодолению норм и правил» 9 юношей и 4 девушки предрасположены к преодолению каких-либо норм и правил, склонны к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, способны «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть. У двоих подростков юношей чрезвычайно выражены нонконформистские тенденции, проявления негативизма. 11 девушек и лишь четверо юношей склонны следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.

По третьей шкале – «Склонность к аддиктивному поведению» - видно, что 10 мальчиков и 12 девушек предрасположены к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, склонны к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, их результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях. Остальные испытуемые набрали менее 50 баллов, что говорит либо о не выраженности перечисленных качеств, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.

4 шкала – «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению». По данной шкале были получены следующие результаты: 13 юношей и 6 девушек набрали от 50 до 70 баллов, что свидетельствует о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садо-мазохистских тенденциях. У остальных подростков, набравших менее 50 баллов, отсутствует готовность к реализации саморазрушающего поведения, тенденция к соматизации тревоги, склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.

По шкале «Склонность к агрессии и насилию» результаты свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у всех испытуемых юношей. И лишь один из них (набравший более 60 Т-баллов) агрессивно направлен во взаимоотношениях с другими людьми, склонен решать проблемы посредством насилия, использует унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, имеются садистические тенденции. У девушек ситуация состоит чуть иначе: большинство из них (12 испытуемых) не агрессивны, не приемлют насилия как средства решения проблем, не принимают агрессию как способа выхода из фрустрирующей ситуации. И лишь 3 девушки проявляют готовность к реализации агрессивных тенденций в поведении.

«Волевой контроль эмоциональных реакций»: 10 юношей и 6 девушек набрали от 60 до 70 баллов, что свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. 5 юношей и 9 девушек владеют самоконтролем любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений.

По шкале «Склонность к делинквентному поведению» получились следующие результаты: 9 юношей и 8 девушек обладают деликвентными тенденциями и низким уровнем социального контроля. У остальных данные тенденции не выражены.

Более полные результаты исследования выражены в нижеуказанных таблицах.

 

Таблица 5 - Результаты исследования у юношей

Название шкал

Баллы

Результаты испытуемых

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Средний показатель

Установка на социальную желательность

«сырые» баллы 6 5 3 1 5 2 3 4 6 1 2 3 6 5 2 3,6
Т-баллы 65 62 54 44 62 50 54 55 65 44 50 54 65 62 50 55,73

Склонность к преодолению норм и правил

«сырые» баллы 13 7 9 13 11 12 10 10 11 6 12 6 8 9 12 9,933
Т-баллы 63 45 51 63 57 60 54 54 57 42 60 42 48 51 60 53,8

Склонность к аддиктивному поведению

«сырые» баллы 11 13 12 14 15 16 12 13 11 10 9 8 4 6 5 10,6
Т-баллы 53 57 55 60 62 64 55 57 53 51 49 47 38 43 40 52,27

Склонность к самоповреждаю-щему и саморазрушающему поведению

«сырые» баллы 8 9 10 14 11 15 17 12 13 16 15 12 14 11 10 12,47
Т-баллы 45 47 50 59 52 61 66 54 57 63 61 54 59 52 50 55,33

Склонность к агрессии и насилию

«сырые» баллы 12 12 15 14 13 12 18 12 13 14 16 12 13 12 14 13,47
Т-баллы 51 51 57 55 53 51 64 51 53 55 59 51 53 51 55 54

Волевой контроль эмоциональных реакций

«сырые» баллы 12 10 11 15 13 14 15 12 14 15 13 15 13 14 12 13,2
Т-баллы 58 51 55 73 62 67 73 58 67 73 62 73 62 67 58 63,93

Склонность к делинквентному поведению

«сырые» баллы 12 11 13 14 13 12 10 9 14 8 9 6 11 9 6 10,47
Т-баллы 55 53 58 60 58 55 50 48 60 45 48 40 53 48 40 51,4

Таблица 6 - Результаты исследования у девушек

Название шкал

Баллы

Результаты испытуемых

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Средний показатель

Установка на социальную желательность

«сырые» баллы 5 5 3 1 5 5 3 4 5 5 2 3 2 5 2 3,667
Т-баллы 62 62 54 44 62 62 54 55 62 62 50 54 50 62 50 56,33

Склонность к преодолению норм и правил

«сырые» баллы 8 7 9 8 11 7 6 10 7 6 7 6 8 9 8 7,8
Т-баллы 48 45 51 48 57 45 42 54 45 42 45 42 48 51 48 47,4

Склонность к аддиктивному поведению

«сырые» баллы 11 13 12 14 13 16 12 13 11 10 9 8 10 6 13 11,4
Т-баллы 53 57 55 60 57 64 55 57 53 51 49 47 51 43 57 53,93

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

«сырые» баллы 8 9 10 6 11 5 7 7 13 6 5 12 5 11 10 8,333
Т-баллы 45 47 50 41 52 38 43 43 57 41 38 54 38 52 50 45,93

Склонность к агрессии и насилию

«сырые» баллы 12 11 7 10 13 12 9 11 10 8 11 7 9 11 8 9,933
Т-баллы 51 49 40 47 53 51 44 49 47 42 49 40 44 49 42 46,47

Волевой контроль эмоциональных реакций

«сырые» баллы 12 10 11 11 13 14 10 12 14 15 13 11 13 12 12 12,2
Т-баллы 58 51 55 55 62 67 51 58 67 73 62 55 62 58 58 59,47

Склонность к делинквентному поведению

«сырые» баллы 12 11 13 9 13 12 10 9 14 8 9 6 11 9 6 10,13
Т-баллы 55 53 58 48 58 55 50 48 60 45 48 40 53 48 40 50,6

 

Анализ средних показателей обеих групп позволил сделать следующие выводы: юноши более склонны к преодолению норм и правил, самоповреждению, агрессии, деликвидному поведению, не способны к волевому контролю эмоциональных реакций, девушки – к установке на социальную желательность и аддиктивному поведению (диаграмма №2).


Диаграмма №2 - Результаты исследования по методике склонности к девиантному поведению

гендер подростковый возраст девиантный

Следующее исследование было направлено на изучение уровня невротизации и психопатизации. Для этого был применен тест УНТ.

По результатам опросника высокий уровень невротизации преобладает у 7 мальчиков и 12 девочек: у них наблюдается выраженная эмоциональная возбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность). Они безынициативны, их эгоцентрическая личностная направленность проявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятных соматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностных недостатков, что, в свою очередь, формирует чувство собственной неполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость. Остальные подростки не имеют ярко выраженной невротизации: они эмоционально устойчивы, позитивны и инициативны.

Высокий уровень психопатизации проявляется у 11 юношей и 9 девушек: они беспечны и легкомысленны, холодны в отношениях к людям, напористы, упрямы в межличностных взаимодействиях. Им присуща тенденция к выходу за рамки общепринятых норм и морали, что может приводить к непредсказуемости их поступков и созданию конфликтных ситуаций. Остальные подростки соблюдают общепринятые правила нормы, прислушиваются к мнению других, осмотрительны и уступчивы.

Шкала лжи показывает, что подростки были максимально откровенны при ответах на поставленные вопросы.

Более полные результаты испытания представлены в таблице.

Таблица 7

№ п\п

Невротизация

Психопатизация

Шкала лжи

М Д М Д М Д
1 9 14 6 5 3 3
2 11 15 7 7 2 2
3 9 16 8 3 1 3
4 13 17 9 9 3 4
5 10 12 10 8 2 3
6 16 13 4 6 4 2
7 8 9 4 9 3 4
8 15 16 7 6 2 2
9 13 17 6 4 3 3
10 10 18 5 8 4 1
11 10 13 8 9 3 4
12 13 10 8 3 2 2
13 12 10 9 4 4 3
14 9 12 5 8 2 4
15 8 15 11 7 3 2
Средний показатель 11,1 13,8 6,5 6,4 2,7 2,8

 

Анализируя средние показатели групп мальчиков и девочек (Диаграмма №), наблюдаем, что уровень невротизации девочек выше уровня невротизации мальчиков. Уровень психопатизации же находится в одинаковых состояниях. Шкала лжи показала, что выборка испытуемых обеих групп была максимально откровенна при проведении методики.

 

Диаграмма №3 - Результаты исследования по методике УНП

Следующая диагностика была направлена на выявление показателей и форм агрессии (опросник Басса и Дарки).

Таблица 8

№ п/п

Физическая

Агрессия

Вербальная

Агрессия

Косвенная

Агрессия

Негативизм

Раздражительность

Подозрительность

Обида

Чувства вины

Индекс агрессивности

Индекс враждебности

М Д М Д М Д М Д М Д М Д М Д М Д М Д М Д
1. 55 22 24 40 39 39 40 20 27 9 44 44 65 65 77 55 39,3 33,6 54,5 54,5
2. 44 22 16 56 13 39 80 20 54 27 22 44 39 13 22 55 64,3 39 30,5 28,5
3. 66 33 40 24 26 52 20 60 72 18 33 66 52 26 22 44 44 36,3 42,5 46
4. 55 33 32 16 26 39 40 40 18 18 33 55 39 26 33 33 37,6 29,3 25,5 40,5
5. 55 55 32 24 78 65 40 40 36 27 55 55 65 78 33 66 55 52,3 45,5 41
6. 22 77 48 32 65 91 60 40 18 45 77 22 91 65 55 66 45 66,6 47,5 33,5
7. 66 44 24 64 13 65 20 20 27 9 44 66 65 13 77 88 34,3 57,6 35,5 37,5
8. 33 44 16 80 26 78 20 60 27 27 44 33 78 26 44 44 25 67,3 35,5 30
9. 44 33 24 16 39 52 60 20 54 36 33 44 52 39 44 44 35,6 33,6 42,5 41,5
10. 44 66 32 32 39 39 60 40 72 18 66 44 39 39 33 33 38,3 45,6 52,5 41,5
11. 33 77 64 56 13 39 80 20 81 18 77 33 39 13 66 55 36,6 57,3 58 23
12. 66 22 80 64 52 13 40 40 45 27 22 66 13 52 77 55 66 33 17,5 59
13. 55 44 16 48 65 65 20 20 54 45 44 55 65 65 22 77 45,3 52,3 54,5 60
14. 44 55 24 48 78 39 40 40 18 45 55 44 39 78 44 66 48,6 47,3 47 61
15. 77 44 24 32 26 52 40 20 27 18 44 77 52 26 55 88 42,3 42,6 48 51,5
Средний показатель 50,6 44,7 33,1 42,1 39,8 51,1 44 33,3 42 25,8 46,2 49,8 52,8 41 46,9 57,9 43,8 46,2 42,4 43,2

 

Исходя из средних показателей каждых шкал для группы мальчиков и группы девочек (Диаграмма №4), видно, что мальчики более склонны к физической агрессии, девочки же, наоборот, к косвенной и вербальной. Что касается негативизма и раздражительности, то эти качества более выражены у группы мальчиков, нежели у группы девочек. Расположенность к подозрительности в обеих группах испытуемых выражена в равной мере, у девочек чуть больше, чем у мальчиков. Чувство обиды преобладает у мальчиков, а чувство вины у девочек. Индекс агрессивности и индекс враждебности для обеих групп испытуемых находится на одном уровне (оба индекса чуть выше у выборки девочек).


Диаграмма №4 - Результаты исследования по методике Басса и Дарки

 

Для дополнения исследования по методике Басса и Дарки был использован опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев). По полученным данным после подсчета результатов исследования было выявлено, что положительная агрессия в большей степени выражена в группе мальчиков (7 подростков из 15 относятся к высокому уровню, 8 – к среднему), у девочек же наоборот положительная агрессия не выражена (средний уровень у 5 девочек, остальные относятся к низкому уровню). Уровень негативной агрессии как для группы мальчиков, так и для группы девочек средний (8 мальчиков, 10 девочек), однако наблюдается выраженность данного качества в большей степени у юношей (6 с высоким показателем), нежели у девушек (1 с высоким показателем). Среди выборки обеих групп наиболее конфликтны мальчики (общий показатель конфликтности средний у 4 и высокий у 11), у девочек данное качество не столь выражено (общий показатель конфликтности средний у 10 и низкий у 5). Более полные показатели можно увидеть в смежной таблице 9.


Таблица 9

№ п\п

Наступательность

Неуступчивость



2020-02-03 214 Обсуждений (0)
Результаты исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)