Анализ состава и динамики балансовой прибыли
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Промышленные предприятия получают прибыль главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.). Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость и др. отчислений) и полной себестоимостью продукции. Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются: – систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли; – определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты; – выявление резервов увеличения объемов реализации продукции, суммы прибыли и рентабельности; – разработка мероприятий направленных на повышение прибыли и рентабельности.
В анализе используются такие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции (работ и услуг), прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль. Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции (работ и услуг), от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций. Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль. Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и отчислений. В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку следует скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. Блок-схема факторного анализа балансовой прибыли изображена на рис. 1. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от таких основных факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (Qр), ее структуры (Уi), себестоимости (Срi) и уровня среднереализационных цен (Црi). Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. В такой же зависимости находятся структура реализованной продукции и прибыль. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической величиной (Табл.3).
Таблица 3 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж
Изменение суммы прибыли за счет: объема реализации продукции: структуры товарной продукции: средних цен реализации: себестоимости реализуемой продукции: Далее необходимо проанализировать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от объема продажи (Q), себестоимости единицы реализованной продукции (С) и среднереализационных цен (Ц). Для проведения факторного анализа прибыли используется метод цепных подстановок. Факторная модель имеет вид: Снижение себестоимости единицы продукции имеет большое значение в обеспечении ее конкурентоспособности, поэтому в процессе анализа необходимо выявить резервы снижения затрат. Ими могут быть: увеличение объемов производства, в результате чего достигается снижение удельных постоянных затрат, экономное использование материальных ресурсов, что ведет к снижению их расхода на производство единицы продукции, поиск более дешевых сырьевых рынков.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |