Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бедность в странах с переходной экономикой



2020-02-03 339 Обсуждений (0)
Бедность в странах с переходной экономикой 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Большая часть постсоциалистического пространства вот почти 20 лет двигается к рыночной экономике. До настоящего времени приоритетными остаются приватизация, развитие рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое эко­номическое сообщество. Параллельно идет углубление материального неравенства среди населения, абсолютное и относительное увели­чение бедности.

Макроэкономическая стабилизация во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) произошла довольно рано, но ее условия и темпы при некотором сходстве имели свои осо­бенности в каждой стране. Например, в Слове­нии и Чехии положительная динамика ВВП и реальной заработной платы началась в одно и то же время - с 1993 г., в Венгрии и Словакии - с 1994 г. В Польше прирост ВВП наблюдался с 1992 г., а реальной заработной платы - с 1994 г. Польша стала первой в данной группе стран, где дореформенный объем ВВП был превышен уже в 1996 г., реальная же заработная плата преодо­лела этот рубеж лишь в 1999 г. В Чехии, наобо­рот, реальная оплата достигла и превысила до­реформенный уровень в 1996 г., а ВВП - только в 2000 г.

Различие условий и методов проведения рыночных реформ сказывается и на таком показателе, как уровень бедности. Для ее определения существуют два подхода - на основе национальной и международной методики. Первый включает верхнюю и нижнюю границы бедности - социаль­ный и прожиточный минимумы. В большинстве стран ЦВЕ используется первый из них. Существенную роль в различии масштабов бедности играют и неодинаковый стандарт уровня жизни, сложившийся исторически, и несходство систем социальной защиты населения в первые годы [10, с. 71].

Самая низкая доля бедных на протяжении всех лет трансформации наблюдается в Словении и Чехии (примерно 5%), где и до реформ уровень жизни был самый высокий среди стран ЦВЕ. В Польше в конце 90-х годов показатель бедности достигал 12-13%, в Венгрии - 17-20%. В России в тот же период доля бедных составляла 28%. Учи­тывая, что у нас она измеряется на основе прожи­точного минимума, по сравнению со странами ЦВЕ фиксируемая статистикой доля бедных го­раздо больше. По данным Всемирного банка, в 2006 г. доходы ниже прожиточного уровня в Рос­сии имело 40% населения, и она заняла по этому показателю 52-е место (по регрессивной шкале) из 175, уступив и некоторым странам СНГ (Бело­руссии, Украине, Казахстану).

В новом столетии показатели бедности по странам стали более дифференцированными, что также явилось следствием разных подходов к проведению реформ. Так, в Венгрии в 2000 г. ниже черты бедности жило 8% населения, тогда как в 1993 г. - 25%. В Болгарии доля бедных за время реформ, наоборот, выросла и в 2000 г. Достигла 36% . Правда, по последним данным националь­ной статистики, уровень бедности там, в 2007 г. составил только 14% (при прожиточном минимуме 102 лева в месяц).

Согласно международной методике, границей бедности в Европе считается сумма менее двух долларов на человека в день (по паритету покупа­тельной способности национальных валют). Именно она используется Всемирным банком для международных сравнений. Согласно подсчетам по этой методике, в Венгрии в 1993 г. бедность со­ставляла не 25%, а 11%. Показатели для Польши и России также были меньше рассчитанных, национальной статистикой, в Румынии и Чехии карти­на была обратная.

Социологические исследования проблем бедности, проведенные Йельским университетом в разные годы, показывают, что в 2005 г. по срав­нению с 1988 г. большинство (от 55 до 85%) граждан, опрошенных в пяти странах ЦВЕ - Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, а также в России, жили «хуже» или «намного хуже», чем до реформ. Масштаб крайней бедности также силь­но вырос - с 5 до 15%. Результаты сравнения исследований 2005г. с 1993 г. были несколько ины­ми. Это связано с тем, что годы реформ по-разно­му протекали в отдельных странах. Например, в Венгрии в 1993 г. считали, что их уровень жизни снизился, 62% опрошенных, а в 2000 г. таких бы­ло 57%. В Болгарии об этом заявили соответст­венно 69 и 84% опрошенных .

Существенное воздействие на расширение масштабов бедности в исследуемых странах ока­зала безработица - новое для них явление. До сих пор она остается главной социальной проблемой, хотя и разной степени остроты. Ее уровень (по методике МОТ) колеблется от 6% в Венгрии и Словении до 17-19% в Болгарии, Словакии. Польше. Такой же ее уровень в последние годы наблюда­ется и в России. Чуть меньше он (7%) в Румынии Особое беспокойство вызывает безработица сре­ди молодежи (от 15 до 24 лет), во многих странах вдвое превышающая общий уровень. Довольно тяжелая ситуация сложилась в Болгарии, Поль­ше, Словакии, где без работы каждый третий мо­лодой человек. Лишь в Венгрии безработица сре­ди молодых граждан меньше, чем в среднем по странам Европейского союза.

Одна из причин роста бедности - низкий уровень жизни пенсионеров, составляющих значительную часть (от 22 до 30%) населения во всех странах. Конечно, правительства принимают ме­ры по их социальной защите, но их пока недоста­точно для обеспечения достойных условий жизни пожилых людей и инвалидов. Только в Чехии пенсии по возрасту достигли и превысили доре­форменный уровень. Везде средний размер пен­сий ниже, чем в странах ЕС-15. Больше всех отстают Румыния и Болгария, где национальные показатели составляют соответственно 27 и 24% среднего уровня стран ЕС. Ближе всего к запад­ноевропейским размерам пенсий Словения (71%),  затем следуют Чехия (58%), Венгрия (52%), Словакия (48%) и Польша (39%). Отставание в значи­тельной степени объясняется низким уровнем коэффициента замещения заработной платы, име­ющего во многих странах со второй половины 90-х годов тенденцию к уменьшению [10, с. 73].

Несмотря на заметные издержки в социальной сфере стран ЦВЕ в ходе трансформации, между разными видами доходов населения и границей бедности там сложились более приемлемые соот­ношения, чем в России. Так, минимальная зара­ботная плата в Румынии, Словакии и Чехии в 1990 г. составляла более половины среднемесяч­ной, в Болгарии - 44%, Венгрии - 37 и в Поль­ше - 21%. В последующие годы во всех странах, кроме Польши, разрыв между минимальной и средней заработной платой начал увеличиваться и продолжал расти до конца столетия. В 1999 г. в большинстве из них это соотношение было равно примерно 1/3, только в Польше оно достигло 40%.

Ныне минимальная заработная плата состав­ляет более 40% от средней в Венгрии и Польше, и около 40% - в Болгарии и Словакии. Таким обра­зом, везде наблюдается сокращение разрыва между этими двумя показателями оплаты труда, большее соответствие его европейским стандар­там. Аналогичным образом меняются и соотно­шения показателей бедности. Так, в Венгрии ве­личина установленного бюджета прожиточного минимума по сравнению со средней суммой дохо­дов домашних хозяйств разных типов составляет от 65% (хозяйства с двумя работниками и тремя детьми) до 98% (одиночные хозяйства). В Венг­рии среднедушевой прожиточный минимум уста­новленный для хозяйств пенсионеров, равен 75-90% дохода в зависимости от размера домохозяй­ства. В Чехии прожиточный минимум в бедных домохозяйствах практически совпадает с их дохо­дом. Все это также вполне соответствует между­народным стандартам.

Сокращением масштабов бедности озабочены и международные организации, и правительства каждой страны. Направления в решении данной задачи везде идентичны, и основные из них сво­дятся к увеличению занятости трудоспособного населения, повышению уровня доходов, разви­тию и совершенствованию систем социальной за­щиты малообеспеченных и т.п. Успехи в этой об­ласти зависят от многих факторов, но в первую очередь от темпов и эффективности развития ре­ального сектора экономики.

Казалось бы, охватывающая весь мир глобализация, сводящая к общему знаменателю правила движения капитала, трудовых ресурсов и конкуренции, должна выравнивать и жизненные усло­вия. Но не тут-то было. Напротив, она в ряде случаев усугубила бедствие нище­ты. Если открыть доклад ООН о социальном положении в мире в 2007 году, то там можно познакомиться со следую­щим выводом: «за последние 20 лет значительно возросло неравенство как ме­жду странами, так и внутри самих государств: богатые стали еще богаче, а бед­ные еще беднее, а в странах с переход­ной экономикой экономический рост не привел к улучшению уровня жизни людей, ликвидации нищеты, а также решению многих социальных проблем» [18, с. 71].

Удивительно, но факт: беднеют бедняки и в очень богатых странах. Даже в Соединенных Штатах. До глобализации на протяжении большей части американской истории сохранялась следую­щая пропорция: примерно 18 процентов национального богатства принадлежали одному проценту населении Страны. Но эта пропорция решительно меняется в последнее время. Экономисты подсчитали, что средний доход 90 процентов наибо­лее низкооплачиваемых американских налогоплательщиков с 1973 по 2007 год уменьшился на 7 процентов, а доход одного процента наиболее богатых жите­лей США увеличился на 148 процентов. Если же взять группу супербогатых, то есть 0,01 процента американцев, то их доход возрос на невообразимые 599 процента. Авторы исследования делают вывод, что американская элита все более замыкается в себе, передавая капиталы по наследству, а малоимущие получают псе меньше шансов прорвать барьеры.

В конце 2007 года Бюро цензов США опубликовало доклад об уровне доходов, бедности и охвате системой медицинского страхования населения США в 2006 году

В докладе приводятся официальные оценки уровня бедности в США, сделанные Бюро цензов на основании данных обследований населения за период с 1959 по 2006 год. В соответствии с этими данными удельный вес населения с доходами ниже черты бедности в общей численности населения (уровень бедности) составлял в США в 2007 году 12,7%. В течение четырех последних лет наблюдалось ежегодное увеличение этого показателя; по сравнению с 2000 годом он возрос на 0,8 процентного пункта. Но сравнение его нынешней величины с показателями первоначального периода наблюдений показывает, что за 45-летний период уровень бедности в США значительно сократился - почти на 10 процентных пункта (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 Уровень бедности в США в 1959-2007 годах (в % к общей численности населения)

Как известно, для определения черты (границы, порога) бедности в разных странах применяются различные методологические подходы. В США используется так называемый абсолютный подход, когда устанавливается минимальный предел доходов (в некоторых странах - потребительских расходов) населения, ниже которого наступает бедность. При оценке уровня нуждаемости к категории бедных причисляется население с доходами ниже официально установленного абсолютного минимума доходов, называемого чертой (границей) бедности.

Границы бедности в США рассчитываются для различных по размеру и составу семей (включая одиночек). Всего, в зависимости от количества детей и престарелых членов в семье, существует 48 границ бедности. Если общий доход семьи оказывается ниже, чем черта бедности, установленная для семьи данного типа, то семья (и все ее члены) считается бедной. Официальные границы бедности едины для всех географических регионов США, они ежегодно корректируются в зависимости от изменения индекса потребительских цен [20, с. 58].

Наличие длительного динамического ряда показателей бедности, рассчитанных на единой методологической основе, является весьма ценным материалом для исследований. Первоначальный анализ данных за 45-летний период показывает, что наряду с тенденцией к постепенному снижению уровня бедности, имеет место значительная колеблемость показателей по годам. Проведение процедуры сглаживания уровней ряда (по пятилетним скользящим средним) подтверждает явно понижательную тенденцию в динамике показателей бедности в США в период с 1959 по 1979 год и наличие определенной цикличности ряда с выраженными подъемами и спадами в последующие годы. Длительность периода спадов и подъемов показателей составляет примерно 10-12 лет.

Особенно остро проблема бедности выражена в странах Африки. Отпугивает от Африки и эпидемия СПИДа. Год за годом, уничтожая миллионы африканцев, она стала сказы­ваться на экономическом развитии Черного континента. «Если не предпринять неотложных мер, эпидемия приведет к стабильному падению про­изводства сельскохозяйственной про­дукции и вызовет в африканских стра­нах серьезный голод», — говорится в докладе ООН. В подтверждение сообщается, что в прошлом году от СПИ­Да скончались свыше 2 миллионов африканцев, а еще 3 миллиона заразились вирусом ВИЧ. Общее количество пораженных вирусом жителей конти­нента достигло 25 миллионов [18, с. 10].

Свирепствуют на Черном континен­те и другие опасные болезни. Там жили 90 процентов из более чем миллиона умерших в прошлом году от малярии и 1,5 из 2 миллионов тех, кого унес туберкулез.

А 300 с лишним миллионов африканцев, живущих в условиях хронической нехватки чистой воды? А ужасающее положение детей? По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), уже в утробе матери африканский ребенок находится в неравном положении со сверстником из любой другой части света. У него гораздо меньше шансов родиться. Если в среднем в материнская смертность состав­ляет 400 на 100 тысяч, на Черном континенте показатель равняется 940.

Появившегося на свет маленького африканца поджидает множество опасностей, прежде всего в лице раз­нообразных болезней. 175 детей не до­живают до пятилетнего возраста, в то время как среднемировой показатель составляет 80. Наконец, у африканских детей меньше всего шансов дотя­нуть до старости. Средняя продолжи­тельность жизни в Африке составляет всего 46 лет, а в мире равняется 63 го­дам. Причем, если на остальных кон­тинентах показатель увеличился с 1970 года на 7 лет, в трети африканских стран он за то же время уменьшился.

За последние четверть века Африка получила помощи больше, чем любой другой регион мира, но стала единственным, где уровень жиз­ни снизился, а количество тех, кто живет в крайней нищете, выросло вдвое. Между тем принятые на Саммите тысячелетия ООН цели ставят перед континентом задачу к 2015 году вдвое сократить бедность.

 

 



2020-02-03 339 Обсуждений (0)
Бедность в странах с переходной экономикой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бедность в странах с переходной экономикой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (339)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)