Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обоснование структуры учебной дисциплины



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
Обоснование структуры учебной дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Курс «Психолого-педагогическая антропология» как учебная дисциплина предполагает 22 лекционных часа и 14 часов практических занятий. Лекционные часы включают в себя изучение истории антропологии, понятия педагогической антропологии и его современного толкования, социальности и разумности человека, его целостности и противоречивости, пространства и времени развития личности, теоретический анализ проблем развития. На лекциях раскрывается понятие культуры как антропологического феномена, взаимосвязь культуры как явления и культуры человека, анализируется характеристика безупречных педагогических систем. Воспитание рассматривается как человеческий способ бытия и как специально организованная деятельность в связи с требованиями к современному воспитателю.

Курс предполагает разделение на три модуля.

1. Человек как предмет педагогической антропологии.

2. Развитие человека как научная проблема.

3. Культура и воспитание как антропологические феномены.

На семинарских занятиях изучается и анализируется работа К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К каждому семинарскому занятию предполагается выполнение студентами творческой работы, терминологических диктантов.

По завершении изучения материала каждого модуля студенты выполняют тестовые задания и по окончании курса сдают экзамен по дисциплине.

1.4. Рекомендации к выполнению различных видов учебных занятий
и  критерии оценивания

Для подготовки студентов к семинарам необходимо составить опорный конспект-схему (таблицу, рисунок, график), обобщив материал лекций и дополнительный материал, отраженный в вопросах и рекомендациях к семинарским занятиям. Оценивается данный вид работы по пятибалльной системе, как наличие конспектов и умений «свернуть» учебный материал, так и умение в устном ответе «развернуть» (раскрыть) «закодированную» информацию.

На семинарских занятиях проводятся терминологические диктанты с целью усвоения базовых понятий, терминов. После их проверки дается анализ теоретических знаний студентов и групповое обсуждение с уточнением при составлении словаря терминов и понятий.

Терминологический диктант оценивается по пятибалльной системе, где критерием является наличие следующих компетентностей студентов:

· сформулировать свою мысль теоретически грамотно;

· предъявить точность понятий, определений, терминов, полный объем раскрытых понятий по данному разделу.

Творческая письменная работа, выполняемая по заданной педагогом тематике, предполагает реферирование, аннотирование частей педагогического сочинения К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К реферированию добавляются собственные самостоятельные суждения и выводы, что является наиболее значимым с точки зрения оценивания работы преподавателем.

Творческая письменная работа оценивается по следующим критериям:

· наличие умения найти в работе К.Д. Ушинского ответ на поставленные вопросы;

· наличие умения фиксировать в конце работы выводы, собственные умозаключения, точку зрения, демонстрируя компетентность в гуманистическом и антропологическом мировоззрении.

Выполнение курсовых работ по учебной дисциплине «Психолого-педагогическая антропология» не предусмотрено в связи с отсутствием достаточного опыта, аналитических возможностей и навыков в самостоятельной работе первокурсников.

 

По окончании изучения учебной дисциплины студенты с целью самообследования выполняют тестовые задания на компьютере.

Самоэкзамен по учебной дисциплине получают студенты:

· не пропускавшие занятия по неуважительной причине;

· предъявившие конспекты всех лекций и семинарских занятий с полным объемом ответов на поставленные вопросы в форме сжатых схем, таблиц, рисунков, графиков;

· активно работавшие на семинарских занятиях с достаточным накоплением баллов;

· выполнившие тестовые задания на высокий балл и набравшие не менее 30 баллов по результатам рейтинговой оценки.

Студенты, не выполнившие вышеуказанные требования, сдают экзамен после ликвидации задолженности по всему пройденному материалу.

Компьютерное тестирование позволяет осуществлять итоговый контроль наличия компетентностей. Тестовый материал включает 60 вопросов, составленных по принципу выявления уровня предметно-знаниевых компетенций в овладении:

· понятийно-терминологическим аппаратом;

· понятиями основных проблем дисциплины;

· знаниями антропологических концепций;

· знаниями факторов, влияющих на процессы и явления;

· ориентацией в содержании работы К. Д. Ушинского;

· знаниями сущности процесса развития и т.д.

Каждый вопрос содержит 3 варианта ответа, среди которых имеются абсолютно неверный, правильный и не совсем точный. Задача тестируемого – выбрать правильный ответ из числа предложенных.

 

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел, тема Всего ауд. часов Лекций Практ. занят. Сам. работы
1. Введение в педагогическую антропологию. 6 4 2 6
2. Человек как предмет педагогической антропологии. 6 4 2 6
3. Развитие человека как научная проблема. 6 4 2 6
4. Культура как антропологический феномен. 6 4 2 6
5. Воспитание как антропологический процесс. 6 4 2 6
6. Воспитание как специально организованная деятельность. 4 2 2 4
7. Специфика антропологического подхода к «личности» и «индивидуальности» ребенка (К.Д. Ушинский). 2   2 2
Итого: 36 22 14 36

 

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание учебного материала

 


Первый модуль:

«Человек как предмет педагогической антропологии».

Лекция 1. Введение в психолого-педагогическую антропологию (4 часа).

История развития антропологических знаний. Понятие «антропология». Дифференциация антропологических знаний. Философская, религиозная, культурная, психологическая антропология.

Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский о педагогической антропологии. Специфика педагогической антропологии как отрасли современного человековедения, как отрасли естественного знания о человеке (О. Больнов). Интегративный и целостный характер педагогического человековедения.

Актуальность антропологических знаний для теоретической и практической педагогики. Предмет и задачи, формы и методы изучения. Требования К.Д. Ушинского к воспитателю.

 

Лекция 2. Человек как предмет педагогической антропологии (4 часа).

Человек как биоэнергетическое существо, связанное с Космосом, природой Земли.

Человек как индивид, как единство «материального, чувственного, духовного и рационально-действенного бытия» (Л. Фейербах).

Ребенок как человек. Особенности человеческого организма, «голографическая» целостность, зависимость от культуры и системы воспитания. Синергетичность, активность, пластичность, динамичность. Социальность, разумность человека. Духовность и креативность. Целостность и противоречивость.

Общественное бытие как условие развития человеческой индивидуальности. Сознание и самосознание. Способность преодолевать органические потребности. Духовность человека, ориентация на высшие ценности. Способность осуществлять продуктивную деятельность, создавать и сохранять культуру.

Формы проявления противоречивости, целостности. Грамотные антропологические отношения к ребенку как основа гуманистической педагогической системы.

 


Второй модуль:

«Развитие человека как научная проблема».

 

Лекция 3. Развитие человека в пространстве и времени как научная проблема (4 часа).

Филогенез и онтогенез человека. Актуальная проблема развития человека, анализ концепции онтогенеза.

Биоэнергетическая, социогенетическая, персоналистическая ориентации трактовки процесса развития человека. Основные характеристики процесса развития ребенка. Пространство и время человеческого бытия как антропологические понятия.

История овладения человеком пространством и временем своего бытия. Связь этого процесса с развитием ребенка. Оптимизация взаимодействия ребенка с пространством и временем.

 

Третий модуль:

«Культура и воспитание как антропологические феномены».

 

Лекция 4. Культура как антропологический феномен (4 часа).

Культура как многоаспектное понятие и предмет научного исследования. Культура как явление. Различные подходы к понятию «культура».

Культура как условие развития человека. Структура культуры. Целостность и противоречивость культуры. Условия взаимодействия человека и культуры. Взаимосвязь различных типов культур с особенностями воспитания детей. Особенности приспособления человека к условиям среды.

 

Лекция 5. Воспитание как антропологический феномен и педагогический процесс (4 часа).

Воспитание как человеческий способ бытия и профессиональный вид деятельности. Противоречия воспитания как объекта явления. Воспитание и культура. Человек как объект и субъект воспитания. Динамика потребности и способности человека к воспитанию и самовоспитанию. Ребенок в воспитании. Современные цели и задачи воспитания. Гуманистические концепции воспитания.

Лекция 6. Воспитание как специально организованная деятельность (2 часа).

Целостность и противоречия воспитательной деятельности. Духовность, комплексность, динамичность воспитания. Дифференцированный характер организации воспитательной деятельности.

Характеристика безупречных антропологических воспитательных систем.

Требования К.Д. Ушинского к современному воспитателю. Взгляды К.Д. Ушинского на воспитание, счастье и возможности ребенка.

Содержание практических занятий

 


Первый модуль:

«Человек как предмет педагогической антропологии».

Занятие 1 . Актуальность антропологизации современной педагогики.

Цель: определить сущность понятия «педагогическая антропология».

Термины, понятия: антропология; педагогическая антропология; культурная, социальная, структурная, психологическая антропология.

Теоретическая часть

1. Идеи И. Канта, имеющие значение для современного педагогического мировоззрения.

2. Взгляды К.Д. Ушинского на педагогическую антропологию. Актуальность и противоречивость взглядов К.Д. Ушинского на основании анализа содержания «Предисловия» работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Литература

1. Бим-Бад Б.М. О перспективах возрождения педагогической антропологии // Советская педагогика. – 1988. – №11.

2. Куликов В.Б. Педагогическая антропология. – Свердловск, 1998.

3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Предисловие. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Т. 5, 6 (часть физиологическая).

4. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001.

 

Занятие 2. Человек как предмет педагогической антропологии и живое биоэнергетическое существо.

Цель: определить сущность понятия «человек» как самого значимого элемента этого мира.

Термины, понятия: душевная память; физическое воспитание; «голографичность»; целостность человека.

Теоретическая часть

1. Физиология развития человека. Особенности человеческого организма.

2. Привычки и навыки как усвоенные рефлексы.

3. Дифференциация антропологических знаний.

Литература

1. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1959.

2. Ушинский К.Д. Человек как предмет педагогической антропологии. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Т. 5, 6 (часть физиологическая).

3. Питирим О. Тело, душа, совесть // Человек. – 1990. – №1.

4. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

 


Второй модуль:

«Развитие человека как научная проблема».

 

Занятие 3. Развитие человека как научная проблема.

Цель: определить связи физиологии человека с психологией.

Термины, понятия: развитие; сознание; чувства; память; воображение; рассудок; воля; филогенез; онтогенез.

Теоретическая часть

1. Переход от физиологии к психологии. Внимание, представления, забвение как процессы.

2. Воображение человека, рассудочный процесс и образование понятий человека.

3. Пространство и время развития человека.

Литература

1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: Т. 3. – М., 1982.

3. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии. – 1991. – №№ 4, 5; 1992. – №№ 5-6.

4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

5. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Т. 5, 6 (часть психологическая, гл. 18).

Занятие 4. Онтогенез и филогенез человека.

Цель: определить сущность понятия «развитие» как эволюция (филогенез) и как становление (онтогенез).

Термины, понятия: филогенез; онтогенез; эволюция; созревание; биоэнергетическая, социоэнергетическая, персоналистическая, объяснительные ориентации.

Теоретическая часть

1. Филогенез человека.

2. Особенности онтогенеза человека.

3. Анализ различных концепций онтогенеза.

Литература

1. Ахундов М.Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М., 1982.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1982. – Т. 3.

3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев, 1994.

4. Кон И.С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. – М., 1988.

5. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. – М.: Изд. центр «Академия», 2001.

 


Третий модуль:

«Культура и воспитание как антропологические феномены».

 

Занятие 5. Культура как антропологический феномен.

Цель: закрепить понятие «культура» и выявить влияние духовных особенностей человека на рассудочный процесс.

Термины, понятия: культура; культура личности; информационный, технологический, аксиологический аспекты культуры; субкультура; чувства (удовольствие, влечение, отвращение, гнев, доброта, страх, смелость, стыд, совесть, удивление, сомнение, уверенность).

Теоретическая часть

1. Влияние духовных особенностей человека на рассудочный процесс. Противоречия в мышлении.

2. Чувствования, стремления человека к общественному и родовому существованию. Душевные чувствования и их разделение.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.

2. Бёрнс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

3. Библер В.С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. – 1988. – №11.

4. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности // Психологический журнал. – 1992. – № 4.

5. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001. – С. 23 – 161.

 

Занятие 6. Воспитание как антропологический процесс.

Цель: определить требования к современной системе воспитания и к воспитателю.

Термины, понятия: типы темперамента; гуманистические концепции; воспитательный процесс; воспитание как явление, концепция.

Теоретическая часть

1. Воля как желание, переход в убеждения и решения.

2. Образование характера. Врожденный темперамент. Влияние впечатлений жизни.

Литература

1. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1977. – №4.

2. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избранные педагогические сочинения. – М., 1998.

3. Старовойтенко Е.Б. Духовное влияние как основа воспитания и саморазвития личности // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13. – №4.

 

Занятие 7. Воспитание как специально организованная деятельность.

Цель: определить характеристики антропологически безупречных систем.

Термины, понятия: система; педагогическая система; природосообразность; стили педагогической деятельности; среда; педагогическая технология; функция; референтное лицо; креативность; педагогические позиции; индифферентная среда; стремления;эффективность воспитания; счастье.

 

Теоретическая часть

1. Воспитание как специально организованная деятельность. Характеристика воспитательной деятельности.

2. Характеристика антропологически безупречных педагогических систем.

3. Требования к современному воспитателю.

4. Стремление к счастью: значение целеполагания.

5. Воля, слабости, привычки. Конспектирование работы К.Д. Ушинского.

Литература

1. Гузеев В.В. Образовательная технология: От приёма до философии. – М., 1996.

2. Гузеев В.В. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. – М., 1998.

3. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. – М., 1989.

4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. – М., 1999.

5. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2000.

6. Геницианский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Советская педагогика. – 1991. – №9.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

8. Максакова В.И. Педагогическая антропология. – М., 2001. – С. 23 – 161, 183 – 185.

9. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1990. – Т. 5, 6 (часть психологическая, гл. 18).

 

 

Содержание и виды самостоятельной работы студента

 

В процессе изучения предмета «Психолого-педагогическая антропология» разработаны и используются следующие формы контроля самостоятельной работы студентов:

· написание терминологического диктанта (ТД);

· творческая работа (ТР);

· выполнение тестового контроля задания (ТК);

· реферирование дополнительной литературы (РЛ).



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
Обоснование структуры учебной дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обоснование структуры учебной дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)