Рейтинговое оценивание работы студентов по первому модулю
«Человек как предмет педагогической антропологии» 1. Терминологические диктанты – 5 баллов. 2. Доклад, устное сообщение – 5 баллов. 3. Конспектирование работы К.Д. Ушинского – 5 баллов. 4. Письменная контрольная работа – 5 баллов.
Вопросы письменной контрольной работы по первому модулю 1. Дифференциация антропологических знаний. Философская, педагогическая, психологическая, культурная антропология. 2. Характеристика человека как биоэнергетического существа. 3. Социальность, разумность, духовность, креативность человека как общественно-исторического существа. 4. Целостность, голографичность, противоречивость человека как организма личности и индивидуальности. 5. Ребенок как человек. Отличия в проявлении общечеловеческих черт активности, динамичности, духовности, креативности. 6. Привычки как усвоенные рефлексы. Нравственное и педагогическое значение привычек. 7. Процесс внимания. Ассоциация представлений. 8. Память и ее значение в развитии человека.
2. Научно-тематический обзор содержания «Развитие человека как научная проблема» В разделе тем данного модуля даются понятия филогенеза и онтогенеза человека. Филогенез осуществляется как целостный эволюционный процесс превращения антропоида в человека разумного, раскрывается научное обоснование двух эволюционных перестроек. Онтогенез как развитие отдельного человека включает в себя понятия: созревание, рост, самосовершенствование, развертывание, становление, индивидуализация и др. Дается анализ различных концепций онтогенеза: биоэнергетической, социоэнергетической, персоналистической и историко-эволюционной объяснительных ориентаций. Рассматриваются пространство и время развитие человека как антропологическая проблема, взаимодействие пространственно-временных аспектов бытия, расширение понятий пространства и времени как высших ценностей. Производятся педагогические выводы из теоретического анализа проблем развития человека и развития ребенка как человека.
2.1. Рекомендации для самостоятельной подготовки по второму модулю
Задания для самостоятельной работы студентов (рефлексия) 1. Прочтите содержание лекции II модуля. 2. Проанализируйте и законспектируйте основные положения работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» в разделах: «Часть психологическая»: «Рассудочный процесс», «Образование понятий», «Образование понятий времени пространства и числа», «Значение произвольных движений в рассудочном процессе», «История рассудка». Рассудочный процесс <...> 4. …Предметами рассудочной деятельности являются: 1) образование понятий, 2) составление суждений, 3) вывод умозаключений... 4) постижение предметов и явлений, 5) постижение причин и законов явлений и 6) постройка систем науки и практических правил для жизни...
Образование понятий
<...> 15. ...В рассудочном процессе мы 1) сознаем разом несколько различных ощущений, понятий, представлений, суждений и т.д.; 2) сознаем их сходство; 3) сознаем их различие; 4) сознаем их отношения в этих сходствах и различиях и 5) соединяем в один вывод, не уничтожая различия... В этом процессе... принимают деятельное участие состояния нашей нервной системы и наши сердечные чувства. Более сложного психофизического акта мы не знаем: это венец, до которого достигает животная природа, последняя ступень развития этой природы и первая, на которую опирается духовная природа человека. 16. Однако как ни сложен этот процесс, но главный... деятель в нем один, и этот деятель... знакомое нам уже сознание. <...> 19. ...Если вся способность рассудка состоит только в различении и сравнении различных состояний в нервной системе, отражающихся различными состояниями в душе, то рассудок и сознание одно и то же... 20. Если мы только признаем, что у животных есть сознание, т. е. способность получать определенные... (а следовательно, и сравниваемые) ощущения, есть память, т. е. способность сохранять и восстановлять, а следовательно, и различать (а следовательно, и сравнивать) следы этих ощущений; если мы признаем (а этого невозможно отрицать), что у животных есть воображение, т. е. что следы представлений, возникая в их сознании, передвигаются та с большею или меньшею быстротою... - то не можем не признать, что в сознании животных могут образовываться и понятия, только не могут они превращаться в идеи и облекаться в слова Опыт подтверждает этот психологический вывод... И по-прежнему понятию о рассудке как отдельной способности сравнивать, различать и делать выводы из этих сравнений и различий мы не можем отказать животному в рассудке. Собака, преследуя лисицу, из многих дорог выбирает кратчайшую или удобнейшую: следовательно, она различает, сравнивает и делает правильное умозаключение. Но действия животных по рассудку следует строго отличать действий по инстинкту... Действуя по инстинкту, животное не колеблется и не ошибается... Действуя по рассудку, животное ошибается, недоумевает, делает опыты и поправляется. Чем ближе животное к человеку по своей нервной организации, тем более проявляется у него рассудочной деятельности и тем менее инстинктивной... В породах же высших животных рассудочные действия преобладают над инстинктивными: в действиях слона, например, не менее... рассудочности, чем в действиях новозеландского дикаря. Только слово и идея – эти дары духа – развили рассудок человека до такой степени, на которой он кажется, с первого взгляда, не имеющим ничего общего с рассудком животного. <...>
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |