Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


График контроля самостоятельной работы студентов



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
График контроля самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




№ n/n Наименование разделов, тем Трудо- емкость выпол-нения Сроки начала выполн. (нед.) Форма предьяв-ления Сроки представления (нед.)
1 Введение в пед. антропологию. История понятия "антропология". Дифференциация антропологических знаний. Педагогическая антропология и его современное толкование. Требования К.Д. Ушинского к воспитателю. 6 1 ТД, ТК 3
2 Человек как предмет педагогической антропологии. Человек как биоэнергетическое существо. Социальность и разумность человека. Духовность и креативность. Целостность и противоречивость. Ребенок как человек. Физическое воспитание по К.Д. Ушинскому. 6 3 РЛ, ТД 5
3 Развитие человека как научная проблема. Филогенез человека. Онтогенез. Анализ концепций онтогенеза. Пространство и время развития человека. Анализ проблем развития человека. Младенец глазами К.Д. Ушинского. 6 5 РЛ, ТД 7
4 Культура как антропологический феномен. История понятия "культура". Культура как явление. Культура и человек. Особенности приспособления человека к условиям среды. 6 6 ТД, ТР 8
5 Воспитание как антропологический процесс. Воспитание как человеческий способ бытия. Противоречия воспитания. Динамика потребности и способности. Гуманистические концепции воспитания. 6 7 ТД, ТР 9
6 Воспитание как спец. организованная деятельность. Духовность, комплексность, динамичность, дифференцированность воспитательной деятельности. Взгляды К.Д. Ушинского на воспитание, счастье и возможности ребенка. 6 8 РЛ, ТР 10
7 Специфика антропологического подхода к личности. Систематизация представлений К.Д. Ушинского о врожденных органических и душевных стремлениях человека. Принципы эффективного воспитания. Виды пространства и времени бытия человека. 4 9 РЛ, ТР 11
8 Выполнение тестового контрольного задания (самоконтроль). 4 11 ТК 13

 

4. ТЕМАТИКА ТВОРЧЕСКИХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

 

1. Требования К.Д. Ушинского к воспитателю.

2. Задачи педагога по сохранению здоровья и работоспособности ребенка.

3. Младенец глазами К.Д. Ушинского.

4. Особенности приспособления человека к изменяющимся условиям среды.

5. Воспитание трудолюбия и воли ребенка.

6. Признаки отличия человека от животного с точки зрения К.Д. Ушинского.

7. Дифференциация антропологических знаний. Философская, педагогическая, психологическая, культурная антропология.

8. Характеристика человека как биоэнергетического существа.

9. Социальность, разумность, духовность, креативность человека как общественно-исторического существа.

10. Целостность, голографичность, противоречивость человека как организма, личности и индивидуальности.

11. Ребенок как человек. Отличия в проявлении общечеловеческих черт активности, динамичности, духовности, креативности.

12. Привычки как усвоенные рефлексы. Нравственное и педагогическое значение привычек.

13. Процесс внимания. Ассоциация представлений.

14. Память и ее значение в развитии человека.

15. Привычки и навыки как усвоенные рефлексы.

16. Нравственное и педагогическое значение привычек.

17. Участие нервной системы в акте памяти.

18. Процесс внимания и его разновидности.

19. Память как психофизический процесс.

20. Память как результат сознательной жизни, ее педагогическое значение.

21. Воображение как движущаяся память и изобретательность.

22. Особенности детского воображения в игре.

23. Филогенез как эволюционный процесс.

24. Особенности онтогенеза. Неравномерность, рядоположенность, активность, противоречивость человека.

25. Биоэнергетическая, социоэнергетическая, персоналистическая, историко-эволюционная концепции онтогенеза (сравнительный анализ).

 

 

 

5. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

1. Основные понятия «Физиологической части» работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

2. Особенности человеческого организма с точки зрения современной науки.

3. Значение привычки в жизни ребенка. Задачи воспитателя в процессе формирования привычки.

4. Физическое воспитание с точки зрения К.Д. Ушинского.

5. Факторы развития человека в психологической части работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

6. Произвольные и непроизвольные процессы развития психических явлений.

7. Значимость игры для развития ребенка.

8. Особенности и механизмы развития сознания.

9. Способы овладения ребенком пространством и временем.

10. Ведущие задачи педагога в развитии ребенка как существа разумного, духовного, целостного.

11. Эмоциональная сфера человека и его чувства.

12. Представления К.Д. Ушинского о характере и воле человека.

13. Усовершенствование власти души над телом и удовлетворение стремления человека к свободе (К.Д. Ушинский).

14. Взгляды К.Д. Ушинского на значение воспитания по формированию характера ребенка.

15. Характеристика модели человека К.Д. Ушинского.

16. Основные принципы эффективного воспитания по К.Д. Ушинскому.

17. Системное представление К.Д. Ушинского о врожденных органических и душевных стремлениях человека.

18. К.Д. Ушинский о природе человека.

19. Ребенок как предмет анализа в работе К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

20. Реализация К.Д. Ушинским целостного подхода к воспитанию человека и ребенка.

21. Актуальность работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

22. Возрастные изменения человека.

23. Специфика антропологического подхода к понятиям «личность», «индивидуальность» ребенка.

24. Виды пространства и времени бытия человека как объект педагогического внимания.

25. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания.

26. Анализ конкретной системы продуктивного воспитания.

27. Современные инновации в сфере воспитания.

 

6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. История понятия «антропология».

2. Дифференциация антропологического знания.

3. Современное толкование педагогической антропологии.

4. Человек как предмет педагогической антропологии.

5. Человек как живое биоэнергетическое существо.

6. Социальность и разумность человека.

7. Духовность и креативность человека.

8. Целостность и противоречивость человека.

9. Филогенез человека.

10. Особенности онтогенеза человека.

11. Анализ различных концепций онтогенеза.

12. Пространство и время развития человека.

13. Педагогические выводы анализа проблем развития человека.

14. Культура как антропологический феномен.

15. История понятия «культура».

16. Культура как явление. Пласты, типы культуры.

17. Культура и человек.

18. Воспитание как антропологический процесс и способ бытия.

19. Воспитание как специально организованная деятельность.

20. Характеристика антропологически безупречных систем и требования к современному воспитателю.

21. Существенные свойства растительного организма.

22. Физиологическая потребность в отдыхе и сне.

23. Привычки и навыки как усвоенные рефлексы.

24. Связь физиологии и психологии.

25. Процесс внимания человека, его разновидности.

26. Память. Свойства и значение памяти.

27. Воображение как движущаяся память.

28. Образование понятий времени, пространства, числа.

29. Рассудок. Влияние душевных и духовных особенностей человека на рассудочный процесс.

30. Противоречия духа и мышления.

31. Рассудок и разум. Сознание.

32. Стремления человека к сознательной деятельности.

33. Практическое значение душевных чувствований и их разделение.

34. Воля. Различные теории воли.

35. Воля как власть души над телом. Воля как желание.

36. Процесс перехода желаний в убеждения и решения.

37. Образование характера. Темперамент.

38. Факторы образования темперамента: влияние врожденного темперамента.

39. Влияние внешней среды на образование темперамента.

40. Воля как стремление к свободе.

41. Значение целеполаганий в жизни человека.

42. Слабость воли. Происхождение склонностей.

43. Склонность к привычке.

44. Склонность к подражанию.

45. Идентификация.

46. Склонность к развлечениям.

47. Выводы по теории К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

48. Требования к современному воспитателю.

49. Задачи педагога по сохранению здоровья и работоспособности ребенка.

50. Младенец глазами К.Д. Ушинского

51. Особенности приспособления человека к изменяющимся условиям среды.

52. Признаки отличия человека от животного с точки зрения К.Д. Ушинского.

53. Значение и актуальность педагогического сочинения «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

54. Возрастные изменения человека.

55. Психолого-педагогические особенности детей младшего, среднего школьного возраста, юношеского периода.

56. Специфика антропологического подхода к понятиям «личность», «индивидуальность» ребенка.

57. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания.

58. Целостный подход к воспитанию ребенка.

59. Значимость игры для развития ребенка.

60. Способы овладения ребенком пространством и временем.

 

7. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЭКЗАМЕНЕ

В оценке знаний, умений и навыков студентов рекомендовано использовать следующие критерии.

Ø Оценка «удовлетворительно» ставится за уверенное и точное изложение основных категорий и понятий, основных принципов и закономерностей педагогики. При этом не допускаются сущностные искажения в толковании терминов.

Ø Оценка «хорошо» ставится, когда в дополнение к предыдущим требованиям выявляются причинно-следственные связи, объясняются закономерности педагогических явлений, внутри- и межпредметные связи. Ответ иллюстрируется соответствующими примерами из педагогического опыта.

Ø Оценка «отлично» ставится, если в дополнение к предыдущим требованиям педагогическая теория используется для анализа и объяснения педагогического опыта, студент обосновывает свою позицию в таком анализе.

При проведении занятий преподаватель имеет право по собственному усмотрению выбирать организационные формы работы со студентами и читать запланированные темы в расширен­ном варианте или излагать вопросы, не включенные в тематический план.

 

 

Часть II. Руководство к организации
самостоятельной подготовки студентов
по изучению дисциплины

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ»

     
 

 

 


Пояснительная записка

Выбор тем, выносимых на лекционные занятия, обусловлен их значимостью и сложностью. Это требует разъяснения, комментариев, использования лектором дополнительных источников, помимо содержания курса, предложенного в учебных пособиях. На семинарских занятиях обсуждается содержание разделов работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Дисциплина «Психолого-педагогическая антропология» позволяет обобщить, интегрировать и актуализировать антропологические знания, ко­торые студенты получают, изучая различные предметы пси­холого-педагогического, культурологического, философского пла­на. Она позволяет также получить современное представление о ребенке как человеке, его развитии и воспитании в пространстве, времени и культуре; о наиболее продуктивных для современной педагогики идеологии, стратегии, методиках и технологических комплексах процесса воспитания.

В основу изучения курса положены несколько идей.

Гуманистическое педагогическое мировоззрение наиболее адекватно современной социокультурной ситуации. Его ядро составляет объективное антропологическое знание и субъективное представление о человеке как целостном и противоречивом существе.

Антропологическое знание многоаспектно. Оно интегрирует разнообразную информацию о биологической, психологической, социальной, духовной природе человека. История накопления антропологического знания, взаимодействия различных научных школ и представлений имеет самостоятельную ценность для современного специалиста в области педагогики и психологии.

Использование антропологического знания в педагогике наиболее целостно, осознанно и оригинально было осуществлено в России К.Д. Ушинским и оказало серьезное влияние не только на отечественную педагогику XIX в., но и на современную психологию, педагогику, философию.

Педагогические технологии, признанные в настоящее время наиболее продуктивными, выросли из грамотного, антропологически целесообразного представления о ребенке как человеке, субъекте, а не только объекте педагогического воздействия.

Все лекции по курсу «Педагогическая антропология» раскрывают названные идеи.

Особое значение в данном курсе имеют семинарские занятия. Они посвящены изучению фундаментальной работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Знакомство с этой работой позволяет, во-первых, погрузиться в историю происхождения человека и ощутить движение педагогической мысли в антропологическом направлении. Во-вторых, оно совершенствует умение студентов анализировать научную литературу. В-третьих, укрепляет научные основы гуманистического педагогического мировоззрения. И, наконец, развивает способность студентов к профессиональной рефлексии, актуализирует стремление к личностному и профессиональному росту.

Семинары проводятся главным образом в форме групповой дискуссии по теме изучаемого в данный момент раздела работы К.Д. Ушинского. Кроме того, студенты выполняют письменные творческие работы по теме каждого семинара. Заканчиваются семинарские занятия по каждому блоку аналитической контрольной работой, цель которой – стимуляция осознанного, личностного отношения к изученному материалу.

Основные и сквозные понятия курса: антропология, педагогическая антропология, человек, ребенок, организм, психика, душа ребенка, развитие человека как вида, развитие ребенка, пространство и время развития человека, культура, человек в культуре, воспитание, ребенок как объект исследования и субъект воспитания и культуры, сотрудничество, содействие, взаимодействие, диалог в воспитании.

 

 

1.1. Научно-тематический обзор содержания дисциплины
по первому модулю

«Человек как предмет
педагогической антропологии»

Дисциплина «Психолого-педагогическая антропология» рассматривает основные понятия современного человековедения. Для понимания сущности педагогической антропологии рассматривается термин «антропология», история понятия с опорой на философские обоснования бытия телесного, эмоционального, духовно-нравственного, социального, которые произведены Сократом, Аристотелем, Платоном, Протагором и И. Кантом.

Как реальное научное человековедение изучается теория Ч. Дарвина. Дается обзор многообразных наук, занимающихся проблемой развития человека в различных аспектах.

Дифференциация антропологического знания обусловлена интенсивным развитием наук. Рассматриваются концепции философской, религиозной, культурной и психологической антропологий. Отдельным разделом изучается педагогическая антропология и ее современное толкование, вклад Н.И. Пирогова и К.Д. Ушинского в развитие науки антропологии и понятия педагогической антропологии как интегрированного знания о ребенке – полноценном представителе Homo sapiens, полноправном, равнозначном участнике воспитательного процесса. Рассматриваются функции педагогической антропологии, ее объект, предмет, содержание.

Раскрывается сущность системы отношений человек-человек как объекта педагогической антропологии. Человек (ребенок) как предмет педагогической антропологии характеризуется как многообразное, сверхсложное, неисчерпаемое, во многом непостижимое существо.

Человек рассматривается как активное, пластичное, динамичное, развивающееся, органично принадлежащее природе Земли и Космоса, живое биоэнергетическое существо.

Социальность и разумность человека определяются его общественно-исторической и социальной сущностью, детерминирующей духовность и креативность.

Целостность и противоречивость человека объясняются единством материального, чувственного, духовного, рационально-действенного и иррационального бытия.

Раскрывается смысл голографичности: свойства человека быть индивидуальностью, личностью, организмом (носителем генотипа и генофонда) одновременно. Рассматривается характеристика ребенка как человека, его общие с взрослым человеком и отличительные особенности проявления.

 

 

1.1. Рекомендации для самостоятельной подготовки
к рейтинговому контролю

по первому модулю



2020-02-04 198 Обсуждений (0)
График контроля самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: График контроля самостоятельной работы студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)