Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение произвольных движений в рассудочном процессе



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Значение произвольных движений в рассудочном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Из всего сказанного в прошлой главе мы вправе вывести, что... движение есть общее коренное понятие для пространства и для времени. Пространство мы измеряем движением, говоря: во мгновение ока, на час пути и т. п. Время мы также измеряем движением: или своим собственным, или движением солнечной тени, движением песка в песочных часах, движением маятника и т. д. Время мы измеряем пространством, пространство временем, а то и другое измеряем движением; но самые эти движения мы измеряем стоимостью их для организма и окончательно для души...

7. Если мы разделим все наши знания по источникам, из которых они происходят, то увидим, что этих источников не один, как признают крайние эмпиристы и идеалисты, и не два, как признает, например, Локк, но три; а именно:

1) впечатления внешнего мира на наши органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус;

2) опыты произвольных движений и связанное с ними мускульное чувство и 3) наблюдение душою своей собственной деятельности, т. е. самонаблюдение, или рефлексия, как назвал Локк эту деятельность души, или самосознание, как называют ее другие… Для объяснения происхождения многих наших знаний нам необходимы... как тот, который дают нам внешние опыты и наблюдения, так и тот, который дается нам опытами и наблюдениями внутренними... Существует еще... наша собственная произвольная деятельность, результат которой передается нам нашим мускульным чувством, или чувством наших собственных произвольных движений. Мы не имеем слова, чтобы отличить этот опыт движений от внешних и внутренних опытов; но разница между ними очевидна: то опыт, а это действие, то средство к деятельности, а это сама деятельность. И замечательно, что только то, что мы можем представить себе в форме движений, кажется нам действительным, точным знанием.

История рассудка

1. В рассудочном процессе мы видим, с одной стороны, деятеля – сознание, с его способностью одновременно сознавать, сравнивать и различать несколько ощущений, представлений и понятий, а с другой – материалы, представляемые памятью для этих работ в процессе воображения...

2. ...Сила сознания всегда ограничена; оно может разом сознавать несколько ощущений, представлений и понятий, но чем более этих материалов и чем они разнообразнее, тем сознание каждого из них становится тусклее. В сознании... есть постоянное стремление привести все сознаваемое к единству, и чем труднее удовлетворяется это стремление, тем самым сознание тусклее... Чем менее различных материалов (но ни в коем случае не менее двух, потому что иначе сознанию, как и каменщику с одним кирпичом, не над чем работать), тем сознание яснее. В этом отношении сознание всех людей одинаково... Работник (сознание) один и тот же, и силы его всегда одинаковы, но количество материала и его предварительная обработка различны, и из этого выходит ... бесконечное разнообразие в... рассудке различных людей и в рассудке одного и того же человека в различные периоды его жизни...

3. ...Если негр, не видевший никогда никого, кроме негров, составляет суждение, что все люди черны, то ошибка в выводе зависит не от сознания, которое составило свое суждение совершенно правильно, а от недостатка материала... В этом отношении истина всех человеческих выводов всегда относительна, и мы всегда можем думать, что грядущие века хранят в себе открытие такого множества неизвестных нам фактов, что эти факты изменят нее наши теперешние выводы, хотя... деятельность сознания не изменится и будет все та же.

4. ...Сумасшедший, который кричит при виде порога, боясь разбить о него свои стеклянные ноги, рассуждает так же правильно, как и Аристотель: он ошибается только в факте, и будь у него действительно стеклянные ноги, он поступил бы благоразумно, избегая порогов... Но не нужно еще сойти с ума, чтобы ошибиться в факте; для этого достаточно, например, иметь слабое зрение или страдать глухотою. Для этого достаточно даже быть рассеянным, легкомысленным, влюбиться, рассердиться, подчиниться какой-нибудь страсти...

5. Недостаток материалов, следовательно, является одною (есть еще и другая) из причин ошибок в выводах рассудка. Рассудок строит только из того, что у него есть, а если этих материалов не хватает на целое здание, то и постройка выходит односторонняя...

7. ...Чем менее материалов, тем одностороннее и ошибочнее будут выводы, а если материалов много, то сознание теряется в них, не может их обозреть разом с одинаковой ясностью, а потому... опять приходит к... односторонности и ошибкам в своих выводах... Как же выйти из этого противоречия?.. Нельзя ли привести факты в такую форму, чтобы... вместо сорока, пятидесяти и более фактов, необходимых для возможно верного вывода и которых сознание не может обнять разом, составилось их два, три, с которыми ему легко совладать? Эту-то задачу и решает постепенная обработка фактов.

8. Обработка материалов сознания (качество материалов) состоит именно в том, что сознание из... множества отдельных материалов, фактов делает один и потом из... множества другого рода фактов делает снова один и через это получает возможность... сосредоточить свою силу только на двух. <...>

11. Работа сознания, окончательным результатом которой яв­ляются язык и наука, представляет бесконечное разнообразие; но... главный работник и характер работы один и тот же... Он повсюду концентрирует материалы, факты, не уничтожая их различия, и тем самым концентрирует свои ограниченные силы... Таких работ мы не видим в мертвой природе и потому не можем отыскать в ней сравнения для этой вековой неустанной работы человечества. Таким работником является только сознание и такою работою – только рассудок и воплощение его – язык.<...>

15. Таким-то образом решается, по-видимому, неразрешимая задача достичь того, чтобы фактов одновременно было в сознании как можно больше и чтобы сознание... не растеривалось в них и не растеривало их. Задача эта решается тою концентрировкой материала, фактов, которую мы называем развитием рассудка и образованием ума, – решается для всего человечества вообще и для каждого человека, в частности. Вот в каком отношении прав был Декарт, утверждавший, что ни одна человеческая способность не распространена так равномерно между людьми, как способность суждения... Различие в наших мнениях... зависит... различия в количестве, качестве и обработке материалов, над которыми трудится сознание... «Чем скуднее материал по количеству и чем необработаннее он по качеству, тем работа сознания будет несовершеннее, так как силы его все одни и те же. Чем обильнее материал сознания и чем лучше он предварительно об­работан, т. е. сгруппирован, сосредоточен, тем работа сознания выйдет совершеннее, тем его выводы будут вернее действительности, плодовитее, богаче последствиями».

18. Итак... сила рассудка и сила сознания – одно и то же, потому нет надобности признавать рассудок за особенную способность, отдельную от сознания.

Под именем рассудка мы должны разуметь сознание, взятое данный момент...

Сознание распределено между людьми равномерно (да и у животных оно, как можно полагать, то же самое)...

Сознание обогащается только: а) приумножением фактов и б) переработкою их... Работу... эту выполняет сознание беспрестанно, в продолжение всей нашей жизни, у одних быстрее, у других медленнее; у одних сосредоточеннее в одном направлении и потому одностороннее, у других разбросаннее и потому бессвязнее; у немногих сознание работает многосторонне и в то же время связно. В этом отношении что ни голова, то и рассудок, и два совершенно одинаковых рассудка невозможны.<...>

Составьте терминологический словарь: филогенез; онтогенез; эволюция; развитие; становление; внимание; ассоциация; забвение; память как психофизический процесс; воображение; сознание; рассудок.

 

Ответьте письменно на следующие вопросы.

1. Целое общественного организма состоит из …

2. Душевная память как способность …

3. Духовная память как механическая душевная, обогащенная …

4. Психические явления разделены на …

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Попытайтесь устно ответить на основные вопросы содержания материала II модуля.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте филогенез человека.

2. Раскройте основные характеристики онтогенеза.

3. Проанализируйте отличия различных объяснительных ориентаций процесса развития.

4. Обоснуйте адекватность историко-эволюционной концепции предмету и объекту педагогической антропологии.

5. Опишите пространственно-временное бытие человека.

6. Как связаны развитие человека и его представления о пространстве и времени своего бытия?

7. Какая педагогическая стратегия наиболее оптимально способствует развитию ребенка?

8. Почему нельзя торопить развитие ребенка?

 



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Значение произвольных движений в рассудочном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение произвольных движений в рассудочном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)