Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задания для самостоятельной работы студентов



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Прочтите содержание лекции III модуля.

2. Проанализируйте и законспектируйте основные положения работы К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» в разделах: Часть психологическая: «Влияние различных душевных процессов на рассудочный процесс», «Влияние различных духовных особенностей на рассудочный процесс», «Противоречия, вносимые духом в мышление», «Противоречие личной свободы», «Рассудок и разум», «Что такое сознание»; Часть Б. «Чувствования»: «О чувствованиях вообще. Вступление», «Гипотеза стремлений», «Стремления к сознательной деятельности», «Происхождение чувствований из сознательных представлений»

Влияние различных душевных процессов
на рассудочный процесс

1. ...К душевным влияниям на рассудочный процесс мы причисляем влияния... 1) внешних чувств, 2) внимания, 3) памяти, 4) воображения, 5) внутренних чувствований и 6) воли.

2. Влияние большего или меньшего совершенства внешних чувств на рассудочный процесс очевидно, так как эти чувства доставляют материал сознанию для всех его рассудочных работ. Чем сильнее, т.е. разборчивее, наши внешние чувства... тем обильнейший материал дадут они сознанию. Прирожденная особенность того или другого телесного органа может, таким образом, оказать очень сильное влияние на рассудочные работы сознания, но и в свою очередь сознание, работающее сильно в сфере ощущений какого-нибудь одного органа чувств, может усилить его прирожденную разборчивость.

3. Влияние внимания... на рассудочный процесс... высказывается не только в том, что чем сознание сосредоточеннее, тем яснее оно сознает, но и... стремлением или удалять из него противоречия, или примирять их...

4. Но если противоречие в сознании не уживается, то очень уживается ложное примирение противоречий. ...Такие ложные примирения не чужды душе каждого человека, но они чрезвычайно вредно действуют на рассудочную работу и порождают множество самых грубых суеверий, предрассудков и предубеждений... Наука разрушает эти кажущиеся примирения и дает истинные, но очень часто... ставит новые и такие же обманчивые ширмы вместо тех, которые опрокинула. <...>

5. Память сохраняет и прикопляет материалы, над которыми работает сознание в рассудочном процессе, и сберегает самые результаты этих работ... Рассудочный процесс будет совершаться тем обширнее и вернее, чем совершеннее память…

7. Воображение представляет сознанию материалы, сохраняемые памятью, и потому чем живее и отчетливее идет эта переборка материалов, тем быстрее идет и рассудочная работа сознания. <...>

13. ...Подкрепление страсти необходимо для сильного движения рассудочного процесса, а в то же время страсть затемняет рассудок... Есть только одна страсть, не ослепляющая рассудка, и это – страстная любовь к истине... Стремление к истине, врожденное каждому, можно развить в себе до истинной и все побеждающей страсти, была бы только воля на то.

14. Воля находится в теснейшей связи с рассудочным процессом сознания... Начало его есть по большей части, если не всегда, акт воли, побуждаемый врожденными стремлениями души знать правду, какова бы она ни была... Так как самая страсть к истине может быть развита только волею же, то вот почему воспитание сильной воли еще необходимее для ученого, чем для практического деятеля. Воля наша должна постоянно стоять на страже наших рассудочных работ, ограждая их от всех посторонних влияний...

 

 

Влияние духовных особенностей человека
на рассудочный процесс

1. Мы уже показали выше, что способность иметь идеи и дар слова дает человеческому сознанию те средства, с которыми человеческий рассудок становится на ступень, недосягаемую для животных, хотя начинает с того же, с чего и сознание животных, хотя начинает с того же, с чего и сознание животных. <...>

7. Без средства удерживать в душе идеи, выработанные в рассудочном процессе, мы никогда не могли бы распоряжаться этим актом, и он совершался бы в нас совершенно пассивно, как совершается в животных... Если бы душа наша не усваивала идей… то весь ее рассудочный процесс условливался бы единственно явлениями внешнего для нее мира, причем последовательное развитие души было бы невозможно.

8. Значение слова для рассудочного процесса тоже громадно Слово выражает собою понятие, но не идею, ибо как слово, так понятие, облаченное в слово, служат только для выражения идеи, которая лежит всегда между словами, выражается в подборе слов, но не в словах...

9. ...Между представлениями, составившими понятие, и между словом, выражающим это понятие, нет по большей части ничего общего. Слова звукоподражательные составляют в языке исключение, и чем более развит язык, тем меньшую роль играют они нем. Несравненно большая часть слов является для нас чисто произвольными значками, которые дух наш наложил на понятие, чтобы иметь дело с этими коротенькими значками понятий, а не с целыми роями представлений, из которых понятия возникли…

10. Не нужно много наблюдательности, чтобы видеть, как слова облегчают и сокращают рассудочный процесс... В одном слове «дерево», «животное», «камень» множество наблюдений, опытов, сравнений, понятий, рассудочных процессов; но невозможно измерить то короткое мгновение, которое нужно сознанию, чтобы оно могло сознать значение любого из этих слов. <...>

12. ...Опыт... доказывает... что духовное, внутреннее орудие – слово имеет для человека гораздо большее значение, чем внешнее орудие – зрение.

13. ...Слово в высшей степени концентрирует материалы сознания и тем самым допускает их одновременное обозрение сознанием; оно же сберегает в памяти плоды рассудочного процесса и самой сжатой, концентрированной форме.

15. ...Слово... не умирает: оно переходит в язык народа, делается живым атомом этого могучего, вечно развивающегося организма, и, таким образом, слово, добытое в рассудочном процессе нашими отдаленнейшими предками, переделанное в процессе сознания наших дедов и отцов, со всеми следами своего сознания и своей многовековой переделки в тысячах поколений, достигнет к нашим потомкам и пробудит в них понятия, идеи и чувства, которые создавали и развивали это слово. Таким образом прикопляется веками и работою бесчисленных поколений духовное богатство человека, и в личностях. Нестеровой летописи мы узнаем прародителей наших не только по плоти, но и по слову, по слову и по духу: они начали выработку тех самых идей, которые мы продолжаем развивать и которые, судя по аналогии с нами, будут развивать наши дети и внуки.

 

 



2020-02-04 200 Обсуждений (0)
Задания для самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задания для самостоятельной работы студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)