Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Образования и РИСа ЛОИРО



2020-02-04 147 Обсуждений (0)
Образования и РИСа ЛОИРО 0.00 из 5.00 0 оценок




Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

Ленинградский областной институт развития образования

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИЗДАНИЯ

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург

2003


Печатается по решению факультета информатизации

образования и РИСа ЛОИРО

 

Авторы-составители: М.А.Горюнова, Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.

 

Рецензенты: О.Н.Шилова, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Н.А.Карпова, кандидат технических наук, доцент Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена,

 

 

Горюнова М.А., Горюхова Т.В., Кондратьева И.Н., Рубашкин Д.Д.

Электронные образовательные издания. Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. – ??? с.

 

Пособие имеет целью познакомить слушателей с основными критериями, на которые следует ориентироваться при использовании и разработке электронных образовательных изданий (ОЭИ). В пособии освещён опыт работы со слушателями курсов по применению в школьной практике образовательных электронных изданий различного типа, а также опыт сотрудничества с методическими кабинетами ЛОИРО по экспертизе образовательных изданий. В заключение приводится концепция разработки ОЭИ, которая в настоящее время рассматривается как базовая при организации совместной работы авторов содержания ОЭИ и программистов. Это не означает, что учитель, создавая свой «скромный» авторский ресурс собственными силами, должен равняться на полный список критериев, предъявляемых к учебно-методическим комплексам (УМК) профессиональных разработчиков, но понимание того, что к ЭОИ существуют обоснованные психолого-педагогические и эргонометрические требования, а также умение видеть перспективы дальнейшего развития ресурса для автора разработки необходимо.

 

Ó Ленинградский областной
институт развития образования
(ЛОИРО), 2003

Ó Горюнова М.А.

Ó Горюхова Т.В.

Ó Кондратьева И.Н.

 Ó Рубашкин Д.Д.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение__________________________________________ 5

Экспертиза ОЭИ___________________________________ 6

Организация экспертизы ОЭИ в ЛОИРО____________________ 10

Анкета для анализа ОЭИ_____________________________ 10

Концепция разработки ЭОИ.__________________________ 14

Общие принципы разработки Учебно-методических комплектов. 15

Состав УМК и назначение его компонентов______________ 16

Электронное издание.________________________________ 17

Информационные разделы.____________________ 17

Справочные разделы._________________________ 17

Инструментальные разделы.___________________ 17

Режимы работы пользователей с ЭИ.____________________ 18

Подготовка преподавателя к уроку.______________ 18

Работа на уроке._____________________________ 19

Самостоятельное изучение материала учащимся.__ 19

Требования к информационному наполнению ЭИ.________ 20

Требования к текстовому наполнению.___________ 20

Требования к визуальному и звуковому ряду.______ 20

Требования к тестовому наполнению (тестовые задания) 21

Требования к интерфейсу ЭИ.__________________ 21

Требования к оформлению ЭИ._________________ 22

Технические требования к ЭИ._________________________ 23

Правовые аспекты, связанные с изданием ЭИ.____________ 24

Приложения______________________________________ 25

Анализ диска «Профессор Хиггинс»_____________________ 25

Анализ диска «Шедевры архитектуры»__________________ 30

Отзыв на компьютерные программы по русскому языку___ 34

Отзывы на Конструктор электронных учебных материалов студии «Март»           36

Аннотация________________________________________ 36

Состав Конструктора и его основные функции:________ 37

Конструктор как основа электронного издания_________ 38

Заключение и методические рекомендации:_____________ 38

Литература______________________________________ 39


Введение

Одной из составляющих информатизации образовательного процесса является разработка и использование образовательных электронных изданий (ОЭИ) и информационных ресурсов. В настоящее время наблюдается «обвал» электронных образовательных разработок различного характера: по содержанию - от авторских учительских узконаправленных разработок до многотомных энциклопедических изданий, по технической реализации – от созданных средствами MS Office до использования специально разработанных мультимедийных сред.

В связи с этим возникает множество вопросов, среди которых акцентируем внимание на следующих:

На что обращать внимание при приобретении ОЭИ?

На что ориентироваться, принимаясь за разработку образовательного электронного издания?

Постараемся ответить на эти вопросы, исходя из опыта работы как с учителями – слушателями курсов повышения квалификации ЛОИРО, сотрудниками факультетов и кафедр института – экспертами образовательных ресурсов, имеющихся в медиатеке ЛОИРО, а также с некоторыми фирмами-разработчиками ОЭИ – партнёрами по созданию образовательных ресурсов.

 

Следует обратить внимание на то, что внедрение ОЭИ в учебный процесс происходит в соответствии с двумя основными направлениями [5]:

1. Включение в учебный процесс в качестве «поддерживающих» средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы обучения. В этом случае ОЭИ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучаемых.

2. Построение целостных курсов, основанных на использовании ОЭИ в отдельных учебных дисциплинах, что представляет собой более сложный процесс, приводящий к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса.

Абсолютное большинство ОЭИ относится к первому направлению информатизации обучения, именно им и будет уделено основное внимание в данном пособии. Второе направление в медиатеке ЛОИРО представлено прежде всего программными продуктами компании «Гиперметод» и студии «Март» для создания электронных публикаций, тестовой средой «TesterPro» и обучающим комплексом «Фобус». Все перечисленные выше программные продукты заслужили высокую оценку методистов и слушателей ЛОИРО.


Экспертиза ОЭИ

Прежде чем создавать свои ОЭИ целесообразно познакомиться с уже существующими образовательными ресурсами и определить, насколько они вас устраивают и удовлетворяют поставленным целям и задачам.

Несомненно, эффективность включения ОЭИ в образовательный процесс зависит и от качества самих ресурсов, и от квалификации педагогов, которые их используют. ОЭИ должны соответствовать современным возможностям технологии мультимедиа и телекоммуникационных технологий, а также современным педагогическим, техническим, эргономическим и эстетическим требованиям.

За отправную точку разговора о качестве ОЭИ возьмём результаты научно-исследовательской работы в этом направлении федерального масштаба. В рамках ФЦП РЕОП авторским коллективом под руководством Роберт И.В., Осина А.В. и Кирабаева Н.С. разработана Концепция ОЭИ, представленная в Интернете по адресу http:// как отчет по научно-исследовательской работе "Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям" Целью разработки Концепции является создание и внедрение в сфере образования в Российской Федерации научно-методической и нормативной базы для эффективной разработки и сертификации образовательных электронных изданий и ресурсов. В ней также представлено описание проведения экспертизы образовательных электронных изданий и ресурсов на основе комплексной экспертизы следующих характеристик:

· технических;

· педагогических (соответствие содержания ОЭИ образовательной области, методической системе и стандарту образования);

· психологических;

· эргономических.

Критерии основаны на том, что, с одной стороны, соответствующие современным техническим возможностям многофункциональные ОЭИ позволяют:

· организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

· применять весь спектр возможностей современных информационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как регистрация, сбор, хранение, обработка информации, интерактивный диалог, моделирование объектов, явлений, процессов, функционирование лабораторий (виртуальных, с удаленным доступом к реальному оборудованию) и др.;

· использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиа систем;

· диагностировать интеллектуальные возможности обучаемых, а также уровень их знаний, умений, навыков, уровень подготовки к конкретному занятию;

· управлять обучением, автоматизировать процессы контроля результатов учебной деятельности, тренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;

· создавать условия для осуществления самостоятельной учебной деятельности обучаемых, для самообучения, саморазвития, самосовершенствования, самообразования, самореализации;

· работать в современных телекоммуникационных средах, обеспечить управление информационными потоками.

С другой стороны, при реализации этих возможностей должен быть учтён целый ряд требований, сформулированных в представленной концепции. Для краткости и большей наглядности представим основные из перечисленных требований в виде таблицы ( Таблица 1).

 

С дидактическими требованиями к ОЭИ тесно связаны методические требования. Они предполагают учет своеобразия и особенностей конкретного учебного предмета, на которое рассчитано ОЭИ, специфики соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; возможностей реализации современных методов обработки информации [5].

ОЭИ должны удовлетворять нижеследующим методическим требованиям.

1. В связи с многообразием реальных технических систем и устройств и сложностью их функционирования предъявление учебного материала в ОЭИ должно строиться с опорой на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления.

2. ОЭИ должно обеспечить отражение системы научных понятий учебной дисциплины в виде иерархической структуры высокого порядка, каждый уровень которой соответствует определенному внутридисциплинарному уровню абстракции, а также обеспечить учет как одноуровневых, так и межуровневых логических взаимосвязей этих понятий.

3. ОЭИ должно предоставлять обучаемому возможность разнообразных контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения внутридисциплинарного уровня абстракции знаний учащихся на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.(2 стр из файла «Таблица экспертизы А5)




2020-02-04 147 Обсуждений (0)
Образования и РИСа ЛОИРО 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Образования и РИСа ЛОИРО

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)