ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ АННОТАЦИЙ И РЕФЕРАТОВ
Аннотирование и реферирование являются важнейшими формами обработки источников информации и отличаются друг от друга прежде всего глубиной и степенью полноты отражения информации, а также и средством обучения иностранному языку в техническом вузе. АННОТИРОВАНИЕ - подготовительная база для обучения реферированию. Целесообразно начинать обучение именно с аннотирования. При аннотировании происходит восприятие отдельных слов, словосочетаний, фрагментов предложений или отрывков текстов, обобщение разрозненных сведений в одно целое и фиксирование обобщенной информации в форме краткой справки об аннотируемом произведении; т.е. сущность аннотирования состоит в том, чтобы понять в общих чертах содержание произведения, обобщить 2-3 основных положения и оформить полученные сведения в краткую справку об этом произведении - аннотацию (5-8 предложений). Процесс аннотирования включает ряд последовательных этапов работы: 1. Просмотровое чтение всего текста с целью получения общего представления о содержании аннотируемой работы. 2. Просмотр графических изображений и таблиц с целью уточнения понятого при чтении. 3. Выделение основных положений. 4. Обобщение полученных сведений в связный текст. 5. Фиксирование обобщённой информации в форме аннотации. К написанию аннотации предъявляются определённые требования, из которых наиболее характерным является лаконичность. Однако, в текст аннотации целесообразно вставлять дополнительные слова, например «подробно излагается», «кратко рассматривается», «проблема решена путём», «особое внимание уделено», «автор приходит к выводу», и т.д. При обучении написанию аннотаций можно проделать следующие упражнения: 1. Краткое изложение основных положений несложной по содержанию статьи или отрывка; 2. Сокращение статьи без искажения её содержания; 3. Составление плана к статье и передача содержания статьи по плану; 4. Деление статьи на смысловые части и их озаглавливание; 5. Ответы на вопросы, предложенные на языке; 26 б. Суммирование информации рисунков, таблиц. Последовательность изложения материала в аннотации всегда должна быть следующей: 1. Предметная рубрика. В этом пункте называется область или раздел знания, к которому относится аннотируемый источник. 2. Тема. Обычно тема определяется наименованием источника, но может формулироваться и самим референтом. 3. Выходные данные источника. В этой рубрике записывается на иностранном языке автор, заглавие, журнал, издательство, место и время издания. Затем эти данные даются в переводе на русский язык. Эта рубрика позволяет легко найти сам первоисточник. 4. Сжатая характеристика материала. Здесь последовательно перечисляются все затронутые в первоисточнике вопросы, а также излагается основной вывод автора материала по всей теме и по основным её вопросам. 5. Критическая оценка первоисточника. Референт не всегда может ПЛАН АННОТАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ДЛЯ ЕЁ НАПИСАНИЯ
Translation rendering the text__________
Статья под заголовком... Текст озаглавлен.
Автор статьи... Статья написана... опубликована...
напечатана...
28 РЕФЕРИРОВАНИЕ - выделение наиболее существенной информации и представление её в виде краткого связного текста с критической оценкой прочитанного. Реферат во многих случаях может заменить сам первоисточник. Основными требованиями, предъявляемыми к реферату, являются: 1. объективность; 2. полнота изложения; 3. единство формы; 4. объём (2000 печатных знаков независимо от объёма работы). Целесообразно обучать реферированию на материале переведённых статей. Реферат не является сокращённым переводом текста. Позже, с приобретением известных навыков, можно предлагать и непереведенные статьи. Тексты для реферирования должны быть конкретные, интересные по содержанию, с элементами новизны. На начальном этапе рекомендуется делать реферат на русском языке. Рекомендуются следующие виды упражнений при переходе к процессу реферирования: 1. постановка поисковых задач; 2. деление текста на смысловые отрезки; 3. озаглавливание каждого отрывка; 4. устный перевод отдельных абзацев; 5. составление перечня проблем, затронутых в тексте; 6. сокращение сложных предложений; 7. сокращение (выброс) информации, не относящейся к теме; 8. прочитать текст и найти ответы на вопросы; 9. выделить главную идею, суть; 10. рассказать на русском языке, о чем идет речь; 11. выделить новизну, ценность, полезность информации. Всякий реферат имеет единую структуру. Синтаксис реферата однообразен. В тексте преобладают простые предложения (неопределённо-личные, безличные). Для связанности изложения используются специфичные выражения, типа: «установили, отмечено, рассматриваются, указывается, вызывает интерес», а также специальные языковые клише: «статья посвящена, автор считает, целью статьи является, первая глава описывает» и т.д. Этапы написания реферата: 1. Прежде чем начать реферировать, необходимо прочесть весь материал, досконально понять все нюансы его содержания. 2. Референт приступает к составлению подробного плана всего первоисточника. Весь материал разбивается на разделы, подразделы и пункты.(Часто сам источник имеет такую разбивку). Жела- 29 тельно все пункты такого плана формулировать назывными предложениями, оставляя после каждого пункта свободное место для последующего формулирования главной мысли этого раздела. 3. После составления плана первоисточника референт выделяет главную мысль каждого раздела и важнейшие доказательства, подкрепляющие эту мысль. Они записываются одним-двумя краткими предложениями. Необходимо полностью отвлечься от языка оригинала, выделить главную мысль и суметь кратко сформулировать её. 4. Завершив обработку всех пунктов плана, необходимо сформулировать главную мысль всего первоисточника, если это не сделано самим автором. 5. Составить текст реферата, начав с его формальной части, т.е. с предметной рубрики, темы и выходных данных, после чего записать формулировку главной мысли всего первоисточника и последовательно все формулировки по каждому из пунктов плана.
6. Завершить реферат кратким комментарием по такой схеме: а) актуальность всего материала; б) на кого материал рассчитан. 7. Составив полный текст реферата, его следует весь прочитать и, если необходимо, стилистически отшлифовать, стремясь увязать отдельные пункты реферата в единый связный текст.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |