Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Региональные системы Сибири: методика изучения



2020-02-04 234 Обсуждений (0)
Тема 4. Региональные системы Сибири: методика изучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сибирь как объект развития. Современное административно-территориальное деление Сибири. Природное и природно-хозяйственное районирование территории, выделение природно-хозяйственных и функциональных зон развития. Определение территориально-экономической структуры Сибирских регионов.

С учетом того, что идеология устойчивого развития сегодня принята и на глобальном, и на национальном уровне, то методика изучения региональной системы предполагает решение четырех блоков задач:

Блок 1. Определение места региона в системе более высокого порядка или государстве, соотне­се­ние целей и задач развития данной региональной системы и принципов устойчи­вого развития.

Блок 2. Определение основных направлений стратегии сбалансирован­ного, устойчивого развития региона. При этом необходимо, прежде всего, выявить влияние современных экономических условий на развитие региона и использование его природных ресурсов; определить направления структур­ной перестройки экономики края, во-первых, фактически происходящие, во-вторых, желательные для обеспе­че­ния устойчивого социально-экономичес­кого и экологического его разви­тия.

Важное место в стратегии устойчивого регионального развития зани­мает территориальная организация хозяйства региона и факторы ее опреде­ляю­щие.

При определении основных направлений пространственно-отраслевой структурной перестройки экономики региона необходимо четко учитывать экологический императив регионального развития, категоричность которого широко варьирует во времени и пространстве для отдельных отраслей, территорий и видов деятельности.

Блок 3. Третьим элементом исследования является оценка региональных ресурсов - природных, экономических, социальных, где наряду с оценкой потенциала региона определяется его место на экономической карте России, а также наличие, направление и потоки межрегиональных и внешнеэконо­мических связей.

При этом каждый ресурс региона (природный, производственно-экономический, социальный) необходимо рассматривать, учитывая:

1. Экономическую, экологическую и социальную значимость ресурса (природные и иные материальные ресурсы; отрасли народного хозяйства, производственной и непроизводственной инфрастуктуры; социально-демографические ресурсы - население и его здоровье - физическое и психическое) и его роль в обеспечении устойчивого развития региона.

2. Количественно - качественную характеристику ресурса (отрасли):

*  "восстановленный" потенциал ресурсов, то есть природообуслов­лен­ный для природных ресурсов и первоначально созданный для отраслей народ­ного хозяйства с указанием реперных лет (min и max) и их параметров для каждой отрасли;

* тенденции изменения, этапы освоения (формирования) отрасли;

*  антропогенные загрязнения, нагрузки, количественно-качественные па­ра­метры сокращения потенциала (для природных ресурсов), падение произ­водства, начиная с 1990 года, условно принятого в качестве реперного (для экономики региона);

* современное состояние ресурса, отрасли - количественно-качественная характеристика с учетом экономической, экологической и социальной составляющей значимости.

3. Приоритетные направления использования ресурса и сбалансированного развития народно-хозяйственного комплекса региона, отраслей, комплексного и рацио­наль­ного использования природных ресурсов: их экономическая, экологическая, социальная сущность.

4. Количественно - качественные индикаторы (основные, наиболее значимые показатели, пропорции и их сочетания) развития отрасли, использования ресурса: социальные, экономические, экологические, организационные.

Блок 4. Это наиболее важный и сложный элемент исследования региональной системы, цель которого - определить приоритетные направления развития региона, выявить основные инди­каторы, задачи и необходимые пропорции, а также разработать политико-правовые, социально-экономические, финансовые и информационно-технологи­ческие механизмы достижения устойчивого развития при соблюдении социа­льных гарантий для населения конкретной территории.

Содержание самостоятельной работы (6 часов):

Изучение специальной литератуы с целью выделения основных регионообразующих факторов для отдельных регионов – субъектов СФО. Сбор статистических данных Госкомстата. Выбор основных показателей социально-экономического развития регионов – субъектов СФО, расчет усредненной структуры для конкретного региона, выявление особенностей усредненной структуры.

 

Содержание семинарского занятий №4-5(4часа):

Семинарское занятие 4 - современная территориально-экономическая и административная структура Сибири, анализ усредненной структуры АТО СФО по данным Госкомстата

Семинарское занятие 5 - методика изучения региональных систем: применение описательного и сравнительно-географического метода к оценке регионов СФО.

 



2020-02-04 234 Обсуждений (0)
Тема 4. Региональные системы Сибири: методика изучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Региональные системы Сибири: методика изучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)