Тема 4. Региональные системы Сибири: методика изучения
Сибирь как объект развития. Современное административно-территориальное деление Сибири. Природное и природно-хозяйственное районирование территории, выделение природно-хозяйственных и функциональных зон развития. Определение территориально-экономической структуры Сибирских регионов. С учетом того, что идеология устойчивого развития сегодня принята и на глобальном, и на национальном уровне, то методика изучения региональной системы предполагает решение четырех блоков задач: Блок 1. Определение места региона в системе более высокого порядка или государстве, соотнесение целей и задач развития данной региональной системы и принципов устойчивого развития. Блок 2. Определение основных направлений стратегии сбалансированного, устойчивого развития региона. При этом необходимо, прежде всего, выявить влияние современных экономических условий на развитие региона и использование его природных ресурсов; определить направления структурной перестройки экономики края, во-первых, фактически происходящие, во-вторых, желательные для обеспечения устойчивого социально-экономического и экологического его развития. Важное место в стратегии устойчивого регионального развития занимает территориальная организация хозяйства региона и факторы ее определяющие. При определении основных направлений пространственно-отраслевой структурной перестройки экономики региона необходимо четко учитывать экологический императив регионального развития, категоричность которого широко варьирует во времени и пространстве для отдельных отраслей, территорий и видов деятельности. Блок 3. Третьим элементом исследования является оценка региональных ресурсов - природных, экономических, социальных, где наряду с оценкой потенциала региона определяется его место на экономической карте России, а также наличие, направление и потоки межрегиональных и внешнеэкономических связей. При этом каждый ресурс региона (природный, производственно-экономический, социальный) необходимо рассматривать, учитывая: 1. Экономическую, экологическую и социальную значимость ресурса (природные и иные материальные ресурсы; отрасли народного хозяйства, производственной и непроизводственной инфрастуктуры; социально-демографические ресурсы - население и его здоровье - физическое и психическое) и его роль в обеспечении устойчивого развития региона. 2. Количественно - качественную характеристику ресурса (отрасли): * "восстановленный" потенциал ресурсов, то есть природообусловленный для природных ресурсов и первоначально созданный для отраслей народного хозяйства с указанием реперных лет (min и max) и их параметров для каждой отрасли; * тенденции изменения, этапы освоения (формирования) отрасли; * антропогенные загрязнения, нагрузки, количественно-качественные параметры сокращения потенциала (для природных ресурсов), падение производства, начиная с 1990 года, условно принятого в качестве реперного (для экономики региона); * современное состояние ресурса, отрасли - количественно-качественная характеристика с учетом экономической, экологической и социальной составляющей значимости. 3. Приоритетные направления использования ресурса и сбалансированного развития народно-хозяйственного комплекса региона, отраслей, комплексного и рационального использования природных ресурсов: их экономическая, экологическая, социальная сущность. 4. Количественно - качественные индикаторы (основные, наиболее значимые показатели, пропорции и их сочетания) развития отрасли, использования ресурса: социальные, экономические, экологические, организационные. Блок 4. Это наиболее важный и сложный элемент исследования региональной системы, цель которого - определить приоритетные направления развития региона, выявить основные индикаторы, задачи и необходимые пропорции, а также разработать политико-правовые, социально-экономические, финансовые и информационно-технологические механизмы достижения устойчивого развития при соблюдении социальных гарантий для населения конкретной территории. Содержание самостоятельной работы (6 часов): Изучение специальной литератуы с целью выделения основных регионообразующих факторов для отдельных регионов – субъектов СФО. Сбор статистических данных Госкомстата. Выбор основных показателей социально-экономического развития регионов – субъектов СФО, расчет усредненной структуры для конкретного региона, выявление особенностей усредненной структуры.
Содержание семинарского занятий №4-5(4часа): Семинарское занятие 4 - современная территориально-экономическая и административная структура Сибири, анализ усредненной структуры АТО СФО по данным Госкомстата Семинарское занятие 5 - методика изучения региональных систем: применение описательного и сравнительно-географического метода к оценке регионов СФО.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (258)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |