Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Диагностический анализ развития региональных систем разного функционального назначения



2020-02-04 283 Обсуждений (0)
Тема 5. Диагностический анализ развития региональных систем разного функционального назначения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Семинарское занятие № 6

 1. Выявление социально-экономических предпосылок и особенностей развития сибирских регионов.

Диагностический анализ развития региональных систем представляет собой  совокупность аналитических процедур, которые позволяют проследить динамику регионального развития во взаимосвязи с наблюдаемыми сдвигами в структуре национального богатства региона, установить прямые и обратные связи и необходимое соответствие между воспроизводственным процессом и элементами национального богатства. В конечном итоге диагностические методы исследо­вания регионального развития призваны выявлять причинно-следственные связи и зависимости в экономике, экологии, социуме изучаемого региона.

Проведенная каждым студентом самостоятельная работа по оценке регионов – субъектов СФО докладывается на семинарском занятии. В ходе обсуждения выявляются особенности их развития и те предпосылки – природные, исторические, социально-экономические, политические, которые обусловили современный уровень развития каждого из обсуждаемых регионов. Особое внимание в процессе обсуждения уделяется социально-экономическим аспектам, так как они, как правило, находятся в области ответственности региональных органов управления и могут быть предметом управления. К данным аспектам относятся экономико-географическое положение, наличие и характер использования региональных ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и т.п., инфраструктурное обустройство территории. 

2. Выявление общих черт, проблемных областей и специфики развития.

На основе ранее проведенного анализа региональных систем, выявления предпосылок и особенностей их развития осуществляется выявление общих и специфических черт сибирских регионов, как в области экономики, так и геополитики. Проводится пространственно-временной анализ развития Сибири, выделяются этапы развития и территории – регионы со сходным характером развития. Выделение проблемных областей осуществляется как в территориальном, так и отраслевом разрезах. В процессе обсуждения выявляются проблемные территории – города или муниципальные районы, испытывающие наиболее острые проблемы с позиций социально-экономического развития или экологического состояния (в целом или отдельных компонентов).

Семинарское занятие № 7

Проведение деловой игры по выявлению сильных и слабых факторов регионального развития:

· природно-экологических,

· социально-демографических,

· экономических,

· геополитических.

Деловая игра проводится путем составления максимально возможного набора факторов регионального развития и заполнения цветных карточек. При этом факторы, имеющие позититивное значение заполняются на карточках одного цвета, негативное – на карточках другого цвета. В ходе обсуждения проводится выбор наиболее значимых факторов и их ранжирование для СФО в целом, обосновывается каждое предложение студентом, его назвавшим.

Семинарское занятие №8

1. Построение ранжированных рядов сильных и слабых факторов развития конкретных регионов.

Каждый студент ранжирует значимость факторов для своего региона и обосновывает свой выбор ранжированного ряда. После общего обсуждения вся группа сравнивает совпадение/несовпадение оценок общего и среднеарифмитического ранга каждого из рассмотренных факторов для Сибири в целом.

2. Выявление угроз развития для каждого региона.

Обсуждается соотношение категорий риска, опасности, угрозы с позиций регионального развития. Проводится оценка риска возникновения угроз природного, экономического, социального, экологического характера, выявляются объективные и субъективные предпосылки их возникновения и рассматриваются сценарии (варианты) их предотвращения, нейтрализации, ликвидации.

3. Определение конкурентных преимуществ отдельных регионов СФО.

На основе ранее вывленных факторов регионального развития проводится выделение сильных и слабых сторон современного развития конкретных регионов, рассматриваются возможные сценарии регионального развития и определяются конкурентные преимущества данного региона – отраслевые и территориальные. Рассматривается категория территориального кластера и делается попытка его выделения для каждого из рассматриваемых регионов – субъектов СФО.

Литература

1. Регионализация в развитии России: географические процессы и проблемы/ под ред. А.И.Трейвиша, С.С.Артоболевского, РАН, ИГ. – М.:Эдиториал, УРСС, 2001.- 296 с.

2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. Гос.университет. Высшая школа экономики. М. 2000.  

3. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. МГУ, Москва-Смоленск, 2005.

4. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе. – Российская газета от 16 мая 2000 г., №92-93, стр.5.

5. Портер М. Конкуренция. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 496 с.

6. Пчелинцев О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития/О.С.Пчелинцев; Ин-т народнохозяйственного прогнозирования РАН.- М.: Наука, 2004. – 258с.

7. Ретеюм А.Ю. Мониторинг развития. М.: Хорион, 2004.- 160с.

8. Шнипер Р.И. Конкурентные позиции регионов и их оценка // Регион: экономика и социология, 1995.- № 1



2020-02-04 283 Обсуждений (0)
Тема 5. Диагностический анализ развития региональных систем разного функционального назначения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Диагностический анализ развития региональных систем разного функционального назначения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (283)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)