Полный морфологический анализ местоимений
Сделайте полный морфологический анализ выделенных местоимений: а)Было тепло и тихо, как бывает ночами в наших местах только в середине лета. И дождь пошел незаметный, теплый, спокойный и очень редкий. Не было слышно привычного монотонного шелеста, только тишина становилась все ощутимее – в такие минуты невольно ждешь звука, который бы ее нарушил. И он пришел также незаметно и тихо, как сам дождь: чуть слышный, но явственный – будто кто-то едва коснулся колокола. Казалось, мелодичный звон родился только для того, чтобы коснуться уха и исчезнуть. Это первая капля дождя, скатившись с крыш, попала на пустое ведро, висевшее вверх дном на заборе (Ю.Поминов). б)Звук был монотонный и печальный, похожий на перезвон маленьких колоколов. Он не раздражал почему-то, только тревожил. Но это была еще не мелодия, она пришла чуть позже – просто и ненавязчиво – звуки были теперь разной силы и тональности. Так, случается, играют лишь для себя, словно задумавшись и не мешая другим. Ветер случайно тронул листья клена, на дно упали сразу несколько капель, и этот неожиданный аккорд оборвал грустную мелодию. Потом она пришла снова, но это уже была другая мелодия, и слушать ее уже не хотелось. (Ю.Поминов). в) Грибы как люди: у каждого свой норов, свои привязанности. Всякий уважающий себя грибник знает, за чем идет он в лес, и соответственно этому лес выбирает. За грибами на жареху лучше всего пойти в смешанный лес, где спокойные березы уживаются с нервными молодыми осинами и разномастным семейством тальника. Первой вас обязательно встретит нарядная сыроежка. Она вообще любит яркие одежды и шляпку свою красит едва ли не во все существующие цвета радуги, с самыми неожиданными оттенками – от бледно-желтого и малинового до светло-зеленого и густо-синего. Сыроежка – гриб бесхитростный и неприхотливый: ее можно встретить и в березняке, и в осиннике, на опушке и в тени, она не прячется, как ее многочисленные собратья, а, наоборот, сразу бросается в глаза. Сыроежка не слишком ценима основной массой грибников, а без нее лес не лес… (Ю.Поминов).
Схема разбора местоимения
Местоимение обязательно выписывается в контексте. 1) Местоимение (обоснование), начальная форма. 2) Разряд по значению. 3) Разряд по соотношению с частями речи (грамматический разряд). 4) Морфологические признаки: постоянные – тип склонения; непостоянные – род, число, падеж ( в зависимости от принадлежности местоимения к тому или иному грамматическому разряду ; средства и способ выражения грамматических значений. 5) Синтаксические признаки: в какую синтаксическую связь вступает и каким членом предложения является.
Образец разбора местоимения Я нахожу в жизни все краски, которые нужны человеку. (Б.Сергуненков). Янахожу – 1. Я– местоимение, т.к. выполняет указательную функцию (указывает на лицо); в начальной форме. 2. По значению – личное , 1-е лицо (указывает на говорящего). 3. По соотношению с частями речи : обобщенно-предметное. 4. Постоянные морфологические признаки: склонение характеризуется супплетивизмом (я – меня), в форме ед. числа, Им. падежа; средство выражения грамматических значений – супплетивизм, способ – супплетивный. 5. Координирует с глаголом-сказуемым, в предложении – подлежащее. Всекраски – 1. Все - местоимение, т.к. выполняет указательную функцию (указывает на признак); начальная форма - весь. 2. По значению – определительное. 3. По соотношению с частями речи : обобщенно-качественное . Постоянные морфологические признаки: смешанный тип склонения; в форме множ. числа, Вин. падежа; средствовыражения грамматических значений – флексия, способ – синтетический. 5. Согласуется с существительным , в предложении – согласованное определение.
Контрольная работа по теме «Местоимение»
Цель: 1. Закрепить и систематизировать знания по теме «Местоимение как часть речи». 2 .Закрепить умение морфологического разбора местоимения. Выполните следующие письменные задания 1. Все местоимения текста распределите в группы по соотношению с частями речи: обобщенно-предметные, обобщенно-качественные и обобщенно-количественные. 2. Все местоимения текста распределите в группы по значению. В случае отсутствия местоимений какого-либо семантического разряда приведите примеры из других источников. 3. Сделайте полный морфологический разбор 2-х местоимений каждого семантического разряда по схеме (см. схему морфологического анализа местоимения) Дополнительное задание: Ответьте письменно на вопрос: все ли семантические разряды местоимений русского языка имеют свои аналоги в изучаемом вами языке? Если нет, то какие разряды отсутствуют? Как они переводятся на русский язык? Приведите примеры. Каждое обязательное задание оценивается по пятибалльной системе. Максимум – 15 баллов. Зачетной считается работа, набравшая не менее 10 баллов. Дополнительное задание – оценивается в 10 баллов. Тексты для контрольной работы по теме «Местоимение» Текст 1 В непроглядной, насыщенной летучей влагой и холодом приморской ночи, на всем протяжении Охотского побережья , по всему фронту суши и моря , море не уставало наступать на сушу. Гудело и маялось море во тьме, набегая и расшибаясь на утесах. Надсадно ухала, отражая удары моря, каменнотвердая земля. И вот так они в противоборстве от сотворения – с тех пор как день зачался днем, а ночь зачалась ночью, и впредь быть тому, все дни и все ночи, пока пребудут земля и вода в нескончаемом времени. Все дни и все ночь протекала. Ночь накануне выхода в море . не спал он той ночью. Первый раз в жизни не спал, первый раз в жизни изведал бессонницу. Уж очень хотелось, чтобы день наступил поскорее, чтобы ринуться в море . И слышал он, лежа на нерпичьей шкуре, как едва уловимо подрагивала под ним земля от ударов моря и как грохотали и маялись волны в заливе не спал он , вслушиваясь в ночь… А ведь когда-то все было по-иному. Теперь такое невозможно даже представить себе, об этом теперь никто знать не знает, не догадывается даже, что, не будь в ту издавнюю пору утки Лувр, мир мог бы устроиться совсем по-другому – суша не противостояла по воде, а вода не противостояла бы суше. Ведь в самом начале – в изначале начал –земли в природе вовсе не было, ни пылиночки даже. Кругом простиралась вода, только вода. Вода возникла сама из себя, в круговерти своей – в черных безднах в безмерных пучинах. И катились волны по волнам растекались волны во все стороны бесстороннего тогда света: из ниоткуда в никуда (Ч. Айтматов).
Текст 2 Между прочим, в один из вечеров поехал я в так называемый Карантин. Это небольшая плешивая рощица, в которой когда-то в забытое чумное время в самом деле был карантин, теперь же живут дачники. Ехать к ней приходится от города четыре версты по хорошей, мягкой дороге. Едешь и видишь: налево голубое море, направо бесконечную, хмурую степь; дышится легко и глазам не тесно. Сама рощица расположена на берегу моря. Отпустив своего извозчика, я вошел в знакомые ворота и первым делом направился по аллее к небольшой каменной беседке, которую любил в детстве. По моему мнению, эта круглая, тяжелая беседка на неуклюжих колоннах, соединявшая в себе лиризм старого могильного памятника с топорностью Собакевича, была самым поэтическим уголком во всем городе. Она стояла на краю берега, над самой кручей, и с нее отлично было видно море. Я сел на скамью и, перегнувшись через перила, поглядел вниз. От беседки по крутому, почти отвесному берегу, мимо глиняных глыб и репейника бежала тропинка; там, где она кончалась, далеко внизу у песчаного побережья лениво пенились и нежно мурлыкали невысокие волны. Море было такое же величавое, бесконечное и неприветливое, как семь лет до этого, когда я, кончив курс в гимназии, уезжал из родного города в столицу; вдали темнела полоска дыма – это шел пароход, и, кроме этой едва видимой и неподвижной полоски да мартышек, которые мелькали над водой, ничто не оживляло монотонной картины моря и неба. Направо и налево от беседки тянулись неровные глинистые берега (А.Чехов). Текст 3 А Чичиков в довольном расположении духа сидел в своей бричке, катившейся давно по столбовой дороге. Из предыдущей главы уже видно, в чем состоял главный предмет его вкуса и склонностей, а потому не диво, что он скоро погрузился весь в него и телом и душою. Предположения, сметы и соображения, блуждавшие по лицу его, видно были очень приятны, ибо ежеминутно оставляли после себя следы довольной усмешки. Занятый ими, он не обращал никакого внимания на то, как его кучер, довольный приемом дворовых людей Манилова, дела весьма дельные замечания чубарому пристяжному коню, запряженному с правой стороны. Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везет, тогда как коренной гнедой и пристяжной каурой масти, называвшийся Заседателем, потому что был приобретен от какого-то заседателя, трудилися от всего сердца, так что даже в глазах их было заметно получаемое ими от того удовольствие… Если бы Чичиков прислушался, то узнал бы много подробностей, относившихся лично к нему; но мысли его так были заняты своим предметом, что один только сильный удар грома заставил его очнуться и посмотреть вокруг себя: все небо было обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец громовой удар раздался в другой раз громче, и дождь хлынул как из ведра. Сначала, принявши косое направление, хлестал он в одну сторону кузова кибитки, потом в другую, потом изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямо в верх его кузова; брызги наконец стали долетать ему в лицо (Н.Гоголь).
Текст 4 Из моей жизни ушла беспечность. Я был уже не таким счастливым, как раньше. Потом, став взрослее, я понял, что беспечное счастье вообще выглядит жестоким и наглым, потому что еще далеко не все люди на свете счастливы. Мне казалось, что у меня изменилась походка, что я стал двигаться медленнее, словно отяжелев. На самом деле ходил я все так же быстро («летал», как говорила мама),- немного отяжелела моя голова: я стал чаще задумываться. И даже стал упрекать самого себя, чего прежде со мной не случилось. «Зачем было рассказывать об этих несчастных градусниках? Думал, что она сразу возненавидят Шурика? Не мог вытерпеть этих постоянных ее «можно понять» (А.Алексин).
5.7 Контрольная работа
По морфологии современного русского языка для студентов-заочников
Цель: 1. Систематизировать и закрепить знания по разделу «Морфология современного русского языка» 2. Ввести в активный научный оборот студентов основные понятия и термины курса «Морфология». 3. Выработать навык и умение осознанного морфологического анализа именных частей речи в русском языке. 4. Провести определенную работу по сопоставлению некоторых морфологических явлений русского и английского языков. ( в области сильных морфологических контрастов).
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (502)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |