Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Романская архитектура Италии.



2020-02-04 303 Обсуждений (0)
Романская архитектура Италии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сант Амброджо в Милане, Пармский комплекс, Пизанский комплекс, Сан Микеле в Лукке, Сан Марко в Венеции. Сан Фоска в Торчелло, Сан Миниато аль Монте и баптистерий во Флоренции, двор Сан Пауло фуори ле Мура в Риме, Санта Мария ин Космедин в Риме, Николая в Бари, Сан Джовани дальи Эремити и Сан Катальдо в Палермо, Монреаль и Чефалу.

Романика вставляет формы архитектуры, которые могут помочь иерархизировать слишком простое пространство. Художественная культура Италии – ряд специфических особенностей: историческое прошлое страны (античное величие) и своеобразие развития (раннее возрождение городов). Традиции античности и средневекового запада и востока переплетаются здесь более тесно, чем где бы то ни было в Европе (разнохарактерное искусство). Романская архитектура Италии ближе к раннехристианскому зодчеству: церкви приземисты и широки, планы просты, обход вокруг алтаря и венец капелл отсутствуют. Широкие средние нефы – деревянные перекрытия, к к12в – крестовые своды. Центры: папский Рим – догматический и консервативный, южные области и Сицилия – долго держалось византийское господство, затем арабы с норманнами; север – Ломбардия с Миланом и Венеция – зарождение смелых новшеств в архитектуре. Культовое зодчество: храмы – базиликальный тип; крещальни – центрический тип. Ломбардия и Тоскана – главные архитектурные центры. Сильнее, чем где бы то не было выражены светские тенденции.

Ломбардские церкви 12в – особая роль фасадов. Тут впервые в Западной Европе использовали кирпич, применили ряд конструктивных приемов, подхваченных по другую сторону Альп: лизены (лопатки), членение фасада лопатками, перекрытие крестовыми сводами главного нефа, чередование опор; сильны традиции позднеантичного и раннехристианского зодчества (продолжали пользоваться плоскими деревянными перекрытиями). В планировке церквей Ломбардии, как правило, сохраняется базиликальный принцип: корпус храма, имеющий три нефа, лишен развитого трансепта и заканчивается тремя абсидами. Тоскана: исторический переход от средневековья к Возрождению произошел ранее, чем где-либо, и притом в классической форме. Флоренция: продолжает позднеантичные традиции (полихромная мраморная облицовка и элементы античного ордера, светлое, праздничное звучание). Характерная особенность – ориентация на раннехристианские базилики с деревянными перекрытиями, Т- образным трансептом, античными пропорциями колонн. Материал – горный камень, для облицовки разноцветный (белый и темно-зеленый) мрамор, располагаемый простым геометрическим узором. Такое убранство получило наименование инкрустанионного стиля. это самое антикизирующее звено в истории романской архитектуры. Рим: оживление строительства на пороге 12в; не создали новых архитектурных типов. Новое: сооружение высоких колоколен; в Риме не состоялись большие романские базилики, тк ничто не способно заслонить величие позднеантичного Рима. Венеция: переплавила в своем зодчестве разнообразные тенденции. Следование византийской традиции не препятствовало решению творческих задач, специфических именно для Венеции. Мироощущению процветающей Венецианской республики более всего соответствовали образы и формы праздничного характера. В искусстве Византии венецианцев привлекала не столько его догматическая сторона и утонченный спиритуализм, сколько его торжественная репрезентативность. Сицилия: восточная роскошь и элементы западной и византийской культуры.

Сант Амброджо в Милане. В 1117г землетрясение – перестройка базилики. Сильное влияние полносводчатой базилики севера: нет клеристория и крупные галереи. Попытка создания полноценной шкалы ордеров, полностью охватывающих стену. Главный свод перекрыт крестовыми сводами на диагональных гуртах; В этом раннем сооружении романской эпохи применяются высокие крестовые своды, укрепленные нервюрами. Как известно, именно это нововведение приближало романский свод к готической каркасной конструкции. Большой ячейке в центре соответствовали две малые в боковых нефах (важный шаг на пути к созданию «связанной системы»), обширный атрий. Фасад фактически превращен в двухъярусную лоджию, составленную из больших ритмически плавных арок полуциркульной формы. Тонкие лопатки равномерно расчленяют стену, их тяготение вверх уравновешивается двумя полосками аркатурного пояса.

Сан Микеле в Павии. Суровая монументальность романских памятников. Снаружи фасад храма расчленен соответственно его трехнефному делению. Более внятное соотношение ордеров (большие ордера обслуживают большие помещения).

Сан Дзено в Вероне. Широкий корпус трехнефной базилики сохранил первоначальное деревянное перекрытие с открытыми стропилами. По-ломбардски плоский фасад с крыльцом-балдахином оживлен лопатками, акцентирующими его вертикальную направленность.

Пармский соборный комплекс, после 1117-1307г. Собор, кампанилла. Баптистерий. Более устойчивая стилистика и типология, память о трехлепестковых планах и длинный романский неф. Полноценная базилика с пристенными ордерами, устроенными полновесной французской схеме. Баптистерий: цельная форма, набирается не иерархически, а равноположенными элементами. Элементы светскости, тенденция к гармоническому образу, присущие всему ломбардскому зодчеству. Фасады становятся более плоскими, графическое начало приходит на смену пластическому. Стремясь к гармонической ясности, создатели членят фасады на ярусы. Более регулярно и упорядоченно, менее антикизирующе.

Пизанский комплекс, начал в 1063г (мастер Брускето). Собор: крестообразный в виде латинского креста (прототип: Калат-Симан). Иерархия ордеров – выражение при помощи ордеров многоярусности и сильное византийское. Воздействие: сжатие и разжатие аркады (3 портала наложены на 5 нефный собор). Баптистерий: внутри – вольная копия ротонды Гроба Господня. План: рукава трансепта пятинефного собора – это две маленькие трехнефные базилики с апсидами. После 1118г: мастер Райнальдо – удлинил главный неф и возвел фасады. В 1153г: заложен баптистерий (архитектор Дотисальви). В 1174г: начало строительство кампаниллы (Гульельмо и Бонанно): монолитное основание, окруженное слепыми аркадами – над: 6 ярусов арочных галерей – единый лейтмотив всего ансамбля.

Баптистерий во Флоренции, ок1060-1150г. 2 слойная обработка фасадов. Восьмиугольное здание центрического типа перекрыто восьмилотковым сводом наподобие купола; однако снаружи этот свод заслонен скатами кровли.

Сан Миньято аль Монте, начат в 1062г. Открытые стропильные конструкции (облик раннехристианской базилики), западный фасад облицован мрамором (в нижнем ярусе разделен пятью полукруглыми арками, в средней и 2х крайних дверные проемы, а в 2х промежуточных мраморные панели повторяют мотив 2 створчатой двери), нет трансепта. Хотя фасад Сан Миньято точно соответствует внутренней структуре сооружения, он все же воспринимается в значительной мере как декоративная плоскость.

Сан Микеле в Лукке. Резкое повышение декоративности.

Сан Марко в Венеции, 11-15в. Ориентация на Сен-Фуа в Периге и на церковь Апостолов. Демонстративная функциональность ордера – романика. Сооружение собора началось после того, как в 976г сгорела более древняя базилика. Он строился главным образом в 1063 —1085г. Довольно близок к интерьеру храма Апостолов в Константинополе (6в), но не является его точным повторением. В плане форму равноконечного греческого креста с четырьмя куполами на концах и одним, более высоким, посредине. В свою очередь каждый из куполов образует центр крестовокупольной группы. Интерьер отличается большей пространственностью, нежели интерьеры византийских церковных построек того времени.



2020-02-04 303 Обсуждений (0)
Романская архитектура Италии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Романская архитектура Италии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)