Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соборы Шпайера, Майнца, Вормса. Мария Лаах. Церкви Санта Мария ин Капитоль и святых Апостолов в Кельне. Паулинцелла.



2020-02-04 397 Обсуждений (0)
Соборы Шпайера, Майнца, Вормса. Мария Лаах. Церкви Санта Мария ин Капитоль и святых Апостолов в Кельне. Паулинцелла. 0.00 из 5.00 0 оценок




К12в – начало процесса интенсивного дробления Империи на отдельные государства (королевства в миниатюре). Процессы секуляризации церковной немецкой культуры, особая ситуация духовной жизни империи: двойственность и замедленность развития. Возвышенный универсализм византинизирующих формул – позволяли возвыситься над земными контрастами, вобрать в себя мир идеальной утопии. Политическая борьба наиболее ярко проявилась в культовом строительстве: контраст между церквями в реформированных монастырях (центр: аббатство Хирсау) и имперскими соборами (Шпейер, Майнц, Вормс), аскетизм немецких клюнийцев (их владения были в Хирсау) против пышности имперской архитектуры (10-11в клюнийские реформы). Для средневекового искусства Германии, раздробленной на множество феодальных образований, характерно большое разнообразие местных школ.

Рейнская школа: конструктивные особенности – перекрытие по так называемой связанной романской системе: 1 звену центрального нефа соответствуют по 2 звена боковых нефов; боковой распор сводов среднего нефа принимают на себя своды боковых нефов. В итоге, получается чередование опор (А-Б, А-Б): более массивные столбы поддерживают пяты сводов главного нефа, а на промежуточные опоры, более легкие, опираются пяты сводов боковых нефов. Как средний, так и боковые нефы в церквях рейнской школы перекрыты вспарушенными крестовыми сводами, то есть такими, где каждая из четырех распалубок, образующих свод, вершиной своей довольно сильно приподнята, образуя небольшой куполок. Боковые нефы не имели Эмпор, и стена среднего нефа до яруса окон расчленялась только служебными колоннами, поддерживающими пяты сводов. В построении плана рейнских церквей бросается в глаза слабое выделение трансепта: в Шпейерском и Вормсском соборах трансепт помещен перед самой восточной абсидой и лишь незначительно выступает за контуры продольного помещения, а в Майнцском соборе трансепт по сути помещен у западной стороны церкви (там есть и башня над средокрестием, но он не выделяется; а восточную апсиду фланкируют круглые башни). В планировке рейнских церквей последовательно проводится повторение квадрата средокрестия по всей длине продольного корабля. Внешний облик определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства, большой протяженностью и парными башнями, подчеркивающими восточную и западную части здания. Допускался только скупой архитектурный декор, характерно применение декоративных аркад снаружи, особенно последовательно выдержанное в Шпейерском соборе. Производят впечатление сурового величия и мощи. Они — одно из самых сильных и непосредственных художественных воплощений феодальной эпохи. Свойственная романскому зодчеству монументальность форм достигает вершины в этих памятниках немецкого средневековья.

12-13в – Штауфенский период. Знать и рыцарство покровители искусства. Вначале многое заимствуется из предыдущих периодов, но к к13в штауфенский стиль достигает своего расцвета в напряженном диалоге с французской сводчатой архитектурой. Во внешнем виде доминируют одинаковые группы башен с восточной и западной сторон здания, фасады членяться с гораздо большим чувством глубины и трех мерности. Основной элемент членения – небольшие столбы или арки. Которые в свою очередь перекрываются большими арками.

Ниже по Рейну, Кельн, там 3нефное продольное помещение пересекается 3нефным трансептом и 3 ветви креста (восточная, северная и южная, заканчиваются абсидальными одинаковыми полукружиями). Таким образом, вся композиция приближается к центрической, которая мало соответствовала строгим литургическим требованиям средневековья, но создавала совсем особое впечатление своими тремя ветвями, властно объединенными общим центром (ориентация на некоторые поздне античные постройки).

Паулинцелла, 1112-3/4 12в, Тюрингия. Хирсауский тип здания (полносводчатая базилика, цилиндрический и крестовые своды).

Собор в Шпейере, 1027-1030г (начало) –н12в; 18в, 19в (реставрация как при саллических императорах). Обширная крестообразная базилика с криптой, западным притвором с башнями и восточным хором, фланкированным башнями. Один из важнейших городов германской империи, строительство начало при Конраде 2 и закончено при Генрихе 4. Он же после освящения начал полную реконструкцию, 1080-1106г, (тк неустойчивая почва и близость к Рейну), на 2м этапе перестроены хор и трансепт, в это время крестовыми сводами перекрыли главный неф (до того, он был деревянным; крестовые купольные/вспарушенные своды – то есть подняты). Раньше считали, что только боковые нефы были полуциркульными, сейчас – что и центральный хотели таким сделать, но слишком широкий пролет. Поднята высота центрального нефа, четные опоры увеличены за счет трехчетвертных колонок с коринфскими капителями. На каждом втором столбе лизены (чтобы нести арки сводов) – пространство разделено на 6 травей, каждой центральной соответствуют 2 боковые (связная система). Восточная крипта – самая древняя часть, пристроены башни, фланкирующие хор и фундамент первоначального трансепта, первоначальное прямоугольное завершение хора заменено полукруглой апсидой. Даже окна боковых нефов по одной оси – небывалое для Оттонов согласованное членение. Таким образом, выравнялись окна клеристория и боковых нефов, благодаря чему стало возможным перекрыть центральный неф. Окна по одной оси – это переход от горизонтальных членений к вертикальным. На восточной апсиде вверху снаружи карликовая галерея. Здесь впервые ступенчатый портал. Принимали участие ломбардские мастера (Донатус), у архитектурного декора итальянское происхождение. 

Собор в Майнце (освящен в 1239г/1137). Много этапов строительства, в 1080х при Генрихе4. Сохранение двусторонней ориентации храма, обработка фасадов (Рейн!): ниши и карликовые галереи. Строгая обработка восточной части и пышная и сложная декорация западного трансепта и башни (13в). 3н базилика с крестовыми сводами (позже крестовые центрального нефа были заменены готическими нервюрными). Восточной части нет аналогов того времени. Апсида, башня над средокрестием, две боковые апсиды имеют плоские окончания и фланкитруются двумя винтовыми башнями (трансепта как такового нет, он перенесен на запад). То, что снаружи башня над средокрестием, внутри квадратная травея, перекрытая парусным сводом. Тоже связная система, столбы делят нефы, на каждый второй наложена почти плоская пилястра (поддерживает 1 из поперечных арок свода нефа). Не такие рельефные членения – нет такого напряжения и живописности, как в Шпайере.

Собор в Вормсе, 1181-1234г. начал строиться не раньше 1120-1130х, все кроме западного хора было закончено около 1181г (?).Последний и самый маленький из имперских, самый стилистически однородный и яркий штауфенский. 3н базилика, в основе квадрат средокрестия, 5 квадратных центральных травей, 10 боковых; толстые стены, узкие окна. Доминируют строгие геометрические формы и четко очерченные объемы (суровость и гладкая поверхность стены). Собор построен на старом фундаменте 11в. Строительство началось после 1171г и продолжалось до 1234г, когда был закончен западный хор. Наибольшее единство архитектурного облика, двусторонняя ориентация, круглые окна-розы, нервюрные своды (знание французской готики). Внешний вид собора с двумя массивными центральными и четырьмя фланкирующими башнями отличается простыми, но пластически выразительными формами (то есть с запада две башни и между ними зажата башня средокрестия, а в востока прямоугольную апсиду фланкируют две башни, а башня средокрестия на пересечении с трансептом, стоит свободно). Западные и восточные части здания разработаны неодинаково: восточная абсида завершена не полукругом, а прямой стеной, более поздний западный хор образует в плане многоугольник: его стены глубоко прорезаны нишами окон разной формы. Многоугольное окончание – новшество (непосредственный предшественник – хор в Базеле, вообще полигональный хор возник во Франции). С особенной силой проявилось свойственное романским зодчим чувство суровой простоты архитектурного объема. Декоративные аркады, скупо прорезанные узкие окна и ниши тянутся поясами вдоль плоских стен и вокруг башен, не нарушая строгости их основных геометрических форм (замкнутый в себе, ограниченный со всех сторон правильными формами корпус собора не допускает свободного слияния архитектуры с декоративной пластикой).

Церковь аббатства Мария-Лаах, 1093-1200г. Наиболее классическое здание германской романики; есть атрий, перед атрием второй хор. Бенедиктинское аббатство, квинтэссенция сформировавшейся романской церкви. Западный хор, неф и крипта – 1156г, восточный хор не ранее 1077г. Атрий перед западным хором пристроен не ранее 13в. 3н, 5 поперечных травей, не связная система: членение боковых нефов соответствует центральному. Сразу замышлялась со сводами – вытянутый цилиндр с прорезанными изогнутыми основаниями для люнет. По сравнению со Шпайером изнутри все ниже и тяжелее. Неровная 8уг низкая башня над восточным средокрестием, там трансепт сильно выходит за объемы храма, из него (между хором и трансептом) вырастают тонкие, квадратные в основании башни (то есть он продолжается). Западный трансепт не выходит за объем храма, но его продолжают приставленные по сторонам круглые башни (хотя их окончание оформлено 8уг). Западное средокрестие венчает высокая квадратная 2яр башня (2яр отступает от первого), завершается крышей в виде 4х ромбов.

Санта Мария ин Капитоль, 1045-1065г. В 11в Рейнланд – 1 из основных очагов архитектурного новаторства, это главная постройка того периода. Ее возведение положило начало рейнской архитектурной школе, сильно пострадала в ВОВ. Особое место – трех апсидный хор, который примыкает к центральному и двум боковым нефам. В восточной части храма главная апсида отсутствует, но вместо трансепта с Ю и С повторяется полукруглая апсида. В основе план в форме трилистника, апсиды объединены деамбулаторием. Трансепт здесь развился в часть хора и стал основной частью алтаря, боковые нефы и деамбулаторий – крестовые своды, три крыла перед апсидами – цилиндрические, средокрестие – парусный, изначально у нефа плоские перекрытия. Высокий цоколь, мощный карниз, там арочное деление (1 «лопатка» потоньше, 1 потолще). Над цоколем стена членится за счет полых ниш. Концепция деамбулатория заимствована из Франции (сен Мартен в Туре) и будет воплощена в Санкт Годерхард в Хильдесхайме.

Гросс Санкт Мартин, после 1150-сер13в, Кельн. 3х лепестковое завершение хора, нет крипты.

Санкт Апостельн, 1020-1030; 4/4 12в-ок1230г, Кельн. Строгий, но жизнерадостный характер, обильный архитектурный декор.

Вормс, Апостолов в Кельне.



2020-02-04 397 Обсуждений (0)
Соборы Шпайера, Майнца, Вормса. Мария Лаах. Церкви Санта Мария ин Капитоль и святых Апостолов в Кельне. Паулинцелла. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соборы Шпайера, Майнца, Вормса. Мария Лаах. Церкви Санта Мария ин Капитоль и святых Апостолов в Кельне. Паулинцелла.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)