Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Романский скульптурный портал. Иконография.



2020-02-04 345 Обсуждений (0)
Романский скульптурный портал. Иконография. 0.00 из 5.00 0 оценок




Порталы Клюни, Отена, Везле, Муассака, Сен Трофим в Арле, Сен Жиль дю Гар, Сен Фуа в Конке, Ольне, Сан Дзено в Вероне. Романская скульптура Франции. См. выше, а также алтарная преграда и портал Вознесения Сен Сернен в Тулузе, капители Клюни, скульптура капителей Отена и Везле, скульптура Суйяка.

11 в – появление монументальной скульптуры и живописи во Франции – изображения впервые выносятся на фасады церквей; золотое время – 20е-30е 12в (сложение внятных и больших систем). В романское время все наливается телесностью. Изменение характера искусства: должно быть уже не только «библией для неграмотных», но и устрашать отступников. Появление на порталах изображений апокалиптического видения и «Страшного суда» - предостережение тем, кто не следует покорно за церковью; из библейского и евангельского повествований выбираются самые драматические. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела, но обилие нерелигиозных тем (календарный цикл). Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен. Трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры. Соотношение действующих лиц и места действия рассчитано не на создание реального образа, а на схематическое обозначение отдельных эпизодов, сближение и сопоставление которых часто носит символический характер. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. Эти характернейшие черты романского изобразительного искусства часто приводили к утрировке жеста. В основном господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному (проявления реализма носят частный характер). Камень – основной материал, в Центральной Европе местный песчаник, на юге (Италия) мрамор. Рельефы рапластаны на плоскости и расписаны красками – выпуклая живопись. 2п 11в – постепенный переход к технике более высокого, уже собственно скульптурного рельефа. Вместе с тем трактовка фигур приобретает монументальный характер, и они более точно соответствуют ритму и очертаниям архитектурных форм. В н12в завершилось становление романского стиля в скульптуре и наступил период его яркого расцвета. К тому времени определились и две основные художественные тенденции. Первая связана с более реалистическим восприятием образа человека, со стремлением к относительно ясным и простым монументальным композициям. Мастера обычно шли по пути овладения объемной пластической формой, пользуясь высоким, почти круглым рельефом (произведения отличаются примитивно понятой, но крепкой тектоникой). Вторую характеризует орнаментально-беспокойная композиция, выразительная линия, передача духа сумрачной фантастики. Тенденции то противостоят друг другу в разных сооружениях, то переплетаются и мирно уживаются в одном и том же храме и даже в одной композиции. Два пути: сначала робкое, потом настойчивое введение человеческих фигур, а позже многофигурных композиций. Второй – украшение наружных стен большими композициями (обычно использовались элементы архитектуры, связанные с оформлением главного входа). Местные скульптурные школы 12в территориально примерно совпадали с географическим расположением архитектурных школ. Общее: системы укрупняются, становятся иерархически более сложными, начинает расширяться вся система (победа будет за повествовательным, слегка фольклорно сниженным).

Франция: 11в – первые признаки возрождения монументальной скульптуры, раньше возникло на юге. Первые изображения на капителях и на притолоках порталов (он – сосредоточение пластического декора). Предпочтение апокалиптическим сценам (Страшный Суд, Христос во славе), портал на границе двух миров.

Сен Сернен в Тулузе, ок1096г. Сильное византийское влияние, стилистика не главное: важно – информационная доходчивость, укладка смыслов, создание иерархического ряда. Нет иконной и мистической ценности (ценность информационная). Рельефы лишены стилистического единства (в каждом отчетливо проступает использованный источник). Портал «Мьежвиль» (ок1118). Очень характерен проявленный мастером тулузских рельефов интерес к относительно точной и ясной передаче пропорций человеческой фигуры. Алтарная преграда: перевод в плоский рельеф того, что когда-то было в трехмерном.

Лангедок: к типическим чертам школы начиная с 20-30х 12в относится повышенная эмоциональность и драматичность образов при полной их условности. Фигуры резко удлинены; драпировки часто производят впечатление чешуи или представляют собой складки, образованные на гладкой поверхности двойными или тройными бороздами.

Сен Пьер в Муассаке, южный портал ок1120г. Цветочки. Мистичность, столкновение и взаимодействие двух магистральных принципов средневекового искусства: 1. Восходящий к античности изобразительный, пластический 2. Варварский, фольклорный – плоскостный, орнаментальный. Над входом: Апокалиптическая сцена (старцы поклоняются Христу во славе). Портал поражает взволнованной динамикой орнаментально трактованного целого. Вокруг Христа 24 старца в трех ярусах; жесты и позы – различная степень экстатического потрясения, фигуры не действуют, а пребывают. Петр (левый выступ портала): спор динамики чувств и движений с инертной материей камня. Тема индивидуальности и индивидуализации (индивидуальность расположения души – очень изысканно и достойно). Как будто плоскостная, смятая поверхность ткани. Позы: резко и экспрессивно.

Церковь в Суйяке, сер12в. Для мастеров Лангедока художественно целостное отражение мира достигалось путем создания фантастических образов, причудливо сплетенных в орнамент, полный пульсирующего движения. Таков, например, как бы вырезанный из каменного блока искусной рукой резчика столб западного портала церкви в Суйяке, в узор которого вплетены динамичные фигуры зверей и птиц, рельефные изображения пророков на стенах портала. Причудливо удлиненная, изогнутая фигура Исайи как будто пронизана тем же беспокойным, гибко текущим ритмом, который охватывает весь сложный декоративно-монументальный ансамбль портала. Вместе с тем фигура Исайи хотя и не оторвана от общего орнаментального ритма композиции, но уже выделена из него, еще она лишена личного душевного состояния, конкретной психологической и пластической выразительности, она лишь участвует в создании неопределенно беспокойной эмоциональной атмосферы.

Клюни, 1095-1125г. Классицизирующая струя в бургундской пластике. Осталось: части главного алтаря, несколько капителей с аллекорическими фигурами и осколки тимпана, пристальное внимание к человеку. Однако начиная с 12в даже среди наиболее архаичных по исполнению изображений на капителях, происходящих из Клюни (1109-1113), например в сцене грехопадения, уже сделана наивная попытка представить живую группу: Адам и Ева стоят у древа добра и зла и дружно лакомятся запретными яблоками. Сочетание крепко моделированных объемов с полным движения сложным переплетением линий встречается в некоторых капителях из Клюни (н12в), например символические изображения тонов музыки в виде мужчин, играющих на музыкальных инструментах, и грамматики - в образе закутанной в плащ фигуры. Большие капители: персонификации свободных искусств.

Сен Мадлен в Везле, 1120е-1140е. Шарики с календарным циклом! Патетика, интерес к фиксации повседневности. Стилистика: абсурдное отношение к скульптуре – плоская доска, все тончайшим образом разгравировано (монументальная резьба), борьба условности и натуроподобия. Очень резко, плохо и диковато скомпоновано. Главное: голосящая в крик экспрессия (доходчивая, кричящая внятность) – крайний натурализм и крайняя экспрсессия служат друг другу. Примитив, но эмоции фиксируются по-настоящему, ярко выраженная церковно-политическая окраска: тимпан – миссионерская деятельность учеников Христа. Тимпан: Христос, наставляющего апостолов на проповедь нового учения (часто эту сцену ошибочно считают «Сошествием святого духа»). Взволнованны и полны драматизма движения смятенных апостолов, резки контрасты света и тени, беспокойна утонченная игра складок одежды. Фигуры выполнены объемно, однако мастер, стремясь к максимальной экспрессивности образа, отдает главное внимание разработке динамичной выразительности линии. Композиция тимпана соответственно сюжету дополнена изображением сцен проповеди христианского учения во всем мире. По плоскости архитрава тема развертывается в виде повествовательной ленты фриза; центральную композицию обрамляет расположенная вокруг тимпана серия отдельных своеобразных скульптурных клейм.

Сен Лазар в Отене, ок1125-ок1145. Во главе мастерской: мастер Жильбер. Наиболее ярко раскрылось мировоззрение эпохи. Надпись «Гислебертус это сделал» - пробуждение самосознания средневекового художника. Западный портал – Страшный суд; серия сюжетных капителей со сценами Ветхого и Нового заветов и изображения мученичества святых, аллегорические фигуры и назидательные басни Эзопа. Обрамление состоит из знаков зодиака и ряда календарных работ (первое изображение просто жизни). Тимпан: фронтальный Христос; 4 ангела поддерживают окружающую его мандорлу. Противопоставление рая и ада. Изобразительный язык конкретен и сочен; много живых наблюдений и выразительных деталей. Рельефы капителей: дух народного восприятия религиозных сюжетов *Бегство в Египет: жизненное и трогательное звучание всей сцены. Динамизм повсюду уравновешен встречным движением, остро ощутима духовная жизнь. Фигура Евы – для утраченного северного портала, отказ от объемной передачи формы. Вся композиция больше походит на резьбу, чем на скульптуру. Уродливо вытянутые, лишенные весомости фигуры полны стремительного движения и в своей совокупности образуют полное беспокойной динамики целое. Трактовка отдельных частных мотивов отличается наивной конкретностью. Такова сцена взвешивания душ.

Запад Франции (Ангулем, Пуату): декор на архивольтах порталов, обрамлениях окон и капителях; любовь повторения одного и того же мотива, сплетения фигур, наполнение орнаментов фантастическими существами; впервые применен прием расположения фигур вдоль очертания арки. Овернь: пластический декор ограничен сюжетными капителями; господство темы борьбы порока и добродетели (Конк стоит особняком). Большое значение имели украшения капителей, отличавшиеся архаизмом форм и сюжетов, восходящих к раннему христианству, как, например, безбородый Христос, несущий агнца. Вместе с тем характерен интерес к почерпнутым из фольклорных представлений сюжетам, тяга к жанровым мотивам, использующим иносказания, притчи и т. д., полным наивной жизненной наблюдательности.

Сен Пьер в Агулеме. Разворачивание портальной композиции в систему целого портала.

Сен Фуа в Конке, 1135-1140г. Подробно разработанная картина страшного суда, устрашающая сумятица адского пепла, все понятно до предела (даже подписано). Нет изображений иконного типа. Не условная поверхность, а макет бытия – все делается круглее.

Прованс: главные произведения – 3/3 12в; роль античных памятников – порталы похожи на римские триумфальные арки; фигуры святых полны достоинства; высокий рельеф; пропорции близки к реальным, под тяжелыми складками одежд проступает тело, но античные мотивы подвергнуты романской стилизации – ощущения тяжелой массы камня.

Сен-Жиль дю Гар, 1160-1170. Многоколонная композиция триумфальныъ арок, игра в неполное цитирование античного прошлого. Три портала: левый: Поклонение волхвов и Вход в Иерусалим. Впервые в монументальном искусстве Европы появляется подробное изображение страстей Христовых (на перемычках). Средний: Апокалипсис? (не сохранился) и Тайная вечеря. Правый: Портал Распятия (и персонификации церкви-веры). Наиболее антикизирующая эстетика, все более антропоморфно. За колоннами портика: большие рельефы (12 апостолов+2 архангела), появление плоти, ощущение телесности. Фасад Сен Жиль слагается из трех широких полукруглых арок-порталов, прорезающих плоскость стены. Они связаны общим карнизом, который поддерживают колонны. Между центральной и боковыми арками находится широкий фриз со сценами из Страстей Христовых. Среди колонн с коринфскими капителями в прямоугольных нишах, обрамленных каннелированными пилястрами, помещены статуи апостолов. В тимпанах изображены высоким рельефом «Поклонение волхвов», «Распятие», «Христос во славе». Композиция замечательна соразмерностью своих членений и общей уравновешенностью. Статуи апостолов при некоторой угловатости их сдержанных движений и жесткости, в моделировке объемов отличаются естественностью пропорций. Формы, сохраняя свою обобщенную простоту и условную декоративность, приобретают человеческую содержательность и своеобразную одухотворенную музыкальность. Античность доступна, как прием, но недоступна, как система (в А гораздо больше информационной достоверности).

Сен Трофим в Арле, к12в. Еще больше композиционной уравновешенности, но и больше жесткости и холодности в обработке (чем предыдущая). Обоим порталам свойственно четкое членение на основные части. Фигуры апостолов, украшающие портал церкви Сен Трофим, поставлены в прямоугольные ниши, разделенные колоннами, нет и тени воспоминаний об античности, есть символы евангелистов.



2020-02-04 345 Обсуждений (0)
Романский скульптурный портал. Иконография. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Романский скульптурный портал. Иконография.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)