Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каролингская книжная миниатюра.



2020-02-04 566 Обсуждений (0)
Каролингская книжная миниатюра. 0.00 из 5.00 0 оценок




Евангелие Годескалька, Евангелие Сен-Медард из Суассона, Аахенское Евангелие, Венское коронационное Евангелие, Евангелие Эббо, Утрехтская Псалтирь, Евангелие Лотаря, Турские библии.

Искусство книги на большой высоте. В подавляющем большинстве религиозное содержание, предназначались для церковной службы. Трудночитаемые шрифты меровингских рукописей заменяются единообразным упрощенным шрифтом – Каролингский Минускул. Украшенные миниатюрами рукописи изготовлялись обычно для правившей династии, а иногда подносились от имени императора или одного из его наследников монастырям, с которыми Каролинги поддерживали тесную связь. Техника: преобладает гуашь с обильным применением золота. Пергамент нередко окрашивался пурпуром, было тяготение к яркости красок и декоративной пышности. Декоративный принцип сочетается с иллюстративным: завитки и плетения на полях, орнаментированные инициалы – меровингская и англо-саксонская миниатюра, но орнаментальный декор больше не единственное украшение. Иллюстрация возрождается. Образцы: раннехристианские и византийские рукописи. Главное отличие от миниатюры 7-8в в изображении человеческой фигуры (от коврика к естественным пропорциям, Рабан вообщзе всего человека текстом перекрывал, который можно было прочесть в различных направлениях). Распространенные декоративные мотивы – архитектурные формы, главным образом колонны с арками, портики, обрамлявшие обычно фигуры сидящих евангелистов или королей. Особенно характерны в этом отношении таблицы канонов, украшенные аркадами (Евангелие Сен-Медард из Суассона). Инициалы: много общего с англо-ирландским искусством, но для этих памятников характерно выделение из орнамента повествовательных мотивов (постепенно начинают играть значительную роль), а также изображение человека без геометрической деформации, в более или менее естественных пропорциях и положениях. Композиция: развитие чувства равновесия и гармонического единства архитектурной рамки с центральным человеческим образом или сценой. Школы: благодаря приемам орнаментации и другим особенностям различают многочисленные школы; их существование показывает, что это искусство было далеко от неподвижности – несколько крупных центров изготовления рукописей. Нельзя сказать, что Придворная, Реймская и Турская – это направления, это, скорее, эволюция.

Придворная школа Карла Великого: Тяжеловесная роскошь, любовь к золоту, пурпурная окраска страниц, широкое использование орнаментов, иллюстрации практически ограничиваются изображениями евангелистов. Господство декоративно украшенной плоскости. 3 произведения: между ними значительные различия, но их можно объяснить хронологической последовательностью в развитии одного и того же художественного типа. Стиль Годескалька (работал в к8в), еще несет отпечаток геометрически плоской трактовки форм, в орнаменте большую роль играет сложное ленточное плетение, известное и по другим памятникам «варварского» искусства, есть античные орнаментальные мотивы (в изображении человеческих фигур и лиц, очерченных мягкими округлыми линиями (Евангелисты Годескалька величественны и благообразны)). В Сен-Медардском Евангелии наметились характерные черты этой школы – стремление к монументальной значительности образов (насколько возможно в миниатюре), к избытку и великолепию декоративных мотивов, широкому применению пурпура и золота.

Евангелие Годескалька, закончено в 783г, Париж, Национальная библиотека. Богато украшенная рукопись, золотой и серебряный шрифт на пурпурном пергаменте. Доминирует изобразительная, а не декоративная традиция; сдержанная цветовая гамма – нет умения пользоваться цветом. Парадный, придворный оттенок. «Детская рука», чем-то напоминают римские мозаики, то есть стилизация. Жесткий контур, локально, но все таки есть светотень.

Евангелие аббатисы Ады, 800г. Таблица канонов в виде арки, объединяющей маленькие, опирающиеся на 5 колонок. Очень яркие краски, в цветах больше локальности, в проработке больше античного.

Евангелие Сен-Медард из Суассона. Миниатюрные картины с пространственной глубиной и пластической округлостью форм; богатые архитектурные фоны. Евангелисты спокойно задумчивы и вдохновенны; их позы отличаются естественностью, и только в резких складках одежды преобладает условная стилизация, гибкая передача эмоционального звучания каждого образа. Та же иконография, но резкое цензурирование источников (нет ирландских плетенок, только античное). Новая схема латинского буквализма составляется из античных фрагментов. Прототип – сцена античного театр.  

Школа «Евангелия Карла Великого». Позднеантичные прототипы, образы римского искусства. Это поднаправление придворной школы.

Венское коронационное Евангелие, к8в, Вена. Свободная живописная манера, благородная представительность и объемность фигур, пейзажные фоны, отсутствие символов евангелистов – опора на очень ранние образцы. Пластическая выпуклость форм сочетается с мягкой живописью фона, строгое чувство композиции, глубина пространства, заключенного в прямоугольную рамку миниатюры. Широкая обобщенная лепка форм; преобладание пятна над контуром; простота декоративного оформления листа. Пурпурные фоны, просто античная лепка. По прежнему есть большой инициал, но это все таки буква, уже нет такой орнаментации и выделения. Стремление к большей осязательности (Христос пяткой выходит за рамку). Ярко выраженная вспышка ренессанса. Абсолютное нарушение греческой иконографии автора (сидит на троне, текст извивается), но написано это греческой рукой.

Аахенское евангелие, ок810г, Сокровищница собора в Аахене. Более беспокойная атмосфера, вершина в Реймской школе. Есть символы евангелистов, пространство развивается вверх, меньше тектоники. Изображение измельчается (там 1 евангелист на страницу, тут 4 евангелиста на 1 странице).

Реймская школа: важна наглядность и внешняя бьющая экспрессия, особая взволнованная атмосфера. Свобода интерпретации в рамках сложившегося канона. Главные выразительные средства: линия, быстрый короткий штрих, внезапно возникающее красочное пятно; восприятие мира обострено, драматическое переживание, графичная манера.

Евангелие епископа Эбо, 810-815г, Эперне, Муниципальная библиотека. Евангелисты – состояние экстатического вдохновения, фигуры стремительно развертываются в пространстве, беспокойные складки одежд. Манера: выплескивание всей позднеантичной традиции на поверхность с легкой экспрессией, наивная, но упорная стилистика. Мелко нарубленная античность (складок куча, это просто кокон какой то).

Утрехтская псалтирь, ок830г, Университетская библиотека Утрехта. Каждому псалму и нескольким включенным в рукопись молитвам соответствует рисунок, образное пояснение к тексту (изображение вклюючается в текст, а не отделено от него). Общее число рисунков, расположенных в виде полос – 165. Они состоят из многих самостоятельных сцен, объединенных холмистым пейзажем. Острое, вибрирующее движение; эскизная манера; экспрессивный очерковый стиль. Динамично сменяющие друг друга эпизоды. Ранее не встречавшийся чисто графический тип миниатюры, где все выполнено пером и чернилами (то есть не раскрашено). Это как бы живые наброски, сделанные рукой переписчика под непосредственным впечатлением текста. Поток мелких фигур, вышедших из-под пера художника, завивается в хитрый узор, своего рода каллиграфический орнамент. Искусство полное одухотворенности и динамики. Это каролингская рецензия позднеантичного художественного мира. Полное копирование: Псалтирь Эодвина, Псалтирь Харли.

Турская школа, 830е-840е. Это третий этап развития. Обильно иллюстрированные книги, возникновение Больших библий, повествовательные иллюстрации и изображения каролингских монархов (величественные и торжественные – символы королевской власти), изящный орнамент. Специальность: иллюстрирование библий. Иллюстрации часто являются миниатюрными произведениями живописи с подробно разработанным сюжетом, продуманной композицией и попыткой передать портретное сходство (если монарх). Стиль: степенный и торжественный; композиции – ясность построения; каждая сцена полна значительности; фигуры – движение с достоинством, величавое спокойствие.

Библии Карла Лысого, ок850г, Париж, Национальная библиотека. По заказу аббата Вивиана. Иерархическое понимание пространства (и фигур), одна из се страниц (высотой 44 см) целиком занята миниатюрой, изображающей торжественный акт поднесения книги императору Карлу Лысому аббатом Вивьеном во главе процессии монахов. Своеобразие пространственного решения – фигуры и пространство представлены с разного уровня зрения, изображения распластаны на плоскости; пространственные планы не друг за другом, а друг над другом. Уже менее классично.

Евангелие Лотаря. Нет очерковой пафосности реймское школы, обилие золота, нет античного, более устойчивая традиция на будущее.

Оттоновское возрождение. Общая характеристика. Архитектура. Хор собора в Эссене, церковь в Оттмарсхайме, капелла Св.Варфоломея при соборе в Падерборне, церковь Св. Кириака в Гернроде, ц.Св.Михаила в Хильдесхайме. Распятие Геро, двери и пасхальный канделябр церкви Св. Михаила в Хильдесхайме.

Оттоы – 950-1010г. Центр стяжения государственной власти перемещается на Восток. Искусство ранней поры становления государства имеет переходный характер. 1) Многое сближает с Каролингами: постоянное обращение к раннехристианским образцам, сходство архитектурных форм, сюжетов и композиционных приемов в живописи. 2) Вырабатываются черты будущего романского стиля: суровость форм и четкое соотношение частей здания в архитектуре, абстракция образов в сочетании с патетической взволнованностью повествования в изобразительном искусстве. Более заметно, чем в период Каролингов, сказывается влияние византийской художественной культуры – регулярные отношения германских императоров с Константинополем (Оттон II – Теофано), но помимо Византии проникновение народных традиций: яркая образность и черты наивного реализма.

Архитектура: из школ романского зодчества Германии наибольшее значительны три: саксонская, вестфальская и рейнская (но описывают только саксонскую). В н11ввыработан новый тип церкви: 3н базилика с трансептом и квадратным средокрестием, отделенным от нефа и трансепта 4мя арками. 955г – победа над венграми при Лехе, Оттон Великий заказал строительство собора в Магдебурге (продолжая традицию, привез колонны из Италии). Гернрод и Хильдесхайм – столицы нового оттоновского зодчества. Саксонская: особенно ясна связь с каролингскими традициями, это родина новой династии. Господствует тип плоско перекрытой базилики (разработанный еще при ранних христианах, и со многими упрощениями воспринятый Каролингами). Связь с раннехристианскими (позднеантичными) сооружениями выражается в сохранении длинного и широкого продольного корпуса с тремя нефами, причем средний поднят над боковыми и имеет ряд окон. Традиционными являются также частый ряд устоев-колонн, сохраняющих античные пропорции. Отличия: в саксонских церквах 2 хора, 2 трансепта, следовательно, 2 средокрестия. Каждый из хоров (З и В) со своей апсидой и свой трансептом, поэтому вход на одной из продольных сторон, то есть сбоку. Двойственность архитектурного образа подчеркивается двумя мощными башнями, воздвигнутыми над пересечением главного нефа и трансептов. В интерьерах господствуют простые и спокойные пропорции. Нет обхода в хоре – большое своеобразие сравнительно с романскими церквами во Франции. Главная особенность – чередование опор (разделение внутреннего пространства на отдельные ячейки и создание определенного ритма). Устои несут полукруглые арки, над которыми поднимается гладкая стена, не расчлененная трифорием. Тесна связь с Каролингами. Преобладает тип 3н базилики с высоким центральным нефом, апсидами, трансептами на восточных и западных сторонах, башнями на средокрестиях. Язык немецкой архитектуры: простота форм, геометрическая четкость объемов, крайняя скупость наружного декора, гладкость поверхности стен. Есть закономерность пропорций: основа – размер стороны квадрата средокрестия; ширина боковых нефов – его половина. Опоры, разделяющие нефы, чередуются. Происходит сложение романской базилики: полносводчатая базилика со сложным иерархически развитым планом, но не решена проблема каменных сводчатых перекрытий нефов.

Церковь святого Кириака в Гернроде, после 960г, западный хор – 12в. Монастырь основан маркграфом Геро в 960е, церковь заложена в 961г, построена – на рубеже веков. Статичность простых, геометрически четких форм отдельных архитектурных объемов. Массивные, лишенные декора стены. В наружнем облике четко и наглядно выступает структура здания, состоящего из простых кубических и цилиндрических объемов. Внутри: 1. Чередование опор (колонны и столбы, есть центральный прямоугольный столб, который делит все пространство на две части, по сторонам от него в боковых нефах арочные проходы). 2. Наличие эмпор – галереи второго этажа боковых нефов.

Церковь святого Михайла в Хильдесхайме, 1010-1033г. Структура, аналогичная Гернроде, но отличие в деталях, сильно разрушена в ВОВ. Нет эмпор; столбы чередуются с двумя колоннами (саксонское чередование опор – столб, колонна, колонна, столб (а если столб, колонна, столб, то это рейнское чередование)); иначе располагаются башни. Так как в наосе 2 пары столбов, пространство делится на три ячейки. Концы трансепта – 3яр галереи с примитивным способом умножения (составное целое базилики становится более сложным). Плоские перекрытия. Для Оттонов характерна гладкая стена, декорация в различной кладке.

Капелла Варфоломея в Надерборне. Мастер из южной Италии. Церковь зального типа – 3 нефа равной высоты, каменные своды. Вообще нет не только скульптурных украшений, но даже ясно выраженных архитектурных членений. Нет четкое сопоставление объемов здания, которое обычно с полной ясностью отражается и в архитектурной композиции фасадов. Вместо этого плоскость фасада делится на несколько меньших плоскостей безотносительно к общей конструкции храма.

Скульптура: большее распространение, чем в предшествующие столетия. На смену любимой Каролингами слоновой кости приходят бронза, дерево, штук. В Хильдесхайме бронзолитейная мастерская (основал Бернвард). Для немецкой скульптуры романского периода характерны 2 особенности: 1) Прежде всего углубилась связь искусства с религией и церковностью. Углубление религиозного чувства привело к резкому противоречию, в итоге искусство далеко от пластической гармонии, возвышенно-сурово, драматично. 2) Наряду с религиозным экстазом и презрением к гармонии тела, стремление к грубой материальности в передаче объемов. Наиболее наглядно склонность к схематичной и условно передаваемой объемности форм выступает на примере памятников Гильдесгейма (важный центр распространения романской скульптуры).

Распятие Геро, ок970г, Кельнский собор. Образ страдающего Христа лишен благолепия: на кресте перед толпой верующих не царственный страдалец, покровитель человечества, а простой измученный человек. В грубом теле нет пластической красоты, анатомия условна. Складки кожи, как внутренний контур, делят тело на грубо очерченные плотные массы, резкая выразительность сочетается с тяжелым спокойствием смерти.

Двери церкви Святого Михаила в Хильдесхайме. 16 свободно скомпонованных рельефов на библейские и евангельские сюжеты. С точки зрения сюжетно-повествовательной и символической, композиция глубоко продумана и отличается четкой последовательностью. Предвосхищает сложные повествовательные аллегорические ансамбли поздней романики.Створки впервые украшены сюжетными композициями, выбор и расположение композиций строго продуман. Левая створка: сюжеты из Библии. Правая: сюжеты из Евангелия. Расположены так, чтобы каждая пара рельефов составляла определенное соответствие и давала повод для аналогий между Ветхим и Новым заветом, то есть все рельефы вместе составляют связный рассказ (Грехопадение – Распятие), библейское повествование идет сверху вниз, евангельское – снизу вверх. В каждой сцене рассказ об отдельных событиях ограничен лишь самым существенным. Место действия обозначено в зависимости от того, где оно происходит, условными растительными или архитектурными мотивами произвольных пропорций. Вместе с тем фантастические библейские и евангельские эпизоды художник представляет, как близкие ему события, по-своему передавая характер каждого персонажа. Характерная черта – новое отношение рельефа к фону. Подобно тому, как в миниатюре воздушная перспектива сменяется плоскостью, так и в пластическом изображении фигуры теряют свой пространственный характер. Они как бы наполовину погружены в толщу слоя, который служит для них более или менее нейтральным фоном. Сложность теологического замысла, реализм исполнения; драматизм повествования. В библейских эпизодах особая живость. Створки дверей – страницы гигантской книги, написанной для народа (то есть, обращение к широкому кругу зрителей)

Бернвардовская колонна; Хильдесхайм. Украшена, наподобие колонны Траяна в Риме, спирально обвивающим ее рельефом с изображением сцен из Нового завета. Этих сцен двадцать восемь, и они охватывают жизнь Иисуса от детства до казни, а также некоторые другие евангельские сцены. Примитивность изображения, плоскостный характер, нет пространственной иллюзии, условность линий — все это здесь возрастает, хотя наивная выразительность лиц и жестов производит порой очень сильное впечатление



2020-02-04 566 Обсуждений (0)
Каролингская книжная миниатюра. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каролингская книжная миниатюра.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (566)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)