Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оттоновская книжная миниатюра.



2020-02-04 511 Обсуждений (0)
Оттоновская книжная миниатюра. 0.00 из 5.00 0 оценок




Кодекс Геро, Псалтирь Эгберта, Registrum Gregorii , Евангелие Оттона III , Бамбергский Апокалипсис, Евангелие аббатисы Уты, Евангелие Хитды, Золотой кодекс из Эхтернаха, Золотой кодекс собора в Шпайере.

К10-н11в – золотые века немецкой средневековой миниатюры. Византинизирующий колорит, придворная отточенность. Около сер10в наметился переход к новому стилю, несущему на себе отпечаток простоты и монументальности форм. Светотень и глубина (характерные для некоторых памятников каролингской миниатюры (Аахенское евангелие)), постепенно исчезают, вместо них – плоскостное, условное изображение с энергичным, сильно выраженным контуром. Пейзажный фон сводится к нескольким символическим знакам, изображающим горы и здания, или заменяется нейтральным фоном. Минимальная теневая моделировка, заменяется системой линий, разделяющих форму на отдельные части (например, обнаженная фигура моделируется посредством дополнительных внутренних контуров, подчеркивающих очертания живота, груди, колен); на одеждах складки материи сочетаются в определенные группы. Постепенно вырабатывается особый условный язык передачи форм посредством линейных знаков, причем разнообразие более раннего времени уступает место ритмической правильности. Сравнительные пропорции фигур и частей пейзажа уже не вполне зависят от естественных масштабов, а вытекают из символического смысла данной сцены. Вначале опора на традиции раннехристианского и каролингского искусства, но очень быстро отходят от них (980е – старые традиции; 990е – торжество нового стиля). Характерно: плоскостность (исчезает пространственная глубина), графичность (возрастает роль линии и контура), локальность цвета (эффекты света и перспективы тоже исчезают). Основное направление развития идет в сторону усиления символического содержания образов, углубления религиозного чувства. Аскетические фигуры, напряженные позы, суровые, изнуренные лица, широко раскрытые глаза. Движение развивается в дрожащем, прерывистом ритме. Композиция часто строится на основе пересекающихся извилистых линий. Передача внутреннего состояния человека через экспрессию линий и красок. Византийское влияние: золотой фон, архитектура и пейзаж минимальны, условного характера. Получается византинизирующий колорит и придворная отточенность. Хотят более интенсивно выразить духовное начало – преувеличения (причудливо изогнутые тела, непомерно вытянутые руки, выскакивающие из орбит глаза). Школы: в скрипториях острова Рейхенау (расцвет: 970-1125г) – ведущая. Школа Трира, Эхтернах (город), основал, по-видимому, Экберт, архиепископ Трирский. Склонность к символизму наиболее ярко выражена и в монастырских школах Регенсбурга. Часто изображены неподвижно и торжественно восседающие на троне императоры (нет индивидуальности, не портреты, а олицетворения идеи божественного происхождения императорской власти). Стилистически мир еще очень примитивен. Неоднородный – множество отдельных традиций и волн примитива, еще традиции аристократического двора Оттона. Содержание: миниатюра стремится к обширным циклам (главным образом из Нового завета). Наступает время богословской разработки догматов христианской церкви как общей основы для мировоззрения, охватывающего небо и землю, — время ранней схоластики. На страницах средневековых рукописей изображение вещей в их действительных связях часто вытесняется теперь системой изобразительных символов, непонятных без тщательного изучения деталей и чтения надписей умозрительного содержания. Для немецкой миниатюры 10-11в характерно развитие отдельных от текста декоративно-изобразительных страниц (в обычном евангелие их 2-6). В отличие от предшествующих рукописей, манускрипты романского типа уже не знали самостоятельной жизни отдельных букв; текст спокойный, вся декоративная сторона воплощалась в инициалах, которые обычно исполнялись в тонах золота и серебра. Кульминация стиля – 1/3 11в. В сер11в изображения более монументальны, характерна величественность осанки и репрезентативность образа. Начинаются поиски закономерной, уравновешенной композиции, рисунок успокаивается (1/4 11в – утверждение последовательного философско-догматического смысла).

Кодекс Экберта, к10в, Муниципальна библиотека Трира, Керальд и Гериберт художники. Живописные тенденции восходят к Евангелию Ады (процесс копирования каролингских рукописей).

Кодекс Геро, ок970, Райхенау. Копия Евангелия из Лорша (прямая копия Каролингского памятника).

Евангелие Оттона III , Мюнхен, Государственная библиотека. Лука: композиционный замысел – Школа Ады, но изменилось все остальное. Оракул охвачен экстазом оракул (а не проповедник/писец), легкие бесплотные фигуры, золотой фон, холодные, сияющие краски – впечатление неземного видения. Въезд Христа в Иерусалим: продолжение процесса расслоения пространственных планов (Каролинги); композиция плоскостна, фигуры на золотом фоне в двух ярусах друг над другом; разделены единой сценой, но связаны действием; деревья – сросшиеся грибы-летающие тарелки. Разворот: Идеализированный портрет императора на троне и 4 склоненные женские фигуры (Славия, Германия, Галлия и Рим поклоняются Оттону 3). Графическая манера, раскраска чистыми яркими красками, плоскостно. Стилистика: раскрасочная, схематическая примитивность.

Книга евангельских чтений Генриха II, 107-1014г, Мюнхен. Власть контура уже совершенно вытесняет унаследованные от античности приемы объемного и перспективного изображения. Христос вручает Петру ключи, фон полосами синий, красный, зеленый (все столпились у дальней кромки зеленого). Христос коронует Генриха и Кунигунду, 2яр (это как раз в верхнем), Г и К очень маленькие, их подводят к Христу большущие Петр и Павел. Внизу двое в коронах-иголках (как у дикобраза) вручают императору (?, изображен как римский) венок и какую-то сферу, у нижней кромке много поясных свидетелей.

Бамбергский Апокалипсис, ок1020г, Бамберг, Государственная библиотека. Высшая точка развития линеарного стиля Рейхенау.

Registrum Gregorii , Регистр св. Григория (письма), после 983г, Трир. Выделяют даже стиль этого мастера (он определяющий для искусства Трира времени Эгберта), корни искусства в поздней античности. Монументальный мотив антикизирующей культуры, но не греческая отвлеченность, а очень конкретно; элементы брутального натурализма, внутренняя сосредоточенность и внимательность. Оттону 2 поклоняются части империи (4фигуры), Григорий Великий с писцом, всего две миниатюры (?). Общее понимание художественной формы, репрезентативность образа, композиционная схема и трактовка пространства позволяют говорить о монументальности целого. Характерна не чисто орнаментальная гармония красок, а подлинное живописное единство.

Золотой кодекс из Эхтернаха. Суховатое и жесткое воспроизведение рукописей Карла Великого. В 2/3 11в центром трирской школы стал близлежащий бенедиктинский монастырь Эхтернах, расцвет при аббате Хумберте (1030е). В рукописях эхтернахской школы многочисленные декоративные страницы, связанные с внутренним подразделением текста, изображения часто подражают восточным тканям. Декоративная разработка шрифта, в отличие от более ранних рукописей, сосредоточивается в инициалах, которые обычно исполнялись золотом и серебром. Пергамент, окрашенный пурпуром, и золотой шрифт, часто встречавшиеся в каролингских рукописях, исчезают.

Евангелие аббатисы Уты, 1002-1025г, Мюнхен, Государственная библиотека. Школа Регенсбурга, наибольшая склонность к символизму. Криптограммы на богословские темы, несколько уровней текста, автор показывает все, что знает (словесно-образная конструкция и навязчивая геометрия). Богатство мотивов, разнообразие форм. Система изображения усложняется, теперь человеческие образы в центре сложной орнаментальной композиции. Фон разделен на отдельные поля с заключенными в них многочисленными фигурами, находящимися между собой в сложных символических сопоставлениях. Здесь налицо неорганическое соединение изобразительных форм с геометрией декоративных планов. Но все это искупается великолепным чувством целого, общей красотой графического комплекса.

Золотой кодекс собора в Шпайере. Очень парадно.

Книжная миниатюра 950-1050 годов: типология, стилистика, особенности национальных школ. Оттоновская миниатюра (№9). Английская: Нью-Минстерская хартия, Сакраметарий Роберта Жюмьежского, Бенедиционал Этельвуда. Французская: Сен-Северский Апокалипсис. Испанская: Библия монастыря Альбеарес, Иллюстрированные комментарии Беатуса на Апокалипсис.

Испания: не коснулось каролингское возрождение. Сохраняются черты раннехристианской традиции и варварского примитивизма; орнаментика и цветовые решения – влияние арабов. Самая популярная книга – Апокалипсис (Откровение евангелиста Иоанна). Миниатюры испанских апокалипсисов сильно варваризованы; необычайно декоративный характер изображений. Планы – яркие цветные полосы, покрывающие всю поверхность листа. На их фоне разбросаны плоские, пестро раскрашенные человеческие фигуры (примитивны и стилизованы), фигуры животных. При всей условности миниатюры полны экспрессии и динамики, сюжеты своеобразны. Помимо событий, описываемых в Откровении, можно видеть все комментарии Беатуса – библейские сцены, изображения континентов земли, исторические события (черты народного творчества, сказочность, яркость фантазии). Такой стиль существовал до н12в.

Иллюстрированные комментарии Беатуса на Апокалипсис. Потрясающе, но плакатно, очень раскрашено. Беатус – это монах, он написал комментарии к откровению Иоанну Богослову (Апокалипсис). Комментарии: 70 секций, 12 книг. После выпуска, каждый правитель захотел иметь себе копию. Беатус Моргана, Нью-Йорк – самый ранний. Здесь можно просматривать прообраз будущих иллюстраций-схем (комната раскрывается как карточный домик, этому соответствуют фигурки, как в Стамбульских топографических миниатюрах, в центре ангел с кем-то; красные цвета доминируют).

Оттоны: в предыдущем билете.

Англия: Каролингское искусство не коснулось, господствуют традиции 7-8в, но с 10в начинает воспринимать КВ. Основной декор: плетеные орнаменты и изображения животных, фронтальные изображения появляются только в 10в. Значительно возрастает роль иллюстрации. На смену плетениям англо-ирландских рукописей приходят бордюры и рамки; в иллюстрациях исчезают орнаментально трактованные фигуры (люди – стройные, гибкие). Главный очаг: Ньюминстерское аббатство в Винчестере. С сер10в каролингские рукописи используют в качестве образца(влияние Утрехтской псалтири), поэтому изменяется характер, традиции сближаются с каролингскими. Изменение характера – сближение с традициями каролингского искусства.

Ньюминстерская хартия, 966г. Она дарственная короля Эдгара. Фронтиспис: Эдгар, вручающий текст хартии Христу. Типичная графичная манера исполнения; контурный рисунок не исчезает под слоем красок (но нет схематизма, геометрического орнамента, фольклорных мотивов (плетенки)). Абстрактный фон, активные драпировки, появляется претензия на объемность (хотя и графичная манера). Богатая орнаментальная широкая рама.

Бенедиционал Этельвуда, 973-980г. Тот же скрипторий, что и хартия, самый знаменитый манускрипт, 20 страничных богато иллюстрированных миниатюра с новозаветными сюжетами. Иконография некоторых сюжетов еще только осваивалась, бралась из мелкой пластики. Широко применялось золото, единая тональная гамма.

Сакраментарий Роберта Жюмьежского. Или Руанский кодекс. Последний этап развития англо-винчестерской школы. Богатый растительно-архитектурный декор (оформление), деление на планы (хотя они друг над другом). Выразительная обводка контуров, манера продолжает ту, что намечена в Хартии. Сошествие Святого духа на апостолов: апостолы сидят полукругом на арке, на них перпендикулярно падает голубь, из клюва у него расходятся языки пламени.

Формирование романской архитектурной системы в европейской архитектуре 950 – 1050 годов. Собор в Трире, церкви Райхенау, церковь Сен Филибер в Турню, Сен Бенин в Дижоне, собор в Шпайере, церковь Сан Пере де Рода в Испании, нартекс церкви Сен Бенуа сюр Луар, базилика Сен-Мартен в Туре.

 

Своды: цилиндрический, цилиндрический на распалубках, крестовый, крестовый на нервюрах и сомкнутый.

Романика – это искусство 111-12в; Европа вступила в фазу зрелого феодализма. В это время обилие и разнообразие локальных школ, вершина могущества Церкви; возрастает значение монастырей, время господства теологии во всех областях культуры. Два этапа развития: 1) 2п 10в – сер11в: накопление знаний, первых попыток их систематизации, смелых исканий; пробуждение интереса собственно к человеческому. 2) 2п 11-12в: период зрелости. Время глубоких перемен в духовной культуре Европе – 2п 11в время оформления схоластики. Новые художественные формы распространяются по важнейшим путям паломничества. Ведущий вид романского искусства – архитектура , которая очертила общие контуры «модели мира». Причины подъема строительства: расширение храмов и приспособление их к приему возрастающего потока паломников (культ святынь); перестройка старых сооружений в связи с решением проблемы каменных перекрытий. Из-за культа реликвий появляются дополнительные капеллы и алтари – происходит увеличение восточной части церкви в целом. Хор удлинился, трансепт отодвинулся к западу (рукава расширились); план принял форму латинского креста. Усложнение плана – необходимость строгого соотношения отдельных частей и объемов, взаимодействия массы стены с опорой. Три важнейшие проблемы (без их разрешения невозможно добиться выразительности и цельности архитектурного облика): 1) привести планировку церкви в соответствие с требованиями уже оформившегося культа (1054г). 2) усовершенствовать архитектурные конструкции – решение проблемы каменного перекрытия. 3) добиться ясности соотношения пространств и объемов здания. Проблема сводчатых перекрытий: свод давит на опоры не только вниз, но и дает распор (чем больше пролеты, тем сильнее распор – самой простой способ нейтрализовать распор: утолщение опор и стен). Цилиндрический свод – нагрузка равномерно распределяется по всей длине стен. Крестовый свод – распор концентрируется в строго определённых точках (концы ребер свода, пяты), отсюда необходимость во взаимной уравновешенности нагрузок и постепенном снятии распора, что привело к созданию Романской связанной системы. Основа свода – очертание полуциркульной арки (общий лейтмотив всей постройки). Самый распространённый тип романского храма (по-прежнему): старый тип базилики с повышенным центральным нефом и более низкими боковыми; в основе – идея пути, как намека на «крестный путь», путь страданий и искупления (выражение основной идеи католичества). Облик романской церкви – это итог сложения и сопоставления простых, геометрически четких и легко обозримых объемов. В основе лежит простая ячейка пространства, целое возникает как подобие, повторение, удвоение или модификация первоэлементов (мир построен на принципе иерархии и подобия малого большому и наоборот). Стена, ее масса и поверхность остались ведущим началом в облике романского храма. Наружный вид выявлял внутреннюю структуру. Чтобы добиться устойчивости конструкции при значительных размерах здания разрабатываются формы более легких сводов, нагрузка которых ложилась бы в нескольких основных узлах. Общие черты стиля: толстые стены, небольшое количество узких проемов, обилие гладкой поверхности стен, преобладание полуциркульной формы сводов, массивность столбов центрального нефа. Облик романского храма – это итог взаимодействия разных видов искусств и совокупность творческих устремлений различных мастеров. Сложение романики знаменовало возникновение относительно цельной художественной системы, которая сумела отразить современный ей миропорядок в его устоявшихся явлениях и формах; в итоге: полносводчатая базилика с полноценной ордерной системой и многокапельным завершением. Главное – однородность и гомогенность. Появление ранних форм романской архитектуры относится к к10- 1п 11в. Для наиболее ранних сооружений этого периода характерно плоское перекрытие центрального нефа. Типичны также низкие трехнефные слабо освещенные базилики, перекрытые тяжелыми цилиндрическими сводами, опирающимися на широкие арки и редко расставленные приземистые столбы.

Сен-Филибер в Турню, 11в, Бургундия. Складывающаяся система хора с обходом и радиальными капеллами, центральный неф с примыкающими друг к другу отрезками полуциркульных сводов, расположенных поперечно по отношению к оси здания (собор разбит на компартименты). Между двумя фланкирующими фасад башнями расположен большой 2яр нартекс; в нижнем его ярусе полуцилиндрические и крестовые своды, главный неф имеет плоское перекрытие. Ордер: колонны не сверстаны ни по масштабу, ни по сечению, то есть полносводчатая структура еще не осмысляется ордером.

Сан Педро де Рода, освящен в 1022г, Испания. Подпружные арки поддерживают два яруса колонн.

Сен-Бенуа сюр Луар, н1004г. Ранние памятник Средней Франции имели хорошо развитый план, включавший хор с обходом, трансепт; еще противоречивые и неустойчивые сводчатые системы; не обнимаются единой системой декора. Западная башня: опоры с приставными полуколоннами выделяются мощной пластичностью. Каждый ярус существует сам по себе.

Собор в Трире. Сложение нового типа ордера, образующего зрительный каркас , внешняя организующая структура.

Собор в Шпайере. Приставные ордера, большое базиликальное пространство целиком пробивается в ордер.

Сен-Бенин в Дижоне. Галереи над главными нефами, большая многоярусная и многоколонная ротонда (свернувшаяся в кольцо базилика). Идея иерархического выстраивания элементов. Еще нет сквозного декора, охватывающего всю стену. Там пристроен круглый хор, по форме Пантеона, от него уже вытягивается приямоугольная апсида, все совершенно ужасно.

Паломнические церкви и их влияние на национальные архитектурные школы. Сен Мартен в Туре, Сен Марсиаль в Лиможе, Сант Яго да Компостелла, Сен Сернен в Тулузе, Сен Фуа в Конке. Прочие: Сант Амброджо в Милане, Сент Этьен в Невере, неф собора в Или, собор в Дареме.

Юг и юго-запад страны пересекают 4 дороги пилигримов; все они сходятся за Пиренеями в монастыре Сантьяго-де-Компостела. 4 больших собора отмечали каждую из этих дорог: Сен-Мартен в Туре, ок1056г; Сен-Марсиаль в Лиможе, 1053/63-1096г; Сент Фуа в Конке, 1041/52-ок1130г; Сен-Сернен в Тулузе, 1075-1250г. Завершается все Сантьяго да Компостелла, 1077-1128г. Храмы построены не только в расчете на монахов аббатства или местных жителей, но и на прием многочисленных пришельцев. Это 3х-5ти нефная базилика с сильно выступающим, иногда 3-нефным, трансептом; форма – выносной крест, вставленный в оправу. У этих храмов нет второй апсиды с западной стороны, зато хор имеет сложную форму: вокруг алтарной части появляется полукольцевой обход, являющийся как бы продолжением смыкающихся за апсидой боковых нефов. Деамбулаторий обрамляется несколькими маленькими капеллами (венец капелл). Такое устройство позволяет, не нарушая богослужения, пройти через боковые нефы в обход и посетить все капеллы, где хранились реликвии. Снаружи восточная часть приобретает пирамидальный облик (невысокие капеллы-стена обхода-главная апсида с трансептом-высокая башня средокрестия). За исключением Сен Фуа в Конке все храмы обладают протяженными нефами и просторными трансептами; сквозной обход, намеченный планом нижнего этажа, повторялся на уровне галерей второго яруса. Более четкая и конструктивная система сводчатых перекрытий: средний неф – цилиндрический свод; боковые – крестовые. У стен 2х частное деление, из-за необходимости снятия распора тяжелого центрального свода. Суровая мощь и уплотненность пространства, полноценная полносводчатая конструкция, ясная, логичная система ордера.

Сен-Мартен в Туре (характерно для всех). Полносводчатая с цилиндрическими сводами, глухие башенные средокрестия, полноценная, иерархически-выстроенная система ордера. Система при помощи ордера полностью выражает в базилике все имеющиеся пространственные структуры – иерархия пространств и телесных ощущений, неравнозначность пространств (движение к свету). Все пилоны ордерные, свободная колоннада есть только в алтарной части. Структура равномерная в трансепте и нефе и пафосно резко меняющаяся в восточной части. Чередование элементов, опять же идея иерархии и тема внутреннего разнообразия в пределах романского храма (чередование опор А и В). Главное: элементы внутреннего разнообразия при единой подчиненной системе. Ордер: метрическая функция, но и внесение внутреннего разнообразия.

Сен Фильбер в Турню – первый венец капелл.



2020-02-04 511 Обсуждений (0)
Оттоновская книжная миниатюра. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оттоновская книжная миниатюра.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (511)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)