Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Романская монументальная живопись.



2020-02-04 341 Обсуждений (0)
Романская монументальная живопись. 0.00 из 5.00 0 оценок




Италия: Сант Анджело ин Формис, Сан Клементе в Риме. Германия: Ламбах. Франция: Сен Савен Сюр Гартамп, Берзе ла Вилль. Испания: Сан Клементе де Тахуль, Санта Мария де Тахуль, Королевский пантеон Сан Исидоро в Леоне. Англия: фреска св.Павла в соборе в Кентербери.

Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. В области монументальной живописи фреска преобладала всюду, за исключением Италии, где сохранялись и традиции мозаичного искусства. Росписи романских храмов сохранились лишь в редких памятниках, чаще провинциальных и сельских. Причина – в технике наложения краски: писали по мокрой и сухой штукатурке, применяли клеевые краски, восковую темперу. Палитра ограничена: чистые тона. Тип базиликального храма не позволял охватить всю систему росписей единым взглядом – предпочтение отдавалось библейским сюжетам исторического плана, расположенным в последовательности согласно средневековой типологии священного текста. В выборе и расположении сюжетов не было строгого канона. Главный акцент – на росписи центральной апсиды (Обычно – Христос во славе; Реже – фигура Богоматери); ниже – ангелы, апостолы, святые, аллегории, персонификации; западная стена – картина Страшного суда. Неисчерпаемый источник композиции – иллюстрированные рукописи (распространение единых принципов композиции и формирование стиля). Больше всего (из всех видов искусства) испытывает комплекс неполноценности по отношению к Византии.

Франция: Монументальные росписи были в романский период широко распространены в церквах Франции. Дошедшие до нас памятники (примерно 95 фресковых циклов) позволяют различать четыре большие группы, иногда обозначаемые как местные школы. Первая, наиболее обширная, характеризуется светлыми фонами, часто состоящими из широких горизонтальных полос, тусклыми тонами красок (среди которых почти отсутствует синяя), резкими контурами и плоскостной трактовкой форм. Фрески такого типа часты в западных и центральных областях Франции – в Турени, Пуату, Берри и др. Для второй группы типичны синие фоны, богатый и яркий колорит; здесь явственно чувствуется шедшее через аббатство Клюни воздействие византийского искусства как в деталях (в костюмах), так и в приемах живописи. Произведения, выполненные в этой манере, господствовали на востоке Франции – в Бургундии, и на юго-востоке. В Оверни также встречаются византизирующие фрески, но иного характера и с темными фонами. Наконец, далеко на юге, у Пиренеев, памятники монументальной живописи показывают свою явную близость к романской живописи Испании. Необычайное разнообразие романской монументальной живописи Франции свидетельствует о напряженных исканиях мастеров фрески того времени, о резком столкновении различных, нередко противоположных течений. Безудержная и беспорядочная экспрессия росписей, которые следуют традициям дороманского искусства, отличается от строгой торжественности и возвышенной идеализации собственно романских фресок, широко перерабатывавших византийские традиции и отмеченных уравновешенностью и гармоничностью.

Сен-Савен сюр Гартамп, 2п 11в. «Школа светлых фонов». Вся линеарная структура не имеет отношения к Греции, небольшое здание с лишенным верхнего света центральным нефом. Изначально фресками были покрыты все стены и своды нефов, хора и крипты. Главный неф: Ветхозаветные сцены – занимают всю поверхность свода и тянутся длинными фризами, располагаясь в два яруса по его склонам. Отдельные эпизоды не ограничены рамками и не отделены друг от друга. Манера исполнения предельно лаконична: светлый фон и четко очерченные контуром фигуры, все фигуры очень оживлены, изображения плоски, светотеневая моделировка отсутствует, краски покрывают большие поверхности. Это все уходит в Оттоновскую книжную миниатюру (евангелие Оттона 3?). Условность приемов не мешает яркости рассказа, линеарная плоскостность композиций и динамичность движения. Сцена постройки Вавилонской башни. Нартекс: сцены Апокалипсиса – динамичность и экспрессия («Борьба архангела Михаила с драконом»).

Берзе ла Вилль, сер12в, Бургундия; белые шарики, снег. Влияние византийской живописи, «школа синих фонов», более детализирован рисунок, тщательнее разработаны драпировки, но меньше динамики и экспрессии. Вся поверхность тесно заполнена длинными фигурами, совмещение разных точек зрения.

Ковер из Байе, ок1120, Нормандия. 70м на 50см, вышит цветными шерстяными нитками, не религиозные сюжеты, а исторические события: завоевание Англии норманнами в 1066 году, условность и примитивность форм, но живость рассказа.

Италия: сильное воздействие византийского искусства, многообразие живописных школ (Рим, Монтекассино).

Сант Анджело ин Формис Монте Кассино, между 1072-1087г. 3 нефа, все украшены фресками (бежево-голубой колорит, довольно однородный). Характерная для романского сознания непосредственная калька с Византии огрубляется, плакатно, демонстративно, грубо, явственно. Примитивизация и тенденция к линейной стилизации. Деятельность аббата монастыря Монтекассино Дезидерия (поклонника византийской культуры). Ветхозаветные и евангельские сцены на стенах нефа, Христос на славе с символами евангелистов в апсиде, Страшный суд на западной стене. Византийские образцы переработаны в романском духе.Росписи экспрессивные и тяжелые по формам, иконография дополнена элементами эсхаталогического плана. Фигуры грузные, с укороченными пропорциями, объемы переданы тяжелыми тенями. Лица ангелов сделаны при помощи «копи-паст».

Сан Пьетро аль Монте близ Чивате, ок1095г. Фрески, зелено-терракотовый колорит. Битва Архангела Михаила с Сатаной, органический сплав старых традиций, импульсов, пришедших из Византии и приемов заальпийской живописи. Византинизирующая стилистика, но более плавно (чем в Сант Анджело), меньше всего античности в чистом виде. Иконография воспроизводится, но смысл другой.

Сан Клементе в Риме, 1073-1084г. Фрески с изображением легенд о жизни Св. Клемента. Непосредственность, живость рассказа, обилие наблюденных деталей; стремление художника более наглядно и убедительно представить каждую сцену. Фигуры подвижны и гибки, движения непринужденны, изысканность и тонкий колорит. В конхе распятие – очень маленькое. Прототип – миниатюра; на кресте голуби-апостолы (это уже очень давно не изображается), все заполняет античность (плавают путти с дельфинами). Это мозаика, а внизу нижняя церковь, там фрески.

Испания:

Свой стиль: фрески исполнены в графичной линейной манере, рисунок тверд и энергичен, контур подчеркнут черной линией, краски наложены плоским пятном, цветовая гамма скупа (похоже все на Комментарии Беатуса). Господство сурового аскетического духа. Во фресках маленьких сельских храмов – сильнее народные черты: яркая красочность, любовь к фантастике, интерес к разнообразию лиц. Склонность к линейным контурам и диссонирующим красочным очертаниям. Материальная убедительность цвета.

Сан Клементе де Тахуль.

Санта Мария де Тахуль, ок1123. Похоже с предыдущим, Христос приблизительно одинаков. Лица вытянутые, почти прямоугольные; полны удивительной экспрессии, позы торжественны и величавы, жесты значительны. Рафинированная изысканность красочной гаммы, особая красота; условность цвета, нереальность изображаемого, его принадлежность к иному миру.

Церковь Сан-Исидор в Леоне, 1157-1188г. Светские, декоративные мотивы. Четкие контуры, но текучие линии, как будто прототипом стали миниатюры.

Англия: Капелла Сент Анслем в Кентербери. Фреска, апостол Павел со змеей, византинизирующая струя. В квадрат рамы Павел вписан совершенно как миниатюра.

Германия: Бенедиктинский монастырь Ламбах, ок1089г. Вообще во 2п 12в усиление византинизирующей струи. Фигуры с правильными несколько удлиненными пропорциями, византинизирующий тип лиц, сгущенная эмоциональная атмосфера. Редкие сюжеты (История трех волхвов, развернутое повествование о царе Ироде). Превосходная вписанность композиций в архитектурное обрамление, их упорядоченность. Сдержанность колорита.



2020-02-04 341 Обсуждений (0)
Романская монументальная живопись. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Романская монументальная живопись.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (341)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)