Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Необходимость реформирования сферы здравоохранения.



2020-02-04 222 Обсуждений (0)
Необходимость реформирования сферы здравоохранения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Нынешняя система здравоохранения, к сожалению, не отвечает поставленным задачам. Крупные инвестиции, сделанные государством в последнее время (реализация нацпроекта «Здоровье», материнский капитал и ряд других инициатив), конечно же, улучшили, но радикально не изменили ни систему здравоохранения, ни уровень здоровья нации.
Ни для кого не секрет, что демографическая ситуация в нашей стране ухудшается и будет продолжать ухудшаться. Взаимодействие бизнеса и власти рассматривается обычно через призму сохранения человеческого потенциала. И в России, и во всем мире будет происходить удорожание системы здравоохранения. Виной тому и появление новых дорогостоящих медицинских технологий, старение населения, снижение рождаемости. Чтобы сохранить имеющийся трудовой потенциал, придется вкладывать все больше и больше денег. Если на сегодняшний день здравоохранение финансируется 3,1% от ВВП, в бюджетной стратегии до 2023 года эта цифра увеличивается до 5,4% от ВВП, а по данным Всемирной организации здравоохранения она должна быть не ниже 6%. То есть заранее планируется недофинансирование.
Нужно искать пути привлечения инвестиций и реформирования здравоохранения. Что этому мешает? Прежде всего, отсутствие целостной государственной политики реформирования отрасли. Существует немало концепций, но утвержденной и внятной концепции на сегодняшний день нет. Если сопоставить концепцию реформирования здравоохранения, бюджетную стратегию до 2023 г. и некоторые другие программные документы, то цифры в них не совпадают между собой.
Среди других препятствий — низкая эффективность управления, плохое технологическое оснащение, структурные диспропорции в отрасли, проблема квалификации кадров, в том числе управленческих.
Еще один ограничивающий фактор — развитие теневой медицины на базе государственных учреждений. Ни для кого не секрет, что на государственном оборудовании порой даже в рабочее время неофициально оказываются платные услуги, с которых не платятся налоги. По оценкам, оборот этого теневого бизнеса — около $10 млрд. в год. Приходу частных денег мешает неэффективная система медицинского страхования, как добровольного, так и обязательного. Многие медицинские страховые организации и компании свою главную роль пока не выполнили. Они создавались в том числе для двух целей: для защиты прав пациента и для обеспечения качества медицинской помощи. Но права пациента еще не всегда соблюдаются, а качество медицинской помощи пока не улучшается. Необходимо стремиться к удешевлению и упрощению всей системы ОМС, которая, по - мнению экспертов ВОЗ, сложна и неэффективна. С 1993 г. в этой области не было почти никаких изменений. Закон о медицинском страховании принимался совсем в другой России, с другими социально-экономическими условиями. Эта проблема есть, и ее надо решать.

Серьезным препятствием являются административные барьеры. Очень трудно разговаривать с представителями министерств, ведомств и доказывать, что бизнес может и должен участвовать в реализации многих программ, в том числе и программы государственных гарантий.
 В рамках разрабатываемой концепции реформы здравоохранения не лишним будет определиться, что целью и критерием управления системой здравоохранения должно быть качество медицинской помощи.

Медицинская помощь оказана качественно, если она соответствует ожиданиям потребителя  , и ее результатом стало ожидаемое изменение состояния здоровья. Это определение качества позволяет правильно подойти к его оценке: качество соответствует своей стоимости. То есть, пропорционально финансовым и материальным ресурсам, выделяемым на здравоохранение, будет качество последнего. При этом проблема управления качеством превращается в проблему управления имеющимися ресурсами для улучшения состояния здоровья пациента.

На рисунке 6 приведены факторы, влияющие на качество медицинских услуг.

 

Рисунок 6 - Факторы влияющие на качество медицинских услуг.

 

Управление качеством базируется, прежде всего, на оценке показателей результатов. Если они вышли за диапазон стандартов результатов, только тогда нужно разбираться, почему это произошло - сначала анализировать соблюдение стандартов технологии, а потом, при необходимости, соблюдение стандартов ресурсов.

Сейчас накоплены колоссальнейшие проблемы в области здоровья населения. Для их успешного решения необходимо объединение усилий различных министерств и ведомств. Силами одного Министерства здравоохранения  эти проблемы не решить. Хотя темпы ухудшения показателей здоровья замедлились и намечается вроде бы положительная тенденция, но еще неизвестно, сколько это продлится.

Реформа здравоохранения в области управления качеством должна позволить проводить оценку медицинской помощи на основе ее промежуточных и конечных результатов, и оплачивать медицинскую помощь за ее качество в соответствии с этой оценкой. Если результат станет главным критерием оценки качества, то для всей системы и для каждого врача главной целью деятельности становится не объем услуг, не строгое соблюдение стандартов процесса, а положительные изменения состояния здоровья пациента. 

Далее, необходимо создание концепции реформирования здравоохранения, основанной на приоритетных проблемах. Без этого дальше никуда не двинуться, потому что территории должны четко знать, что нужно развивать в первую очередь, что во вторую очередь, на каких направлениях нужно сконцентрировать те минимальные ресурсы, которые есть в территориях.  

Необходимо очень четко работать по федеральным и отраслевым программам. Как можно объединить усилия территорий и регионов? Во-первых, Министерство здравоохранения все-таки должно иметь для этого деньги. Управление не бывает безфинансовое. Фонд имеет деньги на выравнивание территорий, Минздрав этих средств не имеет. Необходимо  чтобы Минздрав имел хотя бы небольшие средства, с одной стороны, для выравнивания бюджета по территориям, а с другой стороны, для того, чтобы можно было реализовать отраслевые программы.

Для выхода из кризиса здравоохранения необходимо опереться на коллективный разум и традиционную этическую и социальную ответственность врачебной профессии. Здравоохранение — не рынок, хотя и требует экономического анализа и использования методов экономического стимулирования. Врач не торгует «услугами» и не рассматривает свою профессию как источник обогащения (извлечения максимальной прибыли). Он служит человеку и обществу по велению души и складу характера и поэтому ожидает от общества достойной оплаты своего труда.
Таким образом ,  нужна большая работа на всех уровнях: от уровня общества и государства до личного (персонального, семейного). Необходим также контроль за выполнением антикризисной программы, мониторинг здоровья нации и окружающей природной и антропогенной социальной среды, опирающийся на адекватную методологию, сочетающую статистический и системный анализ с текущими натурными (экспериментальными) наблюдениями и математическим моделированием и прогнозированием демографических, медико-социальных и экологических явлений и процессов.

 



2020-02-04 222 Обсуждений (0)
Необходимость реформирования сферы здравоохранения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Необходимость реформирования сферы здравоохранения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)