Модели стабилизационной политики Тинбергена
и Манделла-Флеминга
Нормативная теория экономической политики была впервые комплексно проанализирована в начале 50-х годов ХХ века голландским экономистом Яном Тинбергеном, ставшим в 1969 году первым лауреатом Нобелевской премии по экономике. Концепция Тинбергена считается базовой теорией экономической политики. Согласно ее составляющими экономической политики являются: ключевые цели благосостояния (набор макроэкономических показателей); инструменты, которыми располагает правительство; модель, увязывающая цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий. [4, c.200-201] Согласно концепции, инструменты экономической политики делятся на 4 группы: 1) Фискальные (бюджетно-налоговые); 2) Монетарные (денежно-кредитные); 3) Внешние (манипуляции с валютным курсом); 4) Регулирующие доходы. [2, c.260] Для анализа экономической политики Тинберген использовал простую линейную модель. Экономическая логика этой модели строилась по следующей схеме: в качестве исходной точки в формировании экономической политики берется минимально возможное количество взаимозависимых целевых показателей: · “нулевая” инфляция (P); · объем выпуска всеми субъектами хозяйствования (Y). Желаемый уровень этих целевых показателей во времени определим, как P* и Y*. Если удается их достигнуть, то говорят, что экономика находится в точке максимальной удовлетворенности (получили то, что планировали). В точке максимального удовлетворения выпуск должен находиться на максимально возможном уровне Y=Y*, а инфляция P=Р*. Для достижения этих целевых показателей правительство может воздействовать на воспроизводственный процесс посредством следующих инструментов управления: · регулирования денежной массы (М); · фискальной политики (T). В этом случае цели (Y* и Р*) являются линейными функциями инструментов (Т и М): Y* = a1Т + a2М, Р* = b1Т + b2М. [2, c.265] Коэффициенты (a, b) характеризуют следующие параметры: · a1 и b1 –количественные эффекты влияния налогов на выпуск Y* и инфляцию Р*; · a2 и b2 – количественные эффекты влияния денежной политики на выпуск и уровень инфляции. Данные соотношения показывают: · b1 / a1 – насколько повышается инфляция Р*, если в результате фискальной политики выпуск возрастает на единицу; · a1 / b1 – насколько возрастет выпуск Y*, если в результате фискальной политики инфляция возрастает на одну единицу; · b2 / а2 – насколько увеличивается инфляция, если количество денег увеличивается таким образом, что выпуск возрастает на единицу; · a2 / b2 – насколько возрастает выпуск, если в результате денежной политики инфляция возрастает на одну единицу. [2, c.267-268] Из экономической теории мы знаем, что денежная масса и налоги как инструменты экономической политики оказывают влияние на каждую цель. Отсюда Тинберген сделал фундаментальный вывод, что экономическая политика может достичь обеих целей тогда, когда она имеет в своем распоряжении оба инструмента, и влияния инструментов на цель линейно независимы друг от друга. Из курса экономической математики известно, что, чтобы влияние инструментов (Т и М)на выбранные цели было линейно независимо, a1 / b1 недолжно быть равно a2 / b2. В случае, если a1 / b1 = = a2 / b2,правительство будет иметь только один независимый инструмент, с помощью которого попытается достичь сразу две цели, что практически невозможно. [4, c.280] Предположим, экономика находится в состоянии, когда выпуск равен потенциально возможному Y=Y*,а инфляция составляет 6 % в год. Цель экономической политики состоит в том, чтобы снизить инфляцию до 4 % без снижения выпуска. В рамках модели Тинбергена это возможно, если инструменты экономической политики Т и М линейно независимы. На практике недостаточно одной линейной независимости, инструменты экономической политики должны быть до такой степени независимы, чтобы с их помощью можно было достичь поставленных целей. В упрощенном варианте модели Тинбергена мы рассмотрели случай, когда есть две цели и два инструмента. Однако на практике правительство сталкивается с ситуацией, когда целей больше, чем инструментов, и всегда возникает вопрос, что в этом случае может произойти. Предположим, что уровень налогов достиг такого состояния, что использовать фискальную политику как средство наращивания выпуска становится невозможным, то есть DТ=0.В этих условиях единственным средством влияния и на инфляцию, и на выпуск остается только денежная политика DМ. Если фискальная политика не может быть использована, то уравнение принимает следующий вид: DY*= a2DM, D Р*=b2DM. [4, c.311] Коэффициенты а и b показывают количественное влияние денежной массы на выпуск и инфляцию. Преобразуем это уравнение и получим: DY*/ a2 = DM=D Р*/ b2, тогда: D Р*= . Соотношение b2/а2 показывает, насколько увеличивается инфляция, если количество денег DM увеличивается таким образом, что выпуск возрастает на единицу. Рисунок 1 - Ограничения на экономическую политику в условиях недостатка инструментов
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (371)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |