Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ функционирования и перспектив развития фискальной политики в Республике Беларусь



2020-02-04 188 Обсуждений (0)
Анализ функционирования и перспектив развития фискальной политики в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Фискальная политика представляет собой наиболее актуальную проблему для любого современного государства, поскольку в конечном итоге направлена на обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни, накопление и прямые инвестиции в экономику.

Фискальная политика в Республике Беларусь имеет ряд особенностей, среди которых можно выделить проведение сдерживающей фискальной политики, что связанно с инфляционными процессами в национальной экономике; попытку сократить расходы, с помощью совершенствования системы налогообложения увеличивая доходы; дефицит государственного бюджета, осложняющий поведение действительной фискальной политики.[6, c.53]

На протяжении последних лет перед фискальной политикой в Республике Беларусь стояли следующие цели: плавное протекание переходного периода, стимулирование деловой активности. До настоящего момента приоритет отдавался первой цели, то есть бюджетно-налоговая политика носила "фискально-защитный" характер, при котором государство стремилось обеспечить высокую степень социально защиты населения, прямой поддержки предприятий (фирм) и ценового регулирования. Это требовало значительных расходов и соответственно - высоких налогов. В результате возникло явление "усталости" национальной экономики от высоких налогов, что нашло свое выражение в снижении темпов производственно - инвестиционной деятельности, низкой собираемости налоговых платежей, ухудшении финансового положения хозяйствующих субъектов, стимулировании уклонения от уплаты налогов. [10, c.50]

С целью устранения данных недостатков фискальная политика в Беларуси предлагает: рациональное сочетание фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы; создание защиты от двойного налогообложения; достижение справедливости в налогообложении; принятие мер по повышению уровня собственности налогов, в том числе адресная работа с крупными неплательщиками налогов; сокращение неэффективных бюджетных расходов;  использование практики бюджетного секвестрирования (ограничения), предусматривающего направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования и науки; использование прогрессивного мирового опыта с целью гармонизации и унификации налоговых в рамках СНГ и ЕС. [10, c.55]

Рассмотрим, каковы прогнозы фискальной политики Беларуси на 2010 год.

Доходы консолидированного бюджета в 2010 году прогнозируются в объеме Br52,993 трлн (30,4% ВВП), расходы - Br55,693 трлн (31,9% ВВП).
Доходы республиканского бюджета в 2010 году запланированы в объеме Br35,552 трлн, что на 20,7% больше к ожидаемому исполнению 2009 года. Расходы республиканского бюджета на 2010 года сформированы в сумме Br38,222 трлн, что на 23,5% превышает ожидаемое исполнение текущего года.
Реальный уровень зарплаты в бюджетной сфере в будущем году сохранится на уровне текущего года. При этом на выплату зарплаты в бюджетной сфере с учетом сопутствующих расходов будет направлено 35% расходов консолидированного бюджета. [19]

Расходы на образование в 2010 году составят Br7,6 трлн, на здравоохранение - Br5,6 трлн, прирост ассигнований на эти статьи составит 6-7%. Также из бюджета на жилищное строительство предполагается направить более Br3 трлн, в том числе на льготирование процентных ставок по кредитов -Br1,3 трлн, финансирование строительства инфраструктуры нового жилья - Br1,4 трлн.

В составе расходов консолидированного бюджета расходы местных бюджетов составят Br24,8 трлн, что на 17% больше по сравнению к ожидаемому исполнению 2009 года. Дотации местным бюджетам из республиканского в 2010 году составят Br5,5 трлн. [19]

Налоговые доходы бюджета в следующем году составят Br49,3 трлн, или 82% доходов, в основном за счет поступлений НДС (32,1% налоговых доходов консолидированного бюджета), налогов от внешнеэкономической деятельности (19,1%), налогов на доходы и прибыль (11,8%), подоходного налога (10,3%), акцизов (8,6%).

В бюджете предусматривается отмена отчислений в фонд поддержки сельхозпроизводителей, местных налогов на продажи, налога на продажу автотранспортных средств и сбора за пользование парковками. Таким образом, налоговые доходы консолидированного бюджета снижаются на Br2,3 трлн. С целью компенсации выпадающих доходов бюджета с 2010 года ставка НДС будет повышена с 18% до 20%, что обеспечит дополнительные поступление Br1,7 трлн. [19]

Особенностью бюджета следующего года станет выведение из состава республиканского бюджета средств Фонда соцзащиты населения, доходы которого планируется сформировать в объеме Br17,956 трлн, расходы - Br17,8 трлн. При этом с учетом фонда социальной защиты государственные расходы составят Br66,4 трлн, в том числе на социальные нужды - Br41 трлн или 61,7% всех расходов государства. [18]

В 2010 году бюджетные расходы на государственную инвестиционную программу сохранятся на уровне 2009 года и составят Br2 трлн. Предусмотрено финансирование строительства 290 объектов, из которых 122 планируется ввести в эксплуатацию. [18]

Рост расходов бюджета на обслуживание госдолга в 2010 году составит 36%. Лимит внешнего госдолга увеличен в 2010 году до $9,5 млрд с $8 млрд в 2009 году.

На поддержку реального сектора экономики в 2010 году запланировано выделение Br830 млрд, из которых Br691 млрд будет направлено на субсидирование процентных ставок. Эта статья расходов увеличивается на 33%. Из консолидированного бюджета на поддержку агропромышленного комплекса в 2010 году будет направлено более Br4,9 трлн.
      Бюджет-2010 сформирован исходя из предполагаемого роста ВВП на 11-13%, инфляции на уровне 9-10%. В бюджете заложена среднегодовая цена импорта газа на уровне $166 за 1 тыс. куб. м..
       До получения запланированной динамики по росту экономики часть ресурсов бюджета в размере Br2,5 трлн собирается в резервном фонде президента и местных органов власти. Эта сумма учтена в доходах бюджета, но не распределена в расходах. [19]

Дополнительные доходы бюджета, которые, как предполагается, сформируются в связи с опережающим ростом экономики, будут направлены в расходы лишь в случае фактического обеспечения запланированного роста ВВП. [19]

 



2020-02-04 188 Обсуждений (0)
Анализ функционирования и перспектив развития фискальной политики в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ функционирования и перспектив развития фискальной политики в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)