Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примечание – Источник: 4, с . 312



2020-02-04 184 Обсуждений (0)
Примечание – Источник: 4, с . 312 0.00 из 5.00 0 оценок




На рисунке 1 показано, что линия SS1 связывает две цели и DY. Любое изменение в сторону увеличения выпуска неизбежно приведет к росту инфляции. В этом случае не существует даже чисто теоретической возможности снижения инфляции без потерь выпуска, т.к., поскольку в распоряжении правительства находится только один инструмент, то достичь двух целей одновременно, используя его, невозможно.

Из уравнения DРl=b2/a2 DYl следует, что выпуск и инфляция движутся в одном направлении, снижение инфляции ведет к снижению выпуска. При этом единственной возможностью уменьшения отрицательных последствий денежной политики было бы увеличение государственных расходов. Однако согласно нашему условию за счет внутренних налогов этого сделать невозможно, поэтому остаются внешние займы, но тогда увеличится дисбаланс внешнеторговых операций. [4, c.285]

В условиях, когда инструментов меньше, чем целей, органы управления не могут добиться достижения всех желаемых целей, и, таким образом, они сталкиваются с проблемой выбора между различными целевыми показателями. В приведенном примере снижение инфляции может произойти только за счет снижения выпуска.

В этих условиях на решение о выборе целевых показателей будет оказывать влияние функция социальных потерь.

Р. Лукас считал подход Тинбергена слишком упрощенным, поскольку исходные экономические показатели для построения модели ненадежны, так как сами являются следствием политических манипуляций. Ключевая цель экономической политики – минимизация социальных потерь может быть реализована только при последовательности действий многократно повторяемых, ставших как бы само собой разумеющимися. Главное не отступать отправил, даже если это представляется вполне оправданным. [7, c.168-169]

Для анализа наиболее эффективных путей достижения цели обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике используется модель Манделла – Флеминга, предложенная в начале 60-х годов профессором Колумбийского университета (США) Робертом Манделлом и сотрудником Международного валютного фонда (МВФ) Маркусом Флемингом. Модель была разработана для режима фиксированных валютных курсов, однако она абсолютно применима и для режима плавающих валютных курсов. Модель Манделла-Флеминга представляет собой модель кейнсианского типа, она разработана на основе модели IS-LM и исследует условия установления двойного равновесия в краткосрочном периоде. Точно так же, как модель IS-LM позволяет выяснить условия установления внутреннего равновесия и оценить эффективность различных видов политик в закрытой экономике, модель Манделла-Флеминга используется для оценки последствий монетарной, фискальной и внешнеторговой политики в условиях открытой экономики. [8, c. 120-121]

С этой целью необходимо дополнить модель IS-LM кривой равновесия платежного баланса (ВР – balance of payments). Платежный баланс находится в равновесии, если сумма сальдо счета текущих операций (NX – net export) и сальдо счета движения капитала (CF – capital flows) равна нулю:
                                                  BP = NX + CF = 0 [8]

Кривая платежного баланса имеет положительный наклон, поскольку рост дохода ведет к увеличению импорта (функция импорта: Im = Im + mY, где Im – величина автономного импорта, Y – величина совокупного дохода, m – предельная склонность к импорту, показывающая на сколько увеличится (уменьшится) импорт при росте (уменьшении) дохода на единицу) и к дефициту счета текущих операций (отрицательному чистому экспорту). Для обеспечения равновесия (нулевого сальдо) платежного баланса дефицит счета текущих операций должен быть скомпенсирован равновеликим положительным сальдо счета движения капитала. Приток капитала в страну может быть обеспечен лишь в случае, если внутренняя ставка процента повысится. Превышение внутренней ставки процента над мировой ставкой процента означает, что доходность финансовых активов данной страны будет выше, чем в других странах, и сделает их более привлекательными для иностранцев. Таким образом, более высокому уровню дохода должна соответствовать более высокая ставка процента. [8, c. 125]

Наклон кривой BP зависит от наклонов кривой чистого экспорта (NX) и кривой движения капитала (CF). Уравнение кривой NX:

NX = Ex – Im – mY [8]

где Ex – автономный экспорт, Im – автономный импорт, m – предельная склонность к импорту или, иными словами, чувствительность изменения импорта по изменению уровня дохода, Y – величина совокупного дохода. Наклон кривой NX определяется величиной коэффициента чувствительности изменения импорта по изменению уровня дохода (m). Кривая NX будет более пологой, если параметр m невелик, т.е. если импорт малочувствителен к изменению уровня дохода. И, соотвественно, чем выше чувствительность импорта к изменению уровня дохода, тем кривая NX более крутая. Уравнение кривой CF:

CF = CF + c (R - R*) [8]

где CF – автономный поток капитала, R - внутренняя ставка процента, R* - мировая ставка процента, c – чувствительность изменения величины потока капитала по изменению разницы между внутренней и мировой ставками процента. Наклон кривой CF определяется величиной коэффициента с. Кривая CF будет более пологой, если чувствительность изменения величины потока капитала по изменению разницы между внутренней и мировой ставками процента велика, и более крутой, если параметр с мал.
Уравнение кривой ВР:

ВР = Ex – Im – mY + CF + c (R - R*) = 0 [8]

Таким образом, наклон кривой ВР равен m/с. Чем более пологой будет кривая NX (чем меньше коэффициент m) и чем более пологая кривая CF (чем больше коэффициент с), тем более пологая кривая ВР. Главным фактором, определяющим наклон кривой ВР, выступает степень международной мобильности капитала, характеризуемая коэффициентом с. Чем выше степень международной мобильности капитала (коэффициент с большой), тем более пологая кривая ВР. Это означает, что чувствительность изменения величины потока капитала по изменению разницы между внутренней и мировой ставками процента велика, т.е. даже незначительное превышение внутренней ставки процента над мировой приведет к значительному притоку иностранного капитала в страну. Если мобильность капитала абсолютная, а это означает, что финансовые активы данной страны являются абсолютными субститутами финансовых активов других стран, то кривая ВР имеет горизонтальный вид (коэффициент с равен бесконечности). Если мобильность капитала низкая (потоки капитала слабо реагируют на разницу между внутренней и мировой ставками процента, т.е. коэффициент с мал, и требуется очень большое увеличение внутренней ставки процента для обеспечения необходимого притока иностранного капитала), то кривая ВР крутая. Если международная мобильность капитала отсутствует (степень международной мобильности капитала равна 0), то кривая ВР вертикальна (коэффициент с = 0). [8, c.130]
     Степень международной мобильности капитала оказывает наиболее существенное влияние на эффективность монетарной политики в открытой экономике. Очень важным фактором выступает также режим валютных курсов. Различают два режима: режим фиксированного валютного курса и режим плавающего валютного курса.

Чтобы оценить эффективность монетарной политики в открытой экономике, мы рассмотрим воздействие стимулирующей монетарной политики при разных режимах валютных курсов и при разной степени мобильности капитала, используя модель IS-LM и предполагая, что точка пересечения кривых IS и LM соответствуют ситуации внутреннего экономического равновесия, т.е. одновременного равновесия товарного и финансового рынков. Для анализа внешнего равновесия необходимо к этим двум кривым добавить третью кривую – кривую равновесия платежного баланса ВР. Предположим, что первоначально экономика находится в состоянии внутреннего и внешнего равновесия, т.е. все три кривые пересекаются в одной точке. [3, c.482]

В ретроспективе теория стабилизационной политики Манделла, безусловно имеет ограничения. Первоначальная модель Манделла-Флеминга, как и все макроэкономические исследования того времени, основывалась на сильно упрощенных допущениях относительно важности ожиданий на финансовых рынках. Кроме того, она предполагала абсолютную жесткость цен в краткосрочной перспективе. Эти ограничения были рассмотрены другими исследователями. Например, учёный Дорнбуш показал, что в такой анализ можно ввести постепенное движение цен и рациональные ожидания; результаты при этом изменяются незначительно.

 

Таким образом, согласно концепции Яна Тинбергена, составляющими экономической политики являются: ключевые цели благосостояния (набор макроэкономических показателей); инструменты, которыми располагает правительство; модель, увязывающая цели и инструментарий и позволяющая определить оптимальный масштаб политических действий. А инструменты экономической политики делятся на: фискальные, монетарные, внешние (манипуляции с валютным курсом) и регулирующие доходы.

Для анализа экономической политики Тинберген использовал линейную модель. Но все-таки она является слишком простой, так как на практике недостаточно одной линейной независимости, инструменты экономической политики должны быть до такой степени независимы, чтобы с их помощью можно было достичь поставленных целей.

Многие экономисты также считают, что ни краткосрочный анализ Манделла, ни его динамические модели не имеют под собой серьезных микроэкономических оснований. Он полностью игнорировал  временной аспект принятия экономических решений в фирмах и домашних хозяйствах. Это серьезный недостаток – при анализе фискальной политики он не дает возможности провести адекватный анализ последствий бюджетных дефицитов, которые часто, вопреки предсказаниям модели Манделла-Флеминга, ослабляют, а не укрепляют национальную валюту.

 

На основании изученного материала можно сделать следующие выводы.

1. Под стабилизационной политикой государства понимается система экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение сбалансированности платежного баланса страны.

2. В зависимости от разных подходов (ортодоксальный и гетеродоксный) инструменты стабилизационной политики различны: сокращение дефицита консолидированного государственного бюджета, проведение жесткой денежно-кредитной политики, установление «монетарного (номинального) якоря»,  сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов, а также либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

3. Часть экономистов считает, что государство должно проводить кредитно-денежную и бюджетно-налоговую политику, направленную на сглаживание экономических колебаний, что поможет избежать снижения эффективности функционирования экономики, связанного с недоиспользованием или чрезмерным использованием имеющихся ресурсов. А часть экономистов (неоклассического направления) полагает, что рыночная экономика является внутренне стабильной и саморегулирующейся системой.

4.  Для достижение устойчивого экономического роста в контексте стабильности цен и жизнеспособного платежного баланса важно достичь тесной взаимосвязи между фискальной и монетарной политиками. Отсутствие координации между фискальными и монетарными властями – причина финансовой нестабильности.

5. Координация рассмотренных политик может принимать форму постоянного контакта между фискальными и монетарными властями для принятия совместных действий по формированию и реализации стабилизационной политики, или координация может быть представлена набором правил и мероприятий, которые сводят к минимуму постоянное взаимодействие.

6. Для анализа экономической политики Тинберген использовал линейную модель. Однако она является слишком простой, так как на практике недостаточно одной линейной независимости, инструменты экономической политики должны быть до такой степени независимы, чтобы с их помощью можно было достичь поставленных целей.

7. Ни краткосрочный анализ Манделла, ни его динамические модели не имеют под собой серьезных микроэкономических оснований. Он полностью игнорировал  временной аспект принятия экономических решений в фирмах и домашних хозяйствах.

 




2020-02-04 184 Обсуждений (0)
Примечание – Источник: 4, с . 312 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примечание – Источник: 4, с . 312

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)