Часть 5. Сущность и цели бюджетирования
Планирование всегда рассматривалось как основная функция управления. Его задача — определение количественных оценок конкретных действий, оказываемых на предприятие бизнес-практикой. Процесс постановки целей, выбора экономической политики, стратегии и тактики предприятия формализуются в функции планирования. Основными элементами последнего являются: • прогнозирование и долгосрочное планирование; • краткосрочное планирование (бюджетирование). Бюджетирование — это наиболее ранний этап в эволюции управленческого учета, получившее наибольшее развитие до 1950-х гг., когда целью предприятия было исключительно определение затрат и финансовый контроль посредством применения бюджетирования и методов калькуляции себестоимости. В общем виде бюджетирование представляет собой процесс планирования движения ресурсов по предприятию на заданный будущий период и (или) проект. Его основами являются координация, адресность и оценка затрат. Бюджетирование базируется на системе бюджетов. Приведем еще раз, но более полное определение бюджета . Он представляет финансовый план на конкретный период, согласованный с производственной деятельностью предприятия, цели которого выражены в показателях отчетности в денежном выражении во взаимосвязи с обязательствами. Бюджет — это смета доходов и расходов, директивный план будущих операций, которая используется для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности. Иногда он также называется планом по прибыли . В системе управления на основе разработанных бюджетов осуществляется координация различных видов деятельности предприятия, согласование функционирования всех подразделений, контроль и оценка эффективности. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план, стандарт, формализующий ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других финансовые операций в наступающем периоде. В конце последнего бюджет уже играет роль измерителя, позволяющего менеджерам управлять по отклонениям, т.е. сравнивать полученные результаты с запланированными и корректировать дальнейшую деятельность. Если разработка бюджетов и прогнозов основана на одном и том же комплексе исходных данных и предположениях о поступлениях, выплатах, величине товарно-материальных запасов, уровне деловой активности, то они будут соответствовать друг другу и образуют взаимосвязанную систему
В управленческом учете бюджеты классифицируются по ряду признаков (табл. .2).
Классификация бюджетов в управленческом учете
Разработка скользящего бюджета состоит в добавлении бюджета на предстоящий период, как только истекает срок предыдущего периода, за счет чего обеспечивается непрерывность процесса планирования. Составление бюджета является постоянным, динамичным процессом и не заканчивается с принятием годового бюджета. Например, квартальный бюджет в течение года может быть пересмотрен в результате появления новой информации. На основе сравнения фактических результатов осуществляется более реалистическое построение бюджетов на последующий период. Для контроля деятельности применяются месячные бюджеты. Операционные бюджеты — бюджеты по центрам ответственности (ЦО) — являются основой для разработки финансовых бюджетов. Финансовый бюджет (прогнозные финансовые документы) — план того, какой будет финансовая отчетность при условии выполнения бюджетов текущей (операционной) деятельности предприятия и удовлетворения его потребностей в финансировании. Главный бюджет консолидирует все подбюджеты в общий план, на основе которого осуществляется управление. Обычно он охватывает период, равный одному году. В его состав входит также финансовая отчетность (включающая отчет о финансовых результатах, баланс и отчет о движении денежных средств), операционный бюджет и бюджет продаж. Помимо указанных, в его состав может входить бюджет капитальных вложений, который в течение периода планирования корректируется таким образом, чтобы на его основе можно было координировать деятельность. Называется он также общим бюджетом. Бюджет центра ответственности устанавливает планы для лиц, ответственных за их выполнение. Этот бюджет представляет собой механизм контроля функционирования менеджеров центров ответственности, поскольку в нем закрепляются ожидаемые показатели эффективности их работы. Функциональный бюджет — это бюджет, в котором расходы и доходы классифицируются по функциям. Динамический бюджет предназначен для динамического прогнозирования финансовых операций на ряд ближайших периодов (недель, месяцев или кварталов). В конце каждого периода та часть бюджета, которая соответствует прошедшему периоду, удаляется, а новый раздел бюджета за аналогичный по продолжительности период добавляется. Бюджет закупок — план затрат и времени на определенный период, которые необходимы для обеспечения материальных потребностей предприятия, предусмотренных бюджетом.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |