Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Апробация исследования



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Апробация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения

1. Любовь как психологический и коммуникативный феномен

1.1. Лексическая, философская и психологическая основы понятия «любовь»

1.2. Классификации любовных отношений

2. Любовный конфликт как коммуникативное явление

2.1. Причины любовных конфликтов и коммуникативные тактики поведения в конфликте

2.2. Жанровое своеобразие любовных конфликтов

Выводы

Глава 2. Методика обучения студентов-филологов бесконфликтному любовному общению

1. Готовность студентов педагогического вуза к бесконфликтному любовному общению

1.1. Исходные положения и организация констатирующего экспериментапо выявлению готовности студентов-филологов к бесконфликтному любовному общению

1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента

2. Исходные положения, этапы и организация эксперимента по обучению студентов-филологов созданию и использованию конструктивных речевых жанров для разрешения любовного конфликта

3. Ход опытного обучения приемам бесконфликтного любовного общения

4. Анализ результатов опытного обучениястудентов бесконфликтному общению

4

 

12

 

12

 

15

19

24

 

25

32

64

 

66

 

 

67

67

 

 

68

 

 

77

 

82

4.1. Характеристика критериев оценки анализа любовных конфликтов

Выводы

Заключение

Библиографический список

Приложение

НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВ ТОЖЕ ЖИРНО ВЫДЕЛИТЬ!

Алёна, проверь ещё раз нумерацию страниц в содержании!!!!

106

116

117

119

124

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования

Бесспорным является факт присутствия в жизни каждого человека разного рода конфликтов. В таких ситуациях люди ведут себя по-разному, но чаще всего при конфликте человек испытывает дискомфорт и напряжение, нередко приводящее к стрессовой ситуации. Большинство людей не знают, как вести себя в конфликте, как разрешать его, поскольку ни в школе, ни в вузе не обучают таким умениям.

Информация о конфликтах содержится в различных научных изданиях по психологии и конфликтологии, например, в работах А. Я. Анцупова, В. П. Ратникова, А. Я. Кибанова, О. Н. Громовой, Н. П. Дедова и др. ПОЧЕМУ ФАМИЛИИ В ТАКОМ ПОРЯДКЕ??? В этих публикациях характеризуется механизм конфликта, сферы его бытования, психологические и социальные причины возникновения и др., но отсутствует информация о жанрах конфликтных высказываний. Кроме этого, при анализе научной литературы мы не обнаружили такого понятия как «любовный конфликт», т.е. ученые не рассматривают такой вид конфликта, хотя столкновения между двумя влюбленными происходят практически каждый день.

Любовный конфликт – это явление, которое сопровождает человечество, вероятно, с времён его возникновения. Мы общаемся со своими любимыми людьми, смотрим фильмы и читаем книги, где обязательно есть любовная интрига и любовный конфликт. Мы наблюдаем разные линии развития конфликта, всевозможные способы избегания, пути снятия напряжения и способы выхода из конфликтной ситуации. Но, учитывая специфику любовного конфликта, люди часто не могут конструктивно разрешать возникшие противоречия, что в результате приводит к различным психологическим травмам, депрессии, разрыву отношений и пр.

Недостаточная осведомленность студентов в этой области знаний приводит к тому, что они не умеют разрешать конфликты, сглаживать противоречия, находит уместные конструктивные речевые жанры и тактики поведения. Немаловажным является и возрастные особенности студенческой аудитории, возраст которой колеблется от 18 до 23 лет. Именно в этом возрасте происходит самоопределение человека в жизни, складываются постоянные отношения с противоположным полом, создаются семьи. Но все же большинство людей остаются такими же эмоциональным и резкими, как в подростковом возрасте, и поэтому в их жизни часто возникают разные конфликты. А, учитывая то, что этот возраст характеризуется активным поиском второй половины, то большинство конфликтов возникают именно в сфере любовных отношений.

Поэтому проблема эффективности и уместности использования конструктивных речевых тактик и жанров в ситуации любовного конфликта требует специального изучения.

Недостаточная изученность данной темы, а также необходимость создания методики обучения студентов приемам использования конструктивных речевых жанров и тактик Почему сначала телега, а потом лошадь? в условиях любовного конфликта обуславливает ее актуальность.

Исходя из сказанного, объектом исследования стал любовный конфликт как коммуникативное явление и его жанровое наполнение, а предметом – специальные коммуникативно-жанровые умения, необходимые для создания и использования речевых жанров, реализующих конструктивные тактики речевого воздействия в ситуациях любовного конфликта.

Гипотеза исследования

Если в систему филологической подготовки студентов факультета русского языка и литературы педагогического вуза включить сведения о любовном конфликте как коммуникативном явлении, его основных жанрах, о способах нейтрализации конфликтных ситуаций, а также риторических и психологических приемах поведения в конфликте и с учетом этих сведений организовать специальное обучение, то это значительно повысит коммуникативную культуру будущих учителей-словесников, поможет сделать их речевое поведение более гибким и вариативным, а в дальнейшем избежать многих неприятностей в общении с любимым человеком.

Цель исследования состоит в том, чтобы изучить сведения о любовном конфликте как об историко-культурном, психологическом и коммуникативном феномене и разработать модель обучения студентов факультета русского языка и литературы способам избегания и нейтрализации конфликтов в любовном общении, т.е. сформировать готовность находить уместный выход из ситуации любовного конфликта.

Для достижения цели необходимо было решить ряд задач:

v изучить различные аспекты проблемы дипломного исследования, установить степень ее разработанности в научной литературе;

v выявить характер речевых тактик, используемых коммуникантами для конструктивного или деструктивного разрешения любовного конфликта;

v выявить систему речевых жанров, используемых участниками конфликтного любовного общения;

v определить критерии анализа данных речевых жанров;

v выявить морально-этические, лингвистические, психологические основы для создания и использования жанров, применяемых в конфликтных ситуациях любовного общения;

v создать и реализовать на практике модель экспериментального обучения студентов-филологов созданию и использованию в ситуациях любовного конфликта речевых жанров, основанных на конструктивных тактиках речевого воздействия;

v обработать полученные результаты и выявит эффективность предлагаемой системы профессионального обучения.

При решении задач были использованы следующие методы исследования:

v теоретический анализ психологических, лингвистических, литературоведческих, педагогических и методических источников;

v изучение произведений художественной литературы, телевизионных и художественных фильмов с целью выявления в них примеров ситуаций любовного конфликта;

v констатирующий эксперимент (наблюдение, собеседование и анкетирование студентов);

v опытное обучение;

v статистическая обработка результатов педагогических экспериментов.

Научная новизна и теоретическая значимость дипломного исследования заключается в следующем:

v уточнено терминологическое значение словосочетания «любовный конфликт»;

v введено и определено современное содержание понятия «жанры любовного конфликта»;

v выявлены основные способы приведения конфликта к конструктивному разрешению с помощью специальных речевых тактик;

v выявлены психологические основы, необходимые для использования конструктивных речевых жанров;

v предложена классификация жанров, используемых в любовных конфликтах (ПЕРЕЧИСЛИТЬ ОСНОВНЫЕ!!!), определены критерии их оценки (причина конфликта, цель использования данного жанра, эффективность его применения и др.);

v получены данные об исходном уровне знаний студентов факультета русского языка и литературы о жанровом своеобразии любовного конфликта, об умении использовать в своей речевой практике конструктивные речевые тактики и жанры;

v разработана и апробирована методика формирования у студентов-филологов коммуникативно-речевых умений, которые позволят уместно и эффективно использовать конструктивные речевые жанры в ситуации любовного конфликта.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

v разработана и экспериментально проверена программа занятий по обучению студентов-филологов использованию конструктивных речевых жанров в ситуации любовного конфликта;

v отобран и разработан дидактический материал (тексты из художественной литературы, видеофрагменты фильмов, примеры из словарей афоризмов, отрывки из научных работ и учебных пособий), который может быть использован в практике преподавания речеведческих вузовских курсов;

v предложена система заданий аналитического, аналитико-синтетического и творческого характера, способствующих развитию у студентов умений понимать причину конфликта, умению правильно (с психологической, культурной и морально-этической точек зрения) вести себя в конфликте, создавать и эффективно использовать конструктивные речевые тактики и жанры для выхода из конфликта.

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается данными констатирующего среза, которым было охвачено 37 студентов 3 курса факультета русского языка и литературы Кузбасской государственной педагогической академии, и результатами опытного обучения, в котором приняли участие 37студентов того же факультета.

Для реализации задач исследования было изучено более 30 текстов-образцов и более 10 телевизионных и художественных фильмов. Они подверглись всестороннему анализу с учетом поставленных задач.

Апробация исследования

Материалы и результаты исследования были: 1) обсуждены на спецсеминаре в рамках общепедагогических дисциплин, заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку (декарь 2009 г., май 2010г.); 2) представлены на ежегодной научно-практической конференции студентов ФРЛ (апрель 2010).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сведения о любовном конфликте как коммуникативном явлении, его основных жанрах, о способах нейтрализации конфликтных ситуаций, а также риторических и психологических приемах поведения в конфликте, будут способствовать повышению коммуникативной культуры будущих учителей-словесников и помогут в дальнейшем избежать многих конфликтов, в том числе и любовного характера.

2. Для формирования у студентов умений создавать и уместно использовать в реальных любовных конфликтах конструктивные речевые жанры необходимо:

v опираться на базовые лингвистические, литературоведческие и психологические знания студентов;

v учитывать особенности данных жанровых разновидностей высказываний (интенции, языковые способы оформления речи и др.);

v обогатить общекоммуникативную компетенцию студентов сведениями о любви как о психологическом, философском и коммуникативном феномене;

v использовать в качестве образцов фрагменты из произведений классической и современной литературы и кинематографии.

3. Система обучения анализу ситуаций любовного конфликта, созданию и использованию конструктивных тактик и жанров будет эффективной при следующих условиях:

v обучение проводится на основе целенаправленно разработанной системы понятий и специальных умений репродуктивного и творческого характера (коммуникативного анализа ситуаций любовного конфликта, риторических задач и др.), с помощью подготовленных средств обучения графического и аудиовизуального характера (обобщающих схем, таблиц, образцов ситуаций любовного конфликта, видеофрагментов, слайдов), позволяющих дать всестороннюю оценку речевому поведению коммуникантов и систематизировать полученные сведения;

v в обучении активно используются позитивные (конструктивные) и негативные (деструктивные) образцы жанров любовного конфликта (в дидактических и демонстрационных целях);

v сформированность умений проверяется в реальных условиях занятия (участие в ролевой игре) и внеурочного выполнения студентами заданий (анализ жанров, использованных в ситуациях любовного конфликта).

Критериями для оценки сформированности умений анализировать ситуации любовного конфликта, создавать и использовать конструктивные речевые жанры могут стать: 1) соответствие анализа всем пунктам плана; 2) жанровый репертуар использованных высказываний; 3) соответствие созданных текстов жанрообразующим признакам; 4) нравственно-этический, этикетный и невербальный компоненты использования каждого созданного жанра.

Структура и основное содержание исследования

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении приводится обоснование актуальности темы дипломного исследования, определяются его гипотеза, цели и задачи, методы, рассматривается научная новизна исследования, формируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе («Теоретические основы обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения») определяется степень разработанности проблемы в различных аспектах; дается общая характеристика любви как философской, психологической и морально-этической категории; рассматривается конфликт как объект научного анализа со стороны конфликтологии, а также характеризуется любовный конфликт как процесс, имеющий определенную структуру, композицию и формальное воплощение, т.е. обосновывается речеведческий аспект исследования (вводится понятие жанров любовного конфликта, дается их классификация и характеристика с точки зрения жанрообразующих признаков). Кроме этого, выявляются речевые причины любовного конфликта, тактики речевого поведения, коммуникативные способы его предотвращения. Также рассматриваются особенности личности человека, находящегося в ситуации любовного конфликта.

Выводы, ставшие итогом теоретического исследования, составили научную базу разработанной программы опытного обучения.

Во второй главе («Методика обучения студентов-филологов приемам бесконфликтного любовного общения») обозначены основные положения, организация констатирующего эксперимента, дан анализ полученных результатов, представлена программа опытного обучения студентов и его результаты.

В заключении обосновываются основные выводы дипломного исследования, предлагаются возможные направления дальнейшего исследования выбранной проблемы.

В приложении содержится материал констатирующего и обучающего экспериментов (анкеты, тексты-образцы, стенограммы видеоматериалов, материалы слайд-презентаций), а также студенческие работы, которые связаны с выявлением в художественной литературе примеров любовных конфликтов и их всесторонним анализом с учетом установленных критериев.

 



2020-02-04 219 Обсуждений (0)
Апробация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Апробация исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)