Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Жанровое своебразие любовных конфликтов



2020-02-04 595 Обсуждений (0)
Жанровое своебразие любовных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок




Любовный конфликт реализуется в конкретной речевой ситуации, в результате чего он оформляется в различные типы высказываний, которые называются речевыми жанрами. Проблемой их изучения занимались М. М. Бахтин, В. В. Дементьев, А. Е. Земская, В. И. Карасик, А. К. Михальская, М. Ю. Федосюк, Т. В. Шмелева и др. Мы будем придерживаться традиционного определения речевых жанров, данного М. М. Бахтиным, и называть ими «относительно устойчивые типы высказываний, соответствующие определенному типу речевых ситуаций» (4; С. 237). Богатство и разнообразие речевых жанров необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности и потому что в каждой сфере деятельности целый репертуар речевых жанров.

Из всего многообразия подобных высказываний к жанрам любовного конфликта, по нашим наблюдениям, относятся: извинение, комплимент, насмешка, обвинение, обещание, оправдание, признание в любви, просьба, требование, угроза, упрёк, утешение и др. Жанровое своеобразие любовного конфликта не исчерпывается перечисленным, однако далее мы остановимся на характеристике данных речевых жанров как наиболее часто встречающихся в ситуациях любовного конфликта, охарактеризуем их, определим особенности их функционирования.

Жанры любовного конфликта мы поделили на два типа: конструктивные и деструктивные в зависимости от тактики поведения коммуникантов.

Конструктивные жанры используются для благополучного разрешения конфликта. В результате использования данных жанров сохраняются теплые любовные отношения; участники любовного конфликта находят для себя компромиссное решение, удовлетворяющее интересы обоих; наступает улучшение эмоционального климата в отношениях и эмоционального статуса каждого участника конфликта; укрепляются отношения между людьми, улучшается взаимопонимание и возрастает способность эффективно разрешать новые конфликты.

Исходя из анализа образцов ситуаций любовных конфликтов, мы выявили, что наиболее распространенным конструктивным жанрам относятся: комплимент, извинение, утешение, оправдание, обещание, просьба, признание в любви.

Деструктивные жанры, напротив, способствуют неблагоприятному разрешению конфликта, а именно к разрыву отношений. Вследствие применения таких жанров проблема (причина конфликта) не решается, происходит либо подчинение одним участником конфликта другого, силовое навязывание своего варианта решения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы; сохраняется эмоциональная напряженность партнеров; происходит взаимное отчуждение, дистанцирование; у участников конфликта возрастает чувство тревоги, безысходности, которые могут привести к психологическим срывам. 

К деструктивным жанрам мы относим: у прёк, обвинение, угроза, оскорбление, насмешка, требование и др.

Подробно охарактеризуем жанровые формы, реализуемые в ситуации любовного конфликта.

Проанализировав ряд работ по теории речевых жанров, изучив образцы любовных конфликтов, мы выявили жанрообразующие  параметры перечисленных выше жанров.

Из общеизвестных оснований для описания речевых жанров (53, С.88-98) мы выбрали следующие факторы: сферы использования; коммуникативной интенции; адресанта; адресата; содержания; оригинальности / неоригинальности; подготовленности речи; формальной организации.

Охарактеризуем жанры любовного конфликта с учетом перечисленных параметров.

Фактор сферы использования. Любовный конфликт всегда происходит между людьми, находящимися в очень близких отношениях, поэтому ситуация любовного конфликта, как правило, реализуется в неофициальной обстановке, например, в доме, в саду и др. Немаловажно и то, что влюбленные чаще предпочитают решать свои конфликты наедине, без свидетелей (родственников, друзей, случайных прохожих). Развитие любовных конфликтов в официальных и полуофициальных ситуациях - признак плохого тона.

Анализ образцов ситуаций любовного общения показал, что любовный конфликт всегда происходит в каком-либо закрытом пространстве и всегда без третьих лиц. Исключением, когда любовный конфликт развивается на глазах других людей и в официальной обстановке, может служить любовный конфликт из к/ф «Служебный роман» (см. Приложение 3.1.). Но эта обстановка объяснима тем, что сами отношения между людьми зародились на рабочих местах и развитие получили именно в стенах предприятия. А сотрудники изначально были свидетелями этих отношений.

Фактор коммуникативной интенции. Обращение людей к тому или иному жанру в ситуации любовного общения, как правило, всегда мотивировано. Однако специфика данных жанров состоит в том, что они совмещают в себе разные интенции, поэтому выделить высказывания, выполняющие только одну функцию, сложно. Как правило, жанры любовного конфликта, имея комплексный характер воздействия на адресата, используются в качестве аргументации, намека, поучения, шутки, совета, просьбы, оскорбления, упрека и т. д.

Приведем пример.

Любовный конфликт между Кити и Левиным произошел из-за того, что Константин приревновал свою жену к Весловскому. Когда Кити объяснила мужу, о чем она говорила с гостем, Левин сначала извинился за свою глупую ревность, а потом произнес:

– Нет, так я, напротив, оставлю его нарочно у нас всё лето и буду рассыпаться с ним в любезностях, – говорил Левин, целуя её руки. – Вот увидишь (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»).

В данном случае фраза Левина сочетает в себе элементы извинения и обещания. Кроме этого, Константин в это же время уверяет себя, что он был не прав по отношению к Весловскому.

Приведем еще один пример:

Конфликт между Женей и ее возлюбленным находится на стадии завершения. Они, чтобы сгладить совместную вину, делают друг другу взаимные комплименты.

Ж. Мне нравится твой серьезный подход, сразу видно настоящего мужчину. Это такая редкость. Сейчас, вокруг одни самцы. Кроме тела вообще ничего не видят. А ты не такой. Ты - мечта любой женщины.ТОЧКИ ВЫНЕСТИ ЗА СКОБКИ!!! (Г. Павленко «Большие мелочи любви»)

В этом примере Женя хочет загладить свою вину перед любимым с помощью похвальных, комплиментарных фраз. Но помимо этого, она делает упрек всем остальным мужчинам и тем самым выделяет своего возлюбленного среди них, подчеркивая, что он – редкостный мужчина в современном мире.

Рассмотрим следующий пример:

Любовный конфликт из рассказа А. П. Чехова «Супруга». Николай Евграфыч обнаружил письмо от любовника своей жены. Супруг говорит жене, что она свободна. Но жена хочет лишь поразвлечься в Европе с Рисом, потом вернуться к мужу в Россию. Но Николай Евграфыч говорит, что он подает на развод. А супруга отказывается и объясняет, почему не хочет развода. 

– Я понимаю вас, – сказала она, отходя от него, и лицо её приняло злое, мстительное выражение. – Я отлично понимаю вас. Я надоела вам, и вы просто хотите избавиться от меня, навязать этот развод. Благодарю вас, я не такая дура, как вы думаете. Развода я не приму и от вас не уйду, не уйду, не уйду! Во-первых, я не желаю терять общественного положения, – продолжала она быстро, как бы боясь, что ей помешают говорить, – во-вторых, мне уже двадцать семь лет, а Рису двадцать три; через год я ему надоем и он меня бросит. И в-третьих, если хотите знать, я не ручаюсь, что это моё увлечение может продолжаться долго… Вот вам! Не уйду я от вас. (А. П. Чехов «Супруга»)ТОЧКА!!!

Данное высказывание используется Ольгой Дмитриевной для того, чтобы оправдать себя в глазах мужа, чтобы объяснить ему цель своего общения с Рисом. В то же время супруга обвиняет мужа в том, что он считает ее дурой и хочет от нее избавиться, упрекает в том, что его любовь прошла. И в конце она угрожает своему мужу тем, что не уйдет от него. Таким образом, можно сказать, что это высказывание по цели имеет комплексный характер.

При использовании того или иного жанра каждый партнер должен тщательно продумывать и сознательно выстраивать свое коммуникативное поведение. Неточное слово, интонация или сочетание многих интенций, которые наслаиваются друг на друга и мешают целостному восприятию, могут способствовать искажению интенции высказывания и неправильному осмыслению фразы партнером.

Фактор адресанта. Как известно, инициатор в общении играет важную роль в организации процесса речевого взаимодействия. Одному из партнеров, который является коммуникативным лидером, принадлежит инициатива в выборе и использовании того или иного жанра.

Как правило, в любовных отношениях нет лидера, поскольку каждый партнер занимает равную позицию с другим. Но, все же, опираясь на анализ текстов-образцов, мы пришли к выводу, что в любовном конфликте всегда есть сторона, которая руководит и та, которая соглашается, уточняет или противоречит.

Приведем пример.

Главный герой объясняет возлюбленной, что ему необходимо уехать из деревни.

– У меня нет дома, Таня, я всю жизнь езжу с места на место… В Москве живу в номерах… И ни на ком никогда не женюсь…

– Отчего?                

– Оттого, что уж такой я родился.

– И ни на ком никогда не женитесь?

– Ни на ком, никогда! И даю тебе честное слово, мне, ей-богу, необходимо, очень важные и неотложные дела. К Рождеству непременно приеду! (И. А. Бунин «Таня»)

В данном любовном конфликте, адресантом является мужчина, который объясняет любимой то, почему он вынужден уехать от нее, как он живет в Москве и почему никогда не женится. А женщина уточняет некоторые моменты.

Проанализируем следующий пример из произведения И. А. Бунина «Пароход «Саратов».

Героиня объясняет своему любовнику, что их отношения закончились, поскольку она любит другого мужчину. Молодой человек не в начале не верит ей, пытается свести все к шутке.

Она повела глазами по комнате:

– Милый мой, это наше последнее свидание.

Он весело изумился:        

– То есть как это последнее?

– А так.

У него ещё веселей заиграли глаза:

– Позволь, позволь, это забавно!

– Я ничуть не забавляюсь.

– Прекрасно. Но все-таки интересно знать, что сей сон значит? Яка така удруг закавыка, как говорит наш вахмистр?

– Как говорят вахмистры, меня мало интересует. И я, по правде сказать, не понимаю, чего ты веселишься.

– Веселюсь, как всегда, когда тебя вижу.

– Это очень мило, но на этот раз не совсем кстати.

– Однако, черт возьми, я все-таки ничего не понимаю! Что случилось?

– Случилось то, о чем я должна была сказать тебя уже давно. Я возвращаюсь к нему. Наш разрыв был ошибкой.

­– Мамочки мои! Да ты это серьезно?

– Совершенно серьезно. Я была преступно виновата перед ним. Но он всё готов простить, забыть.

– Ка-акое великодушие!                         

– Не паясничай. Я виделась с ним ещё Великим постом…

– То есть тайком от меня и продолжая…

– Что продолжая? Понимаю, но все равно… Я виделась с ним, – и, разумеется, тайком, не желая тебе же причинять страдание, – и тогда же поняла, что никогда не переставала любить его.

Из данного образца видно, что коммуникативным лидером является женщина, которая объясняет своему любовнику, что она покидает его, оправдывает себя. А Павел Сергеевич, пытаясь выяснить, в чем дело, лишь уточняет, стремится свести слова возлюбленной к шутке, насмехается над чувствами героини, пытается обвинить ее, но она перебивает молодого человека, показывая, тем самым, что она главная.

Таким образом, в любовном конфликте адресантом может быть любой партнер.

Фактор адресата. Не менее важным участником общения является адресат, так как коммуникативная интенция одного партнера специально направлена на другого. Роль адресата заставляет говорящего заботиться об уместности использования того или иного речевого жанра, так как это происходит под его влиянием.

Адресатом в любовном конфликте может быть любой партнер. Но важно учитывать, что реакция адресата на тот или иной жанр может быть непредсказуема. Необходимо помнить, что оскорбления, нецензурные слова, грубая интонация могут настроить адресата против, оскорбить его, заставить плакать и пр. В то же время, ласковая интонация, слова одобрения, прощения, просьбы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, комплименты, теплые эпитеты могут смягчить адресата.

Рассмотрим это положение на следующем примере. Жирным шрифтом выделены те фрагменты высказываний, где наиболее ярко звучат слова оскорбления.

Главный герой предъявляет претензии своей будущей супруге, упрекает ее в том, что она ничего не делает по дому.

Он перед Татьяной: – Слушай, Тань, а ты хоть что-то умеешь по дому делать? Уже три недели живём вместе, а ты ни разу суп не сварила, котлет не пожарила, пол не вымыла. Татьяна вспыхивает:     – Тебе домработница нужна, а не жена! – Она вскакивает с кровати, поправляет на себе халат. – Я ухожу к маме! Ты меня достал! Я не буду за тебя выходить замуж, зануда! – Прощай, ленивая кобыла. Несчастным будет тот, кто на тебе женится. – Ну, ты подлец! (В. Леконт «Свадебный «подарок»)Этот пример демонстрирует, как девушка Татьяна неправильно отреагировала на вопрос жениха. И ее активная реакция, оскорбления, угрозы вынудили Дмитрия ответить ей тем же. Хотя конфликта можно было избежать, если Татьяна спокойнее отнеслась к критике.Приведем противоположный пример, из произведения М. Горького «Макар Чудра». Радда пришла к Лойко, чтобы примириться после того, как отказала ему в любви.

- Брось! Голову разобью! - Смотрю: у Радды в руке пистоль, и она в лоб Зобару целит. Вот сатана девка! А ну, думаю, они теперь равны по силе, что будет дальше?

- Слушай! - Радда заткнула за пояс пистоль и говорит Зобару: - Я не убить тебя пришла, а мириться, бросай нож! - Тот бросил и хмуро смотрит ей в очи. Дивно это было, брат! Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди. Смотрит на них ясный месяц да я - и все тут.

- Ну, слушай меня, Лойко: я тебя люблю! – говорит Радда. Тот только плечами повел, точно связанный по рукам и ногам.

- Видала я молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил - моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно-то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, мало, Лойко. Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом, слышишь? - Тот усмехнулся.

- Слышу! Весело сердцу слушать твою речь! Ну-ка, скажи еще!  

В данном случае героиня, которая является адресантом, демонстрирует спокойствие и стремление идти на примирение, ее фразы наполнены искренним чувством любви и нежности. Ее возлюбленный вначале пугается, а потом его поведение доказывает то, что он до конца не верит признаниям Радды. А в конце Лойко полностью соглашается с требованиями Радды и просит ее вновь и вновь повторять слова любви.

В следующем примере любовного конфликта герой бросает невесту прямо перед свадьбой и звонит ей, чтобы предупредить об этом. А героиня (Женя) не понимает, почему это произошло. Ж. Как пока! Стой! Подожди! Не вешай трубку! Слышишь!? Он. Слышу. И что? Ж. Если у тебя что-то случилось, и ты не хочешь говорить - не говори, но приезжай. Он. У меня все нормально… Ж. (перебивает его) Нормально!? У тебя все нормально!? Я ребенка твоего ношу, а ты мне такое говоришь! И это ты называешь нормально!? (берет себя в руки) Ну миленький, ну я тебя очень прошу. Приедь ко мне. Все будет хорошо. Я все для тебя сделаю. Только приедь. Я же тебя люблю, люблю. Слышишь!? Люблю!!! Он. Женя, все, я выключаюсь. Уже посадку объявили. (Г. Павленко «Большие мелочи любви»)

В данном примере адресатом является мужчина (в пьесе у него нет имени). Женя уговаривает его приехать, остаться с ней, хотя бы из-за ребенка. Ярко видно, как Женя меняет свою тактику: от противоборства к уступке. Но даже смягчение интонации, употребление ласковых слов, обещания и просьбы не имеют воздействия на адресата. Поскольку герой окончательно решил уйти.

Таким образом, не всегда использование конструктивных тактик и жанров, мягкая интонация и слова прощения, просьбы и мольбы могут привести к тому, что адресат смягчиться и согласиться или уступит адресанту.

Из этого можно сделать вывод, что адресант должен всегда рассчитывать на различное понимание адресатом интенции, заложенной в том или ином жанре любовного конфликта, а потому, чем шире будет репертуар конструктивных речевых жанров в арсенале инициатора общения, тем более гибким может быть его поведение и тем легче он сможет достигнуть своей коммуникативной цели.

Фактор содержания. Как показал анализ образцов, данный фактор позволяет идентифицировать жанры любовного конфликта. Нам необходимо выяснить, в чем специфика каждого из жанров, уточнить и конкретизировать их жанровые особенности.

Определения жанров мы составляли с опорой на некоторые работы: 4, 17, 32, 36.

Вначале обратимся к анализу жанров, которые входят в группу конструктивных.

Комплимент – речевой жанр, в котором содержится положительная, правдивая, искренняя оценка внешнего вида собеседника, его манеры общаться, характер и т.д.

Один из наиболее эффективных жанров при любовном конфликте, поскольку при его использовании происходит эмоциональный подъем, тот кому сделали комплимент испытывает положительные эмоции.

Рассмотрим особенности комплимента как речевого жанра на следующем примере.

Представленный фрагмент – это самое начало конфликта, который возник на почве разных взглядов на будущее (Женя не хочет замуж, он ее и не зовет, но, тем не менее, она неоднократно повторяет, что замуж не хочет). Итак, Женя хвалится своему молодому человеку новым нарядом. Жирным шрифтом выделены те фрагменты высказываний, которые являются комплиментами.

Ж. Иди, посмотри. Иди, иди, иди. Он. (Заходит) Ух ты, супер. Ж . Ну как я тебе? Он. Настоящая модель! Ж. Правда?          Он. Конечно. Ж. (рассматривает себя) Да нет, как-то не очень... Он. Женя, я тебе говорю – обалденно! (Г. Павленко «Большие мелочи любви»)

Во фрагменте видно, что как героиня хочет, чтобы ей сделали комплимент, переспрашивает, пытается несколько уменьшить свою красоту собственной нелестной оценкой. А этим еще больше подталкивая мужчину на то, чтобы он произнес комплимент.

Рассмотрим следующий пример, который является частью конфликта, представленного выше.

Он. А тебе что нравится? Ж. Мне нравится твой серьезный подход, сразу видно настоящего мужчину. Это такая редкость. Сейчас, вокруг одни самцы. Кроме тела вообще ничего не видят. А ты не такой. Ты - мечта любой женщины. Он. Ну, Женя, ты меня расхвалила (смущается).Здесь уже комплимент произносит женщина. Ее комплимент отличается логичной стройностью, развернутостью. Она выделяет своего мужчину среди других и делает на этом акцент.В этих фрагментах видно и то, как по-разному люди реагируют на комплимент: женщина пытается уменьшить свою значимость, а мужчина честно признается, что смущен, поскольку мужчины редко получают комплименты.В комплименте чаще всего используются такие фразы-клише: «Мне нравится…, Великолепно…, Восхищен…, Ослепительно…, Клево… и т. д.» (2, С. 728).Следующий речевой жанр, который также является достаточно эффективным при конфликте между влюбленными – обещание.

Обещание – речевой жанр, в котором высказывается обязательство, уверение в том, что что-либо будет сделано, исполнено, дано и т.п.

При использовании данного жанра один партнер уступает друг другу, или оба предпринимают взаимные уступки. В любом случае партнеры успокаиваются, и конфликт чаще этим и завершается.

Например.

Главный герой объясняет возлюбленной, что ему нужно уехать, и почему он не может взять ее с собой. Жирным шрифтом выделено само обещание.

– У меня нет дома, Таня, я всю жизнь езжу с места на место… В Москве живу в номерах… И ни на ком никогда не женюсь…

– Отчего?     

– Оттого, что уж такой я родился.

– И ни на ком никогда не женитесь?

Ни на ком, никогда! И даю тебе честное слово, мне, ей-богу, необходимо, очень важные и неотложные дела. К Рождеству непременно приеду! (А. И. Бунин «Таня»)

В данном случае герой дает два обещания: во-первых, не жениться, и, во-вторых, приехать на Рождество. При этом он использует такие клишированные фразы, как «Никогда…, Даю тебе честное слово, Непременно…»

Следующий пример.

Конфликт между Кити и Константином Левиными, который возник на почве ревности мужа к Веселовскому, который слишком любезно общался за ужином с Кити. Когда жена объяснила, что нет повода для ревности, Константин решил загладить свою вину перед ней тем, что впредь он будет любезен с гостем.

– Нет, так я, напротив, оставлю его нарочно у нас всё лето и буду рассыпаться с ним в любезностях, – говорил Левин, целуя её руки. – Вот увидишь. (Л. Н. Толстой «Анна Каренина»)

Константин использует такие фразы-клише: «нарочно…, вот увидишь…». Кроме этого обещание заключается и в глаголах будущего времени: оставлю, буду рассыпаться.

Рассмотрим другой конструктивный жанр.

Утешение – речевой жанр, в котором высказываются слова искреннего сочувствия, сопереживания.

Пример.

Герои расстались несколько лет назад, но когда вновь встретились, то их любовь вновь вспыхнула. Героиня обвиняет партнера в том, что он ее тогда покинул.

ОНА. Ты виноват. Захотел – был бы и первым, и вторым, и третьим, и последним. Лёня, Лёнечка, две половинки, они ведь притягиваться должны, как плюс и минус. А если не так? Если одна притягивает, а вторая отталкивает? Значит, это не её половинка. Чужая. Ты ж электрик, ты должен понимать. Моя половинка твою притягивает, твоя – другую, другая – третью, третья – четвёртую… И мою половинку тоже притягивает кто-то, я даже знаю кто. И ему воздуху мало становится, когда он меня на улице встречает. И у тебя коленки подкашиваются, когда ты свою видишь где-нибудь. Только это неправильно всё. Где любовь-то? У кого? Почему говорят «неразделённая любовь»? Как раз разделённая, на две половины разрезанная, разорванная. У тебя своя половинка, у меня своя половинка, а целой нет.

ОН. Бедная моя девочка. Совсем запуталась. Половинки – серединки. Всё хорошо, Машенька. Всё будет хорошо, девочка моя. (А. Богачева «За стеклянными дверями…)

В представленном фрагменте жирным шрифтом выделены слова утешения. Мужчина, пытаясь успокоить женщину, использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, эпитеты. Усиливает эффект утешения и то, что считает ее маленькой девочкой, которая запуталась. И то, что он произносит «половинки-серединки», как бы пытаясь доказать, что она расстроилась по мелкому поводу.

Другие распространенные фразы при утешении: «Не грусти…, Утешься…, Успокойся…, Держи себя в руках… и др.» (2, С. 739).

Утешение чаще всего необходимо женщинам, поскольку они более эмоциональны в конфликте. Правильное и уместное использование этого жанра поможет избежать дальнейшего развития конфликта.

Извинение – речевой жанр, в котором содержится просьба о прощении, слова оправдания.

Данный речевой жанр является одним из самых эффективных при любовном конфликте. Чаще всего извиняется тот партнер, который начал конфликт, то есть инициатор.  

Пример. Жирным шрифтом выделены те фрагменты, которые являются извинением.

Любовный конфликт из драмы А. Н. Островского «Гроза». Кабанов собирается уехать из дома, а Катерина, предчувствуя беду, не хочет отпускать его одного.

Кабанов. Катя!

Молчание.

-Катя, ты на меня не сердишься?

Катерина (после непродолжительного молчания, качает головой). Нет!

Кабанов. Да что ты такая? Ну, прости меня!

Тихон в начале спрашивает, сердится ли Катерина и по ее сухому и неискреннему отказу, понимает, что жена расстроена. Пытаясь загладить свою вину, Кабанов извиняется перед женой. Но это извинение не выглядит правдивым и неподдельным, поскольку первая фраза «Да что ты такая?» демонстрирует недовольство и раздражение Тихона. Клишированное выражение «Прости меня…» дополнено разговорным «Ну,…», которое так же показывает настоящую причину его извинения – он просто хочет поскорее избавиться от этого разговора.

Извинение чаще всего следует за объяснением, в ходе которого проясняется конфликтная ситуация, и то партнер, который был неправ, стараясь искупить свою вину, произносит извинительную речь. Продемонстрируем это на следующем примере.

О причинах конфликта между Кити и Константином мы писали выше. 

Она рассказала ему, о чем они говорили. И, рассказывая это, она задыхалась от волнения. Левин помолчал, потом пригляделся к её бледному, испуганному лицу и вдруг схватился за голову.

Катя, я измучал тебя! Голубчик, прости меня! Это сумасшествие! Катя, я кругом виноват. И можно ли было из такой глупости так мучаться?

Жирным шрифтом выделено высказывание Левина, которое и является извинением. Константин был инициатором конфликта, именно он обвинил Кити в том, что она слишком любезно общалась с гостем. Когда жена объяснила, о чем они говорили с Веселовским, Левин понял, что он ошибся. И в данном случае самым уместным жанром было извинение.

Стандартные фразы при извинении: «Извини меня…, Прошу прощения…, Я виноват…, Прости…, Сожалею, что… и т. д.».

Но в своей извинительной речи Константин, помимо фразы-клише, использовал и обращение по имени, и ласковое обращение, и гиперболизацию своей вины «я кругом виноват», а так же приуменьшение причины конфликта. Его речь выглядит искренней, она очень эмоциональна, поскольку в ней много восклицательных предложений.

Следующий жанр, к которому мы обратимся, – оправдание.

Оправдание – речевой жанр, в котором приводятся доводы, с помощью которых можно оправдать свою вину, объясняются причины того или иного поведения

Использование этого жанра не может гарантировать конструктивное разрешение конфликта, но в любом случае применение этого жанра способствует прояснению ситуации, выявлению причин поведения того или иного партнера и т. д.

Пример.

Жирным шрифтом выделены фрагменты, которые являются оправданиями.

Кабанов собирается уехать из города по делам, а жена просит его не уезжать или же взять ее с собой.

Катерина (кидаясь на шею мужу). Тиша, не уезжай! Ради бога, не уезжай! Голубчик, прошу я тебя!

Кабанов. Нельзя, Катя. Коли маменька посылает, как же я не поеду!

Катерина. Ну, бери меня с собой, бери!

Кабанов (освобождаясь из ее объятий). Да нельзя.

Катерина. Отчего же, Тиша, нельзя?

Кабанов. Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной.

Катерина. Да неужели же ты разлюбил меня? 

Кабанов. Да не разлюбил, а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? (А. Н. Островский «Гроза»)

Тихон объясняет Катерине, что уехать его просит мать, что он не может ее взять с собой, потому что устал от неволи и хочет отдохнуть. Речь героя логична, в ней точно сформулированы все причины того, почему он должен уехать один.

Именно логичность, стройность мысли, четкая формулировка своих мыслей являются залогом успешного оправдания. 

Приведем еще один пример из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Конфликт между Анной и Вронским произошел из-за того, что Каренина, вопреки предупреждениям Алексея, поехала в театр, где на нее осуждающе смотрели и говорили, что она падшая женщина. Когда Анна вернулась домой, она обвинила Вронского в том, что он виноват в том, что она находится в таком положении.

– Анна, – сказал он.

– Ты, ты виноват во всем! – вскрикнула она со слезами отчаяния и злости в голосе, вставая.

Я просил, я умолял тебя не ездить, я знал, что тебе будет неприятно…

– Неприятно! – вскрикнула она. – Ужасно! Сколько бы я ни жила, я не забуду этого. Она сказала, что позорно сидеть рядом со мной.

Шрифтом выделено оправдание.

Вронский оправдывается перед возлюбленной, отмечая, что он предупреждал о последствиях ее выезда в свет.

В данном случае три раза повторяется местоимение я, таким образом, Алексей пытается усилить оправдательный эффект, подразумевая, что он сделал все возможное, чтобы удержать Анну от этого шага. И, по сути, перекладывает вину на нее, потому что именно она не прислушалась к его советам. Анна же не воспринимает его оправдание, и приводит еще доводы, чтобы Алексей чувствовал себя еще более виноватым.

Оправдание должно содержать в себе весомые аргументы, чтобы адресат поверил другому партнеру, и разногласия были решены.

Признание в любви – речевой жанр, содержащий в себе слова любви, как доказательства истинности чувств.

Именно этот речевой жанр является уникальным, поскольку его можно употреблять только в семейных конфликтах, и, в частности, в любовных. Признание в любви – весомый аргумент для каждого партнера, независимо от пола. Выражение своих чувств, откровение перед партнером предполагают ответную реакцию, то есть проявление такого же отношения.

Пример.

Ольга Ивановна и Рябовский находятся в начале своих отношений и этот конфликт произошел из-за того, что она – замужем за Дымовым. Рябовский просит оставить мужа, потому что любит Ольгу Ивановну.

- Я чувствую себя в вашей власти. Я раб. Зачем вы сегодня так обворожительны?

Он всё время глядел на нее, не отрываясь, и глаза его были страшны, и она боялась взглянуть на него.

- Я безумно люблю вас... - шептал он, дыша ей на щеку. - Скажите мне одно слово, и я не буду жить, брошу искусство... - бормотал он в сильном волнении. - Любите меня, любите...

- Не говорите так, - сказала Ольга Ивановна, закрывая глаза. - Это страшно. А Дымов?

- Что Дымов? Почему Дымов? Какое мне дело до Дымова? Волга, луна, красота, моя любовь, мой восторг, а никакого нет Дымова... Ах, я ничего не знаю... Не нужно мне прошлого, мне дайте одно мгновение... один миг! (А. П. Чехов «Попрыгунья»)

В первом случае шрифтом выделено само признание в любви. Это высказываний состоит из рядовой фразы «Я люблю тебя», но усилена наречием «безумно», которое выражает степень чувства мужчины. А во втором случае признание в любви лишь подразумевается, поскольку Рябовский говорит, что нет мужа, а есть лишь любовь, восторг и пр. Герой просит возлюбленную любить его, подарить ему это чувство, рассказать и показать его, но Ольга Ивановна не произносит слов любви, поскольку до конца их еще не поняла, и к тому же, ее держат узы брака.

Рассмотрим другой пример из пьесы Г. Павленко «Большие мелочи любви» (см. описание ситуации на с.40).

Жених бросил Женю прямо перед загсом и лишь позвонил и сказал, что улетает из города. Истинных причин своего поведения он так и не объяснил. А Женя просит его остаться, поскольку ждет ребенка.

Ж. Как пока! Стой! Подожди! Не вешай трубку! Слышишь!? Он. Слышу. И что? Ж. Если у тебя что-то случилось, и ты не хочешь говорить - не говори, но приезжай. Он. У меня все нормально… Ж. (перебивает его) Нормально!? У тебя все нормально!? Я ребенка твоего ношу, а ты мне такое говоришь! И это ты называешь нормально!? (берет себя в руки) Ну миленький, ну я тебя очень прошу. Приедь ко мне. Все будет хорошо. Я все для тебя сделаю. Только приедь. Я же тебя люблю, люблю. Слышишь!? Люблю!!!

Он. Женя, все, я выключаюсь. Уже посадку объявили.

В этом случае уже героиня признается в любви, пытаясь тем самым вернуть жениха, но попытка не удалась. Женя употребляет клишированные высказывания «Я люблю тебя». Слово «люблю» она повторила три раза для того, чтобы усилить воздействие на адресата. Для этой же цели она употребила и ласковое обращение «миленький».

В большинстве образцов мы нашли такие признания в любви, которые не отличаются высотой и истинной глубиной чувств. В основном используются такие клише, как «Я тебя люблю…, Люблю…, Я полюбил тебя за … и т. п.».

Но в следующем примере сила чувства героя раскрыта полностью в его словах, в его признании, которое он сделал не наедине, а перед табором.

Лойко признается Радде в любви и предлагает выйти замуж, но она отказала, между ними даже происходит драка.

- Добро! - молвил Лойко и говорит Радде: - Ну, девушка, послушай меня немного, да не кичись! Много я вашей сестры видел, эге, много! А ни одна не тронула моего сердца так, как ты. Эх, Радда, полонила ты мою душу! Ну что ж? Чему быть, так то и будет, и... нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!.. Беру тебя в жены перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь - я свободный человек и буду жить так, как я хочу! - И подошел к ней, стиснув зубы, сверкая глазами. Смотрим мы, протянул он ей руку, - вот, думаем, и надела узду на степного коня Радда! Вдруг видим, взмахнул он руками и оземь затылком - грох!..

Что за диво? Точно пуля ударила в сердце малого. А это Радда захлестнула ему ременное кнутовище за ноги, да и дернула к себе, - вот отчего упал Лойко.АВТОР? ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕ УКАЗАНЫ!!!

Шрифтом выделено признание Лойко в любви и предложение выйти за него замуж, как доказательство своего чувства. В речи Зобара нет слова «люблю», но оно подразумевается. Он подчеркивает, что ни одна девушка не тронула его сердца, кроме Радды. Глубина чувства подчеркивается и тем, что Лойко говорит это перед отцом Радды и своим народом. Это говорит о том, что он честен и искренен, и что он не стесняется своих чувств.

В итоге подчеркнем, что признание в любви должно отражать истинные глубокие чувства, нельзя говорить о любви, если до конца еще не чувствуешь ее.

И последний, из рассматриваемых нами конструктивных жанров, – просьба.

Просьба – речевой жанр, в котором содержится прошение в чем-либо.

Пример.

Рябовский пишет солнечный пейзаж, а солнца нет несколько дней. Ольга Ивановна предлагает ему закончить картину, где изображен пасмурный день. Молодой художник резко отвергает это предложение.   

– Как ты ко мне переменился! – вздохнула Ольга Ивановна.

– Ну, и прекрасно.

У Ольги Ивановны задрожало лицо, она отошла к печке и заплакала.

– Да, недостаточно только слез. Перестаньте! У меня тысячи причин плакать, однако же, я не плачу.

– Тысячи причин! – всхлипнула Ольга Ивановна. – Самая главная причина, что вы уже тяготитесь мной. Да! – сказала она и зарыдала. – Если говорить правду, то вы стыдитесь нашей любви. Вы всё стараетесь, чтобы художники не заметили, хотя этого скрыть нельзя, и им всё давно уже известно.

Ольга, я об одном прошу вас, - сказал художник умоляюще и, приложив руку к сердцу, - об одном: не мучьте меня! Больше мне от вас ничего не нужно!

– Но поклянитесь, что вы всё ещё любите!

– Это мучительно! – процедил сквозь зубы художник и вскочил. – Кончится тем, что я брошусь в Волгу или сойду с ума! Оставьте меня! (А. П. Чехов «Попрыгунья»)

В данном фрагменте представлена одна просьба (выделена жирным шрифтом). Рябовский просит возлюбленную не мучить его слезами и упреками. Эта просьба произнесена с ум



2020-02-04 595 Обсуждений (0)
Жанровое своебразие любовных конфликтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Жанровое своебразие любовных конфликтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (595)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)