Интерпретация первичного слухового анализа
Свойства восприятия речи: категориальность нелинейность Сегментация речевого сигнала n Выделение фрагментов со сменой источника и степени сужения речевого тракта, т. е. быстрых изменений в спектре. n Наиболее яркие акустические фрагменты: n пауза n звонкая пауза при произнесении звонкого смычного n взрыв (резкое начальное нарастание) n длительный шум с нерезким началом (щелевой) n вокализованный шум (звонкий щелевой) n вокальный участок (гласный или сонорный) n Резкие изменения в частоте и амплитуде сигнала.
Гипотезы распознавания речевого сигнала (теории восприятия речи): Артикуляционная гипотеза (моторная теория): восприятие зависит от модели артикуляции, которую воссоздает слушающий (как бы одновременно артикулируя с говорящим). Количественная: восприятие зависит от изменения положения артикулирующих органов при переходе от одного звука к другому. Акустическая: восприятие зависит от акустической картины.
Модель восприятия и производства речи [Кодзасов, Кривнова, 2001]
Автоматический анализ и синтез устной речи Этапы анализа и синтеза устной речи n понять и среагировать (анализ) n первичная акустическая сегментация n смысловая интерпретация n преобразовать и выдать (синтез) n смысловой синтез n акустический синтез
Генеральные проблемы: сегментация речи снятие омонимии (разрешение многозначности)
Трудности первичной сегментации речи плавность речевого потока огромное количество звуковых нюансов, специфическая сочетаемость звуков отсутствие пауз между словами, несоответствие пауз и синтаксических единиц наличие интонации, мелодическая изменчивость индивидуальные особенности речи … …
Синтез речи-1 Моделирование речевого аппарата: артикуляторный синтез Синтез речи-2 Моделирование звукового сигнала (акустический синтез): а) формантный синтез (по правилам), б) компилятивный синтез
Формантный синтез Генерация сигнала источником (синтезатором) « Фильтрация исходного сигнала, моделирование параметров голосового тракта.
Компилятивный синтез: «Склейка» речи из имеющихся единиц
Современные синтезаторы: системы Text To Speech (TTS) Интеграция в операционные системы, мобильные телефоны, электронные книги, GPS-навигаторы
Общая схема систем TTS Back-end и Front-end фрагменты TTS Функциональная фонетика (фонология) Теория фонемы Восприятие речи: лингвистический аспект Смысловая интерпретация речи – автоматизированный процесс. Это залог выполнения коммуникативной функции – важнейшей для языка. Функции звуков в языке изучает функциональная фонетика = фонология. В центре фонологической теории – понятие фонемы и описание фонологической системы языка (языков). Фонология – собственно лингвистическая, гуманитарная дисциплина.
Звуки речи и звуковые типы: индивидуальные особенности речи ситуативные особенности различия в сочетаемости [а] [ъ] [иэ] как «акустико-артикуляционные зоны» Звук речи – конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретной ситуации. Зафиксировать все признаки звуков речи может только спектрограмма, оцифровка. Звуковой тип – множество звуков, воспринимаемых тождественно. Звуковые типы мы отражаем в фонетической транскрипции.
Понятие фонемы. Фонема как смысловая функция Пример с предлогом «в»: Поехали… [в]афины [͞в ’]енецию [͞в]ашингтон [ф]париж [ф’]пермь [в°]омск Звуки […] – Фонема <в> или /в/
Другие примеры: [L // ó // ъ] [вLдá] [вóды] [въд’иэнó ] [к // г] [с’н’эк] [с’н’иэгá] Все эти примеры легко объяснить современными законами произношения!
Функции фонемы n Отождествительная (перцептивная): пример с предлогом «в» n Смыслоразличительная (сигнификативная): n [рот] рот n [рат] рад n [рут] руд, Рут – звук не выполняет функцию смыслоразличения! n Сравним также: n [рат] и [р°от] n [рат] и [р’ат] – что различает слова?
Определение фонемы (МФШ): мельчайшая языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков и служащая для отождествления и различения слов и морфем. ----------- При этом фонема не является значимой единицей. Минимальная значимая единица – морфема. Ср. стол и стул. За какую часть лексического значения отвечает <о> и <у>? Звук речи ® звуковой тип ® фонема.
Фонема и звуки «…представлена рядом позиционно чередующихся звуков…» С этой точки зрения фонема может быть представлена и звуковым нулем [ø] Нулевые показатели в лингвистике Фонологические «нули»: [jэз’д’ит’] – [нLjэз’н’ик] наезДник [LпLздáт’] – [пóзнъ] позДно
Осознание фонемы как части языка Какие звуки есть в твоем языке? А, О, И… А нас на фонетике учат, что… Таких звуков в моем языке нет! Таки[γ] звук[ъ]в в м[Ljо]м [ иэ]зыке нет!
И. А. Бодуэн де Куртенэ
Бодуэн и фонологические школы И.А.Бодуэн де Куртенэ первым последовательно разграничил понятия «фонема» и «звук». На основе его идей в ХХ в. возникло несколько фонологических школ. В России – Московская и Санкт-Петербургская. За рубежом — Пражская, Лондонская и др. В нашем курсе фонологическая теория дается последовательно с позиций МФШ. Подробнее исходные теоретические посылки разных ФШ будут рассмотрены на семинаре и чуть позже на лекции.
Фонология и фонетика n «Фонологический» = «фонемный» в разных контекстах: n фонологический уровень языка = фонемный уровень языка n фонологическая система = система фонем n «Фонологический» ≠ «фонетический» в разных контекстах: n фонемный ≠ звуковой n «Фонология» частный случай «фонетики» в разных контекстах: n фонетика в широком, объединяющем смысле n фонетика как практическая фонетика
Чередование (альтернация) Замена одного звука на другой в данном месте морфемы. Теория чередований впервые получила серьезную разработку в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ.
Типы чередований Позиционные (живые, фонетические, чередования звуков) Исторические (фонологические, чередования фонем) рука — ручка (к // ч) сухой — сушь (х // ш) любить — люблю (б // бл’) день — дня (э // ø) и много других. ! Сравним с [LпLздáт’] – [пóзнъ] (д // ø)
Нейтрализация Ряды позиционно чередующихся звуков, относящихся к разным фонемам могут пересекаться: ро[т] — <д> и <т>. Совпадение двух или нескольких фонем одном звуковом варианте называется нейтрализацией. Звук [иэ] может являться результатом нейтрализации дифференциальных признаков сразу 4 фонем: <а>, <э>, <и>, <о> [п’иэтáк], [л’иэсá] — леса, [л’иэсá] — лиса, [ иэжá]
Фонологические позиции Условия реализации фонемы в речи. В сильных позициях фонема наилучшим образом выполняет свои функции (сигнификативную и перцептивную: возможность отождествлять и различать), в слабых — ограниченно. В соответствии с этим выделяются: перцептивно сильные слабые сигнификативно сильные слабые Фонологические позиции, по МФШ пример для фонемы <о> Перцептивная + Сигнификативая + основной вариант (вид) фонемы: [ó] Перцептивная – Сигнификативая + вариации фонемы: [ó˙] [˙ó] [˙ó˙] Перцептивная – Сигнификативая – варианты фонемы [Ù] [ъ] [иэ] [ь]
Нейтрализация Совпадение двух или более фонем в одном звуке. Или: Неразличение двух или более фонем в сигнификативно слабой позиции.
Сильные позиции фонем Гласные: ударная <у>: все позиции сильные Согласные: по глухости/звонкости перед гласным перед сонорным согласным перед [в] и [в’] по твердости/мягкости перед гласным на конце слова перед заднеязычным согласным
Критерий МФШ: сильная позиция в морфеме [L // ó // ъ] [вLдá] [вóды] [въд’иэнó ] [к // г] [с’н’эк] [с’н’иэгá]
В фонемной транскрипции нет смысла в знаке ударения! Это абстракция. А что делать, если к сильной позиции привести нельзя? вокзал [вLгзáл] <о> или <а>? <г> или <к>? критерия нет! Ответ МФШ: и то и другое! Гиперфонема как результат полной нейтрализации фонем, она существует только в слабой позиции Гиперфонема – это не отдельная единица языка, это неразличение конкретных фонем. Гиперфонемы в фонологической модели
Фонологическая транскрипция по МФШ [вLдá] → <вода>, потому что [вóды] [жLрá] → <жара>, потому что [жáркъ] [вLгзáл] → <в о/а г/к з а л>, потому что проверить нельзя. Вариант записи: С точки зрения орфографии гиперфонемы – обычное явление в словарных словах. Основные вопросы теории фонологии
Как определить звуки, которые следует относить к одной фонеме? Ответ МФШ: … … Как определить набор фонем (фонологическую систему) данного языка? На эти вопросы фонологические школы отвечают по-разному.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (318)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |