Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современная норма: фонетические законы и орфоэпические правила



2020-02-04 486 Обсуждений (0)
Современная норма: фонетические законы и орфоэпические правила 0.00 из 5.00 0 оценок




Фонетика (универсальные законы, не знающие исключений и колебаний [пример]) и орфоэпия (вариантность в сфере литературного языка).

По временнoму признаку разграничивается старшая и младшая норма. Первая опирается на традиционное произношение, вторая — на современную орфоэпическую тенденцию (горни[шн]ая и горни[чн]ая). В британской версиии ангийского языка этим понятиям соответствуют Conservative English (консервативный) и Advanced English.

 

Фонетические законы произношения гласных

1. Выбор гласных звуков в позиции после/перед мягким/твердым согласным (пат — пять). Поэтому же звук [и] после твердого согласного заменяется на [ы]: сыграть.

2. Аканье — совпадение после твердых согласных в неударных слогах фонем <о> и <а> в звуках [L] и [ъ].

Примеры орфоэпических тенденций в области гласных:

Звук [о] может произноситься в безударном слоге в сложных и сложносокращенных словах (госзаказ, оргтехника), в заимствованных словах (рококо), в иноязычных приставках (постсоветский), в неударных предлогах, местоимениях, частицах (мой друг).

В некоторых словах наблюдаются колебания в выборе [э] и [о] после мягких и шипящих согласных (маневры — манёвры, желчь — жёлчь).

Фонетические законы произношения согласных

1. На конце слова перед паузой звонкие шумные оглушаются.

2. Ассимиляция обусловливает оглушение звонких шумных перед глухими и озвончение глухих шумных перед звонкими согласными.

Примеры орфоэпических тенденций в области согласных:

Тенденция к отвердению согласного перед мягким или палатальным [j] (дверь, вьюга, ослик). В старшей норме такие сочетания были невозможны.

На месте чн произносится [ч’н] или [шн]: (все) конечно — конечно (буду). В некоторых словах допустимы оба варианта: булочная. Возможны колебания произношения отдельных слов, в зависимости от значения (сер­деч­ный приступ — сердечный друг)

Смягчение перед <э> в заимствованиях. + орфографический вопрос (мэр, пэр, сэр — метр?). Разная способность согласных к смягчению. л/л': Сл[э]нг, пл[э]ер — желе, филе.

 

Орфоэпические нормы в области ударения

Равноправные варианты: залитый, баржа, кружится

Более и меее предпочт.: стенам и стенам, грузит и грузит, порвался и порвался

Сферы: общеупотребительная и профессиональная: добыча, шприцы, искра, компас и проч. Лит и нар.-поэт.: девица, серебро, честный-честной и проч.

Современные и устаревшие варианты.

Литературные и просторечные, диалектные

 

Примеры некоторых явлений.

Колебания в сфере сущ-х

Во всех формах ж, м., ср. родов: баржа – баржи и проч.

обух-обухи, обуха, шрифты, и проч. ,деревце-деревца

Омонимы и разные знач. слова: грош, мех(мехи, меха), орден (ордены, ордена), корпус(-ы,-а), лагерь(-и, -я), пропуск(-и, -а), хлеб(-ы,-а) и проч.

Ср.: слесарь, шофер, автор, редактор, корректор, договор и проч.

 

Глаголы на –ить сверлить, включить, бурить, долбить, крепить, звонить – тенденция к ударению на основе в личных формах

Омонимы: косить (быть косоглазым)-косит, заточить (заострить и посадить в тюрьму)

Бурит, включит, сверлит, синит.

Звонит! – дискуссия.

 

Социофонетические признаки говорящего и «кодификатора»

Возраст, происхождение, соц. среда (место учебы, работы, круг знакомых), место рождения и проживания (временные наслоения в речи разных людей). Социофонетические портреты: новый русский, интеллигент, рабочий и проч.

 


Графика

Речь существует в устной и письменной форме.

 

Пиктограммы — VIII–VI тысячелетие до н.э.

Идеограммы — IV тысячелетие до н.э.

Буквенное письмо появляется — 2-я половине II тысячелетия до н.э.

 

Передавая речь на письме, мы пользуемся буквами и некоторыми другими письменными знаками. Совокупность этих средств передачи речи называется графикой (grapho — греч. пишу). Так же называется и раздел науки, изучающий соответствие между буквами и фонологической системой языка.

В фонематическом письме (в частности, РЯ) различают

графику (общие принципы письма, систему обозначений),

орфографию (систему единообразных написаний, выбор одного из нескольких возможных),

алфавит.

 

Алфавит

Совокупность букв, используемых для письма на данном языке и расположеных в определенном порядке. Слово происходит от названия двух первых букв греческого алфавита ® (калька) азбука=алфавит.

Современный русский алфавит — модификация древней славянской азбуки кириллицы (конец IX в.) ® болгарское, древнерусское (® русское, украинское, белорусское), сербское письмо.

В мире наиболее распространены системы письма на основе латинского алфавита (латиницы), кириллицы и арабского письма.

На Руси широкое распространение в X–XI в. после принятия христианства получает кириллица

Кириллица состояла из 43 букв, из которых начертание 24 соответствовало греческому варианту (А — аз, Г — глаголь, Ѳ — фита, в греч. тета, и др.). Для обозначения звуков славянских языков, которых не было в греческом, введены 19 букв (Ж — живете, Ѕ — зело, Y [ч’]— червь, Ѫ, Ѧ — юсы, обозначавшие носовые гласные).

За все время существования кириллицы в русский алавит введено 3 новых буквы: Й (и краткое) — введена Академией наук в 1735 г., Э (э оборотное) — узаконена Петром I, Ё — предложена взамен знака io, в печатном варианте не закрепилась.

Остальные буквы отменялись или видоизменялись.

Недостатки кириллицы — греческие буквы, ненужных для передачи звукового состава славянских языков.

Постепенно стала ненужной буква Ѣ (совпала звуковым составом с е). Ъ и Ь после падения редуцированных перестали обозначать гласные звуки, приобретя впоследствии совсем другие функции. Так, после реформ графики (Петра I — 1708–1710, реформ Академии наук XVIII в., Совета народных комиссаров — 1917–1918, отмена Ѣ, Ѳ, I) сложился современный русский алфавит.

Он состоит из 33 букв (в печатном и рукописном, прописном и строчном — т.е. в 4 — вариантах). Буквы имеют свое индивидуальное название (а, бэ, вэ...); современные назваёния окончательно прижились уже в советскую эпоху. Буквы делятся на классы гласных (10), согласных (21) и не обозначающих звуки, или безгласных (ъ и ь — раньше эти буквы относились к классу гласных).

Среди согласных отдельно выделяют щипящие — ж, ш, ч, щ.

В русской графике используется 2 надстрочных знака (й и ё), однако диакритическими из считать неправильно, т. к. они используются тольво в составе одной буквы.

 

Современный алфавит английского языка основан на латинице. Латинизация английской письменности происходит с VII в. (как замена англо-саксонского рунического письма), и так же точно в связи с распространением христианства. Англ. алфавит состоит из 26 букв: 6 гласных (A, E, I, O, U, Y — обозначают монофтонги и дифтонги, как самостоятельно, так и составе диграфов, графических комплексов) и 21 согласная. Буква Y входит в оба класса, так как обозначает и согласные, и гласные фонемы. Буквы W и R обозначают согласные фонемы, но используются и в составе графических комплексов, обозначающих гласные фонемы.

В современном англ. алфавите используются системные диграфы sh = [ʃ], th = [ð] либо [θ], ch = [tʃ], «China» или [k] в заимствованиях «echo», Michael, а также сочетания, используемые в транслитерационной записи: zh = [ʒ], kh = [h].

Разные алфавиты содержат омофоничные буквы и графические комплексы: англ. reed (тростник) — read, by — buy — bye и т. д.

 

Что лучше: 33 или 26 (как мы понимаем не совсем 26)? Сколько д. быть букв в алфавите?

В 1920-х гг. Николай Феофанович Яковлев (статья «Математическая формула построения алфавита»). Исходные положения теории.

1. Система практического письма должна графически отражать все фонемы данного языка — и только.

2. Многие языки допускают упрощение алфавита (из-за явления парности фонем)

 

33 буквы соответствуют 42 (38, по Яковлеву) фонемам русского языка. Русский алфавит более чем экономичен.

 



2020-02-04 486 Обсуждений (0)
Современная норма: фонетические законы и орфоэпические правила 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современная норма: фонетические законы и орфоэпические правила

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)