Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поэтическая фонетика и фоносемантика



2020-02-04 316 Обсуждений (0)
Поэтическая фонетика и фоносемантика 0.00 из 5.00 0 оценок




Поэтический язык

Система языковых единиц, выполняющих эстетическую функцию в художественном тексте (и в прозе, и поэзии), это «язык с установкой на творчество» (В.П.Григорьев).

Поэтическая функция языка.

Статусы слова в ХТ: поэтическое слово, слово-образ, поэтема, экспрессема

 

Звуковые явления в художественном тексте (сегментный уровень): ассонанс, аллитерация, звуковой повтор, звукопись

Звукопись: Бальмонт, «Камыши»

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

<…>

И, вздох повторяя погибшей души,

Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

Фоносемантика. К истории

М. В. Ломоносов: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины... учащение письмен е, и, ю — к изображению нежности, ласкательства... или малых вещей».

Фоносемантика. К истории

А. Рембо — «Гласные»,

В. Набоков — романы «Дар», «Другие берега»

Андрей Белый

Р. Якобсон

— филологические работы

и многие др.

Фоносемантика. К истории. В. Набоков:

Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное... Р; крепкое каучуковое Г... темно-коричневое, отполированное Я. В белёсой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба. Группу мутных промежуточных оттенков образуют клистирное Ч, пушисто-сизое Ш и такое же, но с прожелтью, Щ... Такова моя азбучная радуга (ВЁЕПСКЗ).

 

Фоносемантика. А. П. Журавлев

«Фонетическое значение», «Звук и смысл» и др. работы.

«Символику звуков речи можно считать значимостью фонетической формы, или фонетическим значением».

На наше восприятие оказывает давление и буква, т.е. те ассоциации, которые возникают под воздействием ее графического образа.

Носитель фонетического значения — звукобуквенный психический образ, а звукобуква — единица изучения фоносемантики.

Фонетическое значение специфично для каждого языка

Фоносемантика. А. П. Журавлев

n Три группы признаков звукобукв:

n оценка (хороший/плохой, округлый/шероховатый и т.п.),

n сила (громкий/тихий, могучий/слабый),

n подвижность — динамика (подвижный/медлительный, веселый/грустный и т.п.)

n + Цветовые ассоциации

Пояснение к анкетированию

«На ваших листах записана шкала, с помощью которой вы будете оценивать звуки и буквы, которые я буду произносить и показывать. Если вам почему-либо кажется, что данный звук «очень светлый», то вы приписываете ему оценку 1, если кажется, что звук «очень темный», приписываете оценку 5».

Если большинство информантов поставит какому-либо звуку тройки, то и средняя будет расположена возле этой оценки, т. е. звук окажется «никаким».

Однако средние показатели для большинства звуков и по большинству шкал явно отклоняются от 3,0.

 

Анализ отклонения

Пока отклонение не достигло половины деления шкалы, средняя еще тяготеет к тройке, а затем уже приближается к значимой оценке. Например, оценки 2,6 или 3,4 ближе к 3,0, чем к 2,0 или 4,0; но 2,4 или 3,6 уже приближаются, соответственно, к 2,0 или 4,0. Значит, границами существенных отклонений логично выбрать 2,5 и 3,5:

 

Средняя оценка является значимой, когда попадает в одну из зон значимых отклонений.

Развитие идеи: оценка всех звукобукв слова

ЛИК (Л', И, К) по шкале «красивый — отталкивающий»: 1,9; 2,0; 3,4.

(1,9 + 2 + 3,4) : 3 = 2,43

Звукосочетание лик оценивается нами по звучанию как нечто «довольно красивое».

Дополнительные факторы, вводимые в вычисление (частотность звука, место звука в слове, ударение), дают для слова ЛИК показатель, равный 2. Т.е. слово ЛИК оценивается говорящими как красивое.

 

Развитие идеи: оценка личных имен.

По Журавлеву, имена Людмила, Лилия, Лидия, Ирина, Юлия, Александр, Андрей, Борис, Константин потому что звучат красиво и соответственно: женские имена «женственно», мужские — «мужественно».

оценка звукосочетаний, лишенных смысла

оценка заимствований

оценка звукобукв текста

Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный,— Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись!

Доминанты: яркий, светлый, радостный, нежный.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.

Доминанты: темный, страшный, сильный, угрюмый, быстрый.

 

Основные проблемы фоносемантики (Ю. В. Казарин)

Определение характера фоносемантических явлений (национальный/универсальный).

Выработка методики исследования

Определение природы фонетической семантики слов

 

Слова-идеофоны

звукоподражательная лексика (как непроизводная, так и производная): хрясь, топ-топ, бац, бабахнуть, кукареку(-екать), crack, hiss.

звукоизобразительная лексика: свистеть, кряхтеть, шуршать и проч.

потенциальные идеофоны: балда.

Текстофонема (фонопоэтема) — фонетическая единица, входящая в ряд повторяющихся звуков и соотносящаяся с контекстными смыслами слова (слов), в состав которых она входит.

 

Звуковые явления в художественном тексте (суперсегментный уровень)

Речевой ритм — регулярное повторение сходных речевых единиц. Выполняет структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции.

Основа эстетической организации художественного текста — стихотворного и прозаического.

Единица ритма в прозе — синтагма. В стихе — (звук), слог, ритмическая группа (состоит из ударного слога и примыкающих к нему безударных), строка, строфа.

Ритм в прозе. А. Пушкин:

Ямщик поскакал; но все время поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со нежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!..

 

Ритмическая стилизация. В. Набоков:

Из темноты, для глаз всегда нежданно, она как тень внезапно появлялась, от родственной стихии отделясь. Сначала освещались только ноги, так ставимые тесно, что казалось, она идет по тонкому канату. Она была в коротком летнем платье ночного цвета — цвета фонарей, теней, стволов, лоснящейся панели: бледнее рук ее, темней лица. Посвящено Георгию Чулкову. Федор Константинович целовал ее в мягкие губы <…>

 

Ритм и метр

Метр как идеальная схема чередования сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов): выражается в размере: двухстопный (ямб, хорей), трехстопный (дактиль, амфибрахий, анапест).

В реальной строке могут возникнуть отклонения от идеального метра.

Ритм — реальное чередование сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов), возникающее в результате взаимодействия реальных слов и метрического закона.

Ритм и метр. Метр как идеальная схема чередования сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов): выражается в размере: двухстопный (ямб, хорей), трехстопный (дактиль, амфибрахий, анапест).

В реальной строке могут возникнуть отклонения от идеального метра.

Ритм — реальное чередование сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов), возникающее в результате взаимодействия реальных слов и метрического закона.

Отклонения от метра. А. Пушкин:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

/_| /_ |/_ |/_

_ _|/_ |_ _|/

_ _|/_ |/ _|/_

/_| /_ |/_ |/

(Пиррихий)

 

Отклонения от метра. А. Пушкин:

Швед, русский колет, рубит, режет....

/ / | _ / | _ / | _/ | _

(Спондей)

 

Рифма (связана со звуком, слогом, ударением): точная, неточная

n точная

n неточная

n ассонанс

n диссонанс

n неравносложная

n усеченная

n В зависимости от расположения ударений:

n мужская

n женская

n дактилическая

 

Поэтическая интонация: средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, пауз.

Два значения термина: «Поэтическая интонация расслоилась на ритмическую и лексическую интонации (интонацию, определяемую расположением просодических элементов, и интонацию, связанную со строем лексики)» (Ю.М.Лотман).


Орфоэпия

 

Орфоэпия (с греч. правильная речь) — совокупность произносительных норм языка (обеспечиает единообразие его звукового оформления); раздел лингвистики, изучающий произносительные нормы.

Орфоэпия и орфография: разница в установках говорящих и пишущих. Стихийность, естественность развития орфоэпии, менее жесткие и отчетливые средства кодификации, чем у орфографии. Бессознательность отношения к орфоэпическим нормам и, вообще, к своему произношению. Более активное развитие, акт. дискусии (кофе, йогурт и проч.), внимание общества. Консерватизм словарей. Орфоэпические варианты в тестах по русскому языку.

Первые орфоэпические справочники: Римская империя — перечень случаев диалектного произношения, расходящегося с орфоэпической нормой (возникновение разрыва между письменным литературным языком и разговорным произношением, диффузия латыни).

Проблема орфоэпии, нормирования становится насущной в эпоху создания единых национальных языков.

Борьба за орфоэпическое единство языка против территориальных и социальных форм речи.

 

В процессе формирования нормы чаще всего выделяется область (город, столица), особенности произношения в которой и образуют в дальнейшем литературную норму языка в целом.

Основные особенности русской произносительной нормы сформировались в 1 половине 17 в. как особенности московского говора, окончательно же сложились во 2-й половине 19 в., составив норму национального языка.

Английский нормативный вариант, Received Pronunciation (RP) — произношение «стандартного» английского, которое определятся как стандартное произношение южной Англии. Между тем, по данным 1974 г., только 3% населения Великобритании являются носителями RP.

Специфика тонких различий в современном английском разброс диаспор, статус английского в современном мире и проч.].

 

Норма и варианты произношения

 Норма — система устойчивых реализаций языковой системы, закрепленных в процессе коммуникации. В понятие произносительной нормы включают произношение и ударение; иногда — в широком понимании — образование вариантных грамматических форм. Произношение: коне[ч]но — коне[ш]но, аф[‘э]ра — аф[‘о]ра, [ш]тобы — [ч]тобы. Ударение: щав‘ель — щ‘авель, д‘еньгами — деньг‘ами. Грамматические формы: сыпет — сыплет, дверьми — дверями. Синтетические случаи: д‘окторы — доктор‘а. Норма, сознательно культивируемая обществом, — черта литературного языка. Двойственность отношения к нормативности.

 Проблема нормы принципиально возникает в том случае, когда одна единица в языке имеет несколько реализаций, вариантов произношения (тв[o]рог — твор[o]г, до[шт’] — до[ш’]).

Орфоэпия, в отличие от орфографии, допускает варианты!

Шкала нормативности (Аванесов):

1) варианты равноправны (дождь),

2) один вариант предпочтительнее остальных, допустимых (доп. тв[o]рог, д[э]кан), допустимо устаревающих (горни[шн]ая, рек[a]м),

3) один вариант является правильным, остальные не рекомендуются (не рек. ок[o]н), запрещаются (доку­мент — документ, доцент, шофер, портфель; од[э]колон) — пометы неправ., груб. неправ.

Пометы допуст. новое [зд‘есь] и допуст. разг. [щас]

Продукты кодификации. Орфоэпическая информация в словарях Р.И.Аванесова, Т.Ф.Ивановой, М. Л. Каленчук и Р. Ф. Касаткина, И. Л. Резниченко.

Норма и система языка: избирательность реализации.

Норма изменяется, если по разным причинам появляются новые формы, постепенно вытесняющие старые.

Причины возникновения и факторы развития нормы:

а) фонологические: фонологическая система и тенденции ее изменения;

б) экстралингвистические (влияние письма, взаимодействие социальных и территориальных дилектов (оканье, фрикативный [g]), распространение информации (роль театра и кино, радио и телевидения — звучащих СМИ), нормативные оценки говорящих (в том числе эстетические) и, вообще, реальное словоупотребление, речь.

Кодификация как научное описание, фиксация норм в нормативных документах (словарях, справочниках, грамматиках).

Вневременная дискуссия пуристов и антинормализаторов. Проблемы и решения.

 



2020-02-04 316 Обсуждений (0)
Поэтическая фонетика и фоносемантика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поэтическая фонетика и фоносемантика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)