Поэтическая фонетика и фоносемантика
Поэтический язык Система языковых единиц, выполняющих эстетическую функцию в художественном тексте (и в прозе, и поэзии), это «язык с установкой на творчество» (В.П.Григорьев). Поэтическая функция языка. Статусы слова в ХТ: поэтическое слово, слово-образ, поэтема, экспрессема
Звуковые явления в художественном тексте (сегментный уровень): ассонанс, аллитерация, звуковой повтор, звукопись Звукопись: Бальмонт, «Камыши» Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? <…> И, вздох повторяя погибшей души, Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши. Фоносемантика. К истории М. В. Ломоносов: «В российском языке, как кажется, частое повторение письмени а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины... учащение письмен е, и, ю — к изображению нежности, ласкательства... или малых вещей». Фоносемантика. К истории А. Рембо — «Гласные», В. Набоков — романы «Дар», «Другие берега» Андрей Белый Р. Якобсон — филологические работы и многие др. Фоносемантика. К истории. В. Набоков: Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное... Р; крепкое каучуковое Г... темно-коричневое, отполированное Я. В белёсой группе буквы Л, Н, О, X, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба. Группу мутных промежуточных оттенков образуют клистирное Ч, пушисто-сизое Ш и такое же, но с прожелтью, Щ... Такова моя азбучная радуга (ВЁЕПСКЗ).
Фоносемантика. А. П. Журавлев «Фонетическое значение», «Звук и смысл» и др. работы. «Символику звуков речи можно считать значимостью фонетической формы, или фонетическим значением». На наше восприятие оказывает давление и буква, т.е. те ассоциации, которые возникают под воздействием ее графического образа. Носитель фонетического значения — звукобуквенный психический образ, а звукобуква — единица изучения фоносемантики. Фонетическое значение специфично для каждого языка Фоносемантика. А. П. Журавлев n Три группы признаков звукобукв: n оценка (хороший/плохой, округлый/шероховатый и т.п.), n сила (громкий/тихий, могучий/слабый), n подвижность — динамика (подвижный/медлительный, веселый/грустный и т.п.) n + Цветовые ассоциации Пояснение к анкетированию «На ваших листах записана шкала, с помощью которой вы будете оценивать звуки и буквы, которые я буду произносить и показывать. Если вам почему-либо кажется, что данный звук «очень светлый», то вы приписываете ему оценку 1, если кажется, что звук «очень темный», приписываете оценку 5». Если большинство информантов поставит какому-либо звуку тройки, то и средняя будет расположена возле этой оценки, т. е. звук окажется «никаким». Однако средние показатели для большинства звуков и по большинству шкал явно отклоняются от 3,0.
Анализ отклонения Пока отклонение не достигло половины деления шкалы, средняя еще тяготеет к тройке, а затем уже приближается к значимой оценке. Например, оценки 2,6 или 3,4 ближе к 3,0, чем к 2,0 или 4,0; но 2,4 или 3,6 уже приближаются, соответственно, к 2,0 или 4,0. Значит, границами существенных отклонений логично выбрать 2,5 и 3,5:
Средняя оценка является значимой, когда попадает в одну из зон значимых отклонений. Развитие идеи: оценка всех звукобукв слова ЛИК (Л', И, К) по шкале «красивый — отталкивающий»: 1,9; 2,0; 3,4. (1,9 + 2 + 3,4) : 3 = 2,43 Звукосочетание лик оценивается нами по звучанию как нечто «довольно красивое». Дополнительные факторы, вводимые в вычисление (частотность звука, место звука в слове, ударение), дают для слова ЛИК показатель, равный 2. Т.е. слово ЛИК оценивается говорящими как красивое.
Развитие идеи: оценка личных имен. По Журавлеву, имена Людмила, Лилия, Лидия, Ирина, Юлия, Александр, Андрей, Борис, Константин потому что звучат красиво и соответственно: женские имена «женственно», мужские — «мужественно». оценка звукосочетаний, лишенных смысла оценка заимствований оценка звукобукв текста Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный,— Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Доминанты: яркий, светлый, радостный, нежный. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Доминанты: темный, страшный, сильный, угрюмый, быстрый.
Основные проблемы фоносемантики (Ю. В. Казарин) Определение характера фоносемантических явлений (национальный/универсальный). Выработка методики исследования Определение природы фонетической семантики слов
Слова-идеофоны звукоподражательная лексика (как непроизводная, так и производная): хрясь, топ-топ, бац, бабахнуть, кукареку(-екать), crack, hiss. звукоизобразительная лексика: свистеть, кряхтеть, шуршать и проч. потенциальные идеофоны: балда. Текстофонема (фонопоэтема) — фонетическая единица, входящая в ряд повторяющихся звуков и соотносящаяся с контекстными смыслами слова (слов), в состав которых она входит.
Звуковые явления в художественном тексте (суперсегментный уровень) Речевой ритм — регулярное повторение сходных речевых единиц. Выполняет структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции. Основа эстетической организации художественного текста — стихотворного и прозаического. Единица ритма в прозе — синтагма. В стихе — (звук), слог, ритмическая группа (состоит из ударного слога и примыкающих к нему безударных), строка, строфа. Ритм в прозе. А. Пушкин: Ямщик поскакал; но все время поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со нежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!..
Ритмическая стилизация. В. Набоков: Из темноты, для глаз всегда нежданно, она как тень внезапно появлялась, от родственной стихии отделясь. Сначала освещались только ноги, так ставимые тесно, что казалось, она идет по тонкому канату. Она была в коротком летнем платье ночного цвета — цвета фонарей, теней, стволов, лоснящейся панели: бледнее рук ее, темней лица. Посвящено Георгию Чулкову. Федор Константинович целовал ее в мягкие губы <…>
Ритм и метр Метр как идеальная схема чередования сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов): выражается в размере: двухстопный (ямб, хорей), трехстопный (дактиль, амфибрахий, анапест). В реальной строке могут возникнуть отклонения от идеального метра. Ритм — реальное чередование сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов), возникающее в результате взаимодействия реальных слов и метрического закона. Ритм и метр. Метр как идеальная схема чередования сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов): выражается в размере: двухстопный (ямб, хорей), трехстопный (дактиль, амфибрахий, анапест). В реальной строке могут возникнуть отклонения от идеального метра. Ритм — реальное чередование сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов), возникающее в результате взаимодействия реальных слов и метрического закона. Отклонения от метра. А. Пушкин: Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна. /_| /_ |/_ |/_ _ _|/_ |_ _|/ _ _|/_ |/ _|/_ /_| /_ |/_ |/ (Пиррихий)
Отклонения от метра. А. Пушкин: Швед, русский колет, рубит, режет.... / / | _ / | _ / | _/ | _ (Спондей)
Рифма (связана со звуком, слогом, ударением): точная, неточная n точная n неточная n ассонанс n диссонанс n неравносложная n усеченная n В зависимости от расположения ударений: n мужская n женская n дактилическая
Поэтическая интонация: средство смысловой и эмоциональной выразительности художественной речи, способ организации художественного высказывания с помощью тона, фразового ударения, длительности, темпа, пауз. Два значения термина: «Поэтическая интонация расслоилась на ритмическую и лексическую интонации (интонацию, определяемую расположением просодических элементов, и интонацию, связанную со строем лексики)» (Ю.М.Лотман). Орфоэпия
Орфоэпия (с греч. правильная речь) — совокупность произносительных норм языка (обеспечиает единообразие его звукового оформления); раздел лингвистики, изучающий произносительные нормы. Орфоэпия и орфография: разница в установках говорящих и пишущих. Стихийность, естественность развития орфоэпии, менее жесткие и отчетливые средства кодификации, чем у орфографии. Бессознательность отношения к орфоэпическим нормам и, вообще, к своему произношению. Более активное развитие, акт. дискусии (кофе, йогурт и проч.), внимание общества. Консерватизм словарей. Орфоэпические варианты в тестах по русскому языку. Первые орфоэпические справочники: Римская империя — перечень случаев диалектного произношения, расходящегося с орфоэпической нормой (возникновение разрыва между письменным литературным языком и разговорным произношением, диффузия латыни). Проблема орфоэпии, нормирования становится насущной в эпоху создания единых национальных языков. Борьба за орфоэпическое единство языка против территориальных и социальных форм речи.
В процессе формирования нормы чаще всего выделяется область (город, столица), особенности произношения в которой и образуют в дальнейшем литературную норму языка в целом. Основные особенности русской произносительной нормы сформировались в 1 половине 17 в. как особенности московского говора, окончательно же сложились во 2-й половине 19 в., составив норму национального языка. Английский нормативный вариант, Received Pronunciation (RP) — произношение «стандартного» английского, которое определятся как стандартное произношение южной Англии. Между тем, по данным 1974 г., только 3% населения Великобритании являются носителями RP. Специфика тонких различий в современном английском разброс диаспор, статус английского в современном мире и проч.].
Норма и варианты произношения Норма — система устойчивых реализаций языковой системы, закрепленных в процессе коммуникации. В понятие произносительной нормы включают произношение и ударение; иногда — в широком понимании — образование вариантных грамматических форм. Произношение: коне[ч]но — коне[ш]но, аф[‘э]ра — аф[‘о]ра, [ш]тобы — [ч]тобы. Ударение: щав‘ель — щ‘авель, д‘еньгами — деньг‘ами. Грамматические формы: сыпет — сыплет, дверьми — дверями. Синтетические случаи: д‘окторы — доктор‘а. Норма, сознательно культивируемая обществом, — черта литературного языка. Двойственность отношения к нормативности. Проблема нормы принципиально возникает в том случае, когда одна единица в языке имеет несколько реализаций, вариантов произношения (тв[o]рог — твор[o]г, до[шт’] — до[ш’]). Орфоэпия, в отличие от орфографии, допускает варианты! Шкала нормативности (Аванесов): 1) варианты равноправны (дождь), 2) один вариант предпочтительнее остальных, допустимых (доп. тв[o]рог, д[э]кан), допустимо устаревающих (горни[шн]ая, рек[a]м), 3) один вариант является правильным, остальные не рекомендуются (не рек. ок[o]н), запрещаются (документ — документ, доцент, шофер, портфель; од[э]колон) — пометы неправ., груб. неправ. Пометы допуст. новое [зд‘есь] и допуст. разг. [щас] Продукты кодификации. Орфоэпическая информация в словарях Р.И.Аванесова, Т.Ф.Ивановой, М. Л. Каленчук и Р. Ф. Касаткина, И. Л. Резниченко. Норма и система языка: избирательность реализации. Норма изменяется, если по разным причинам появляются новые формы, постепенно вытесняющие старые. Причины возникновения и факторы развития нормы: а) фонологические: фонологическая система и тенденции ее изменения; б) экстралингвистические (влияние письма, взаимодействие социальных и территориальных дилектов (оканье, фрикативный [g]), распространение информации (роль театра и кино, радио и телевидения — звучащих СМИ), нормативные оценки говорящих (в том числе эстетические) и, вообще, реальное словоупотребление, речь. Кодификация как научное описание, фиксация норм в нормативных документах (словарях, справочниках, грамматиках). Вневременная дискуссия пуристов и антинормализаторов. Проблемы и решения.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (316)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |