Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Драматизм, острота сюжета в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Образ Германна. Реальность и фантастика в повести.



2020-02-04 585 Обсуждений (0)
Драматизм, острота сюжета в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Образ Германна. Реальность и фантастика в повести. 0.00 из 5.00 0 оценок




«Пиковая дама» - повесть, создававшаяся в октябре - ноябре 1833 года, впервые опубликована в мартовской книжке «Библиотеки для чтения» за 1834 год. Летом 1828 г. Пушкин жил в Петербурге и там, видимо, услышал историю о княгине Н.П. Голицыной, когда-то проигравшей большую сумму денег и отыгравшейся благодаря знанию трёх выигрышных карт. Как раз в то время в Петербурге шла пьеса «Тридцать лет, или Жизнь игрока»; кроме того, Пушкин сам был азартным игроком. Все эти разнородные впечатления соединились в замысел повести об игроке. Сразу стала широко известной. Был широкий интерес читателей, но долгое время повесть никто не воспринимал всерьез, все считали ее искусно рассказанным анекдотом, пренебрежительное отношение к ней до нач. 2 века. Повесть состоит из 6 глав.

Вводя главного героя повести – Германна , автор обращает внимание на 2 особенности:

1. Служит военным инженером, что означает сравнительно низкое социальное положение в иерархии героя;

2. Сын обрусевшего немца, т. е. человек рационалистического склада ума, человек расчета, твердого самоограничения.

 

  И действительно, в начале жизнь героя подчинена логике и рассудку. Будучи небогатым и незнатным человеком, он мечтает «упрочить свою независимость», но он отвергает все рискованные пути, авантюры, не пьет, не играет в азартные игры, делает ставку на расчетливость и бережливость. «Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» – 2 раза в тексте повести повторяет Германн.

Здравый смысл определяет его отношение к анекдоту о 3 картах, рассказанному Томским. Германн воспринимает его как сказку.

Но расчет – это только внешняя оболочка личности Германна, сущность его характера была совершенно другая: «он имел сильные страсти и огненное воображение». Противоречие между страстной натурой Германна и его рационалистическим складом ума.

И хотя вначале Германн воспринял историю о 3-х картах как сказку, она сильно подействовала на его воображение, целую ночь эта история не выходила из его головы. Пушкин показывает внутренний диалог, раскрывающий борьбу 2 начал в душе Германна:

 

1 начало - заставляет Германна поверить в тайну 3-х карт, т. е. поверить в существование иррационального в жизни. Оно толкает к риску, заставляет раскрыть тайну 3-х карт. В голове он даже строит планы, думает, а не стать ли ему любовником 87-летней графини. Т. е. он уже на все готов. Тут уже показана полная аморальность героя.

2 начало - возвращает к здравому смыслу и говорит, что главное в жизни покой и независимость.

Сюжет показывает, что борьба 2-х начал длится недолго и заканчивается победой страстей над сознанием, рационализмом.

 

С этого момента и до конца повести Германн действует пользуясь иррациональным началом. Это влечет героя сначала к преступлению, потом к безумию. Решившись использовать в своих целях Лизу, он начинает преследовать ее, писать письма. И если в первом письме чувствуется расчетливость (письмо слово в слово взято из немецкого романа), то остальные письма, не переведенные с немецкого языка, Германн писал, вдохновенный своею страстью (в них выражается непреклонность его желаний, беспорядок необузданного воображения). Невозможно понять был ли он влюблен в Лизу или нет, но в любом случае верх одержала расчетливость.

 

Германн совершает 3 преступления:

 

1. Надругательство над чувствами бедной девушки;

2. Убийство старой графини;

3. Германн готов отдать душу дьяволу и тем самым совершить 3 преступление, самое страшное, с точки зрения религии. Он умоляет графиню открыть ему тайну, спрашивает, что может, эта тайна связана с каким-то ее грехом и что он может этот грех взять на себя, если она расскажет ему тайну.

 

Томский говорит о Германне: «лицо у него истинно романическое - у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля». Эти слова буквально подтверждаются автором повести: когда Германн говорит Лизе, что он ее не любит и что он использовал ее, чтобы добраться до графини, что он виноват в смерти графини, автор пишет: «Она отерла заплаканные глаза, и подняла их на Германна: он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона. Это сходство поразило даже Лизавету Ивановну». Так в повесть входит наполеоновская тема (важнейшая тема русской и европейской литературы 19 века). Этот наполеоновский мотив в образ в Германне можно понимать двояко:

1. Некоторые литературоведы делают упор на индивидуализме и аморальности Германна. Действительно, основа души Германна – эгоизм и расчётливость. Ради достижения целей Германн способен перешагнуть через все (смерти графини, чувств девушки). Неслучайно его сравнивают с Наполеоном, Наполеон готов был проливать реки крови и проливал их ради своего самоутверждения.

2. Но нельзя рассматривать наполеоновский мотив только в социально-психологическом аспекте (т.е. делать упор на индивидуализме и аморальности героя), такой подход игнорирует тот факт, что «Пиковая дама» не только социально-психологическая, но и философская повесть. А потому Наполеон интересует Пушкина, как человек, претендовавший на власть над судьбой, как личность, уверенная, что человеческой воле подвластно все. Надо отметить, что для Пушкина Наполеон был олицетворением величия и вместе с тем бессилия человека перед судьбой, перед роком.

 

И потом, вводя в повесть наполеоновскую тему, Пушкин не только характеризует Германна, но и характеризует его будущую судьбу, как у Наполеона, у него тоже есть взлеты и падения. Эта судьба осуществляется в 5-6 главах в повести. В них Германн повторяет в миниатюре путь Наполеона. Тайна 3-х карт (тройка, семерка, туз) становится реальностью. Тройка, семерка и туз действительно выигрывают, как было указано Германну призраком графини. Появление призрака графини – это, своего рода, весть потусторонних сил, рока, судьбы. Это ощущение усиливается словами самой графини: «Я пришла к тебе против своей воли. Но мне велено исполнить твою просьбу». Поэтому катастрофа Германна (2 вечера он выигрывает, называя эти три карты, а на 3 вечер вместо туза – пиковая дама) не кажется чистой случайностью, она выглядит как неизбежность. В повести важна идея торжества рока, судьбы над человеческой волей.

Пушкин не случайно взял карточную игру за основу сюжета повести, ведь игра – это поэтическая метафора жизни с ее взлетами и падениями, с ее проигрышами и выигрышами, с ее удачами и неудачами. Поэтому, «Пиковая дама» многоплановое произведение: здесь сочетаются и социальные, и психологические, и философские мотивы. Пушкин всю свою жизнь верил в судьбу, в роль случая в человеческой жизни. В своей статье о 2 томе «Истории русского народа» Н. Полевого Пушкин писал: «Ум человеческий по простонародному выражению не пророк, а угадчик. Он видит общий ход вещей, но невозможно предвидеть случая, мощного мгновенного орудия провидения». Личный и исторический опыт убеждали Пушкина в том, что наивно и неоправданно надеяться на торжество разума, рационализма.

Ф.М. Достоевский утверждал, что Пушкин создал совершенную фантастическую прозу: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что Вы должны почти поверить ему. Пушкин, давший нам почти все формы искусства, написал «Пиковую даму» – верх искусства фантастического. Вы верите, что Германн действительно имел видение».

Можно предположить, что Пушкин использовал фантастику для того, чтобы придать повести интригу, создать эффект неожиданности, тем самым повышая читательский интерес. С помощью фантастики Пушкин, возможно, хотел показать банальную историю о проигравшемся картёжнике и обманутой девушке с необычной стороны, привлекая внимание к мотивам поведения героев.

Германн очень хотел поверить в правдивость истории трёх карт, появление мертвой графини казалось ему своеобразным ответом на мучающий его вопрос, поэтому фантастическое происшествие является как бы естественным продолжением реальности.

То, что роль фантастического в повести «Пиковая дама» изменилась по сравнению с повестью «Гробовщик», что говорит о желании Пушкина более глубоко раскрыть психологию главного героя с помощью подобного приёма. «Пиковая дама» – загадочное и необычное произведение Пушкина, оригинальность ему придаёт именно переплетение реальности и фантастики, которое способствует раскрытию идеи повести.

С миром фантастики сталкивается главный герой повести – Германн. Эта встреча является итогом его одержимости историей о трёх картах, тайну которых он хочет разгадать. В своём стремлении обогатиться он идёт на крайние меры, ставя свои интересы превыше всего. Проследим, как эта идея овладевала Германном, понаблюдаем за ходом его мыслей и действий.

Германн был честолюбивым, расчетливым, практичным и твёрдым в своих поступках человеком, в душе которого кипели страсти. Главное его желание – обогатиться и занять хорошее положение в обществе. На пути к своей цели он не обращает внимания на интересы других людей, решается на крайние меры. Раскаяние, страх, сожаление о содеянном не пробуждаются в нём даже, когда он становится невольным виновником смерти графини. Его тревожило лишь то, что «мёртвая графиня могла иметь вредное влияние на его жизнь», а уж судьба обманутой им Лизы вовсе не волновала.

Можно сказать, что фантастическое видение Германна имеет под собой реальную основу: своей одержимостью, эгоистичными, необдуманными поступками он навлекает на себя наказание, пробудив к жизни сверхъестественные силы. Причина его поражения кроется и в том, что, поверив в слова призрака, Германн следует им в реальной игре, а реальность жестоко шутит с ним.

Раскрывая психологию главного героя с помощью фантастики, Пушкин показывает всю низость Германна, глубину его морального падения, ведь даже появление призрака не заставило героя раскаяться. Одержимость какой-либо идеей может привести к необдуманным поступкам и трагическим последствиям.

 



2020-02-04 585 Обсуждений (0)
Драматизм, острота сюжета в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Образ Германна. Реальность и фантастика в повести. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Драматизм, острота сюжета в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». Образ Германна. Реальность и фантастика в повести.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)