Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности профессиональной деятельности



2020-02-04 222 Обсуждений (0)
Особенности профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Учитель Актер
Деятельность педагога проходит в границах реально существующего и актуального мира. Деятельная жизнь на сцене проходит в ином слое бытия по сравнению с обычной жизнью (сцена, декорации, костюмы и т.п.).
Если есть педагог, рядом всегда реальные люди с реальными чувствами, ожидающими доверительный обмен мыслями и чувствами. Общение тяготеет к диалогу. Если есть актер, то рядом всегда публика, ожидающая "образ", маску, общение тяготеет к монологу.
Импровизации педагога не только допустимы, но и необходимы, независимо от школьного предмета. Границы творчества иные. Импровизации актера допустимы в момент подготовки к спектаклю и в малой степени во время него (если это не спектакль-импровизация - например, «Принцесса Турандот»).
Если учитель «забудет» об учениках, происходит взаимное отчуждение, а эффект от его деятельности может не иметь отношения к предмету обучения. Чем лучше чувствует учеников учитель, тем лучше результаты его профессиональной деятельности. Хорошие актеры во время игры на сцене "забывают" о зрителе, сосредотачиваются на общении с партнером по сцене.
Учитель, как правило, один на один с классом, у него нет помощников, хотя объективно он не одиночка, а участник ансамбля педагогов школы. Школьно-классный реквизит предельно прост: стол, стул, доска и пр. Актеру всегда помогают (драматург, режиссер, гример, суфлер и т.д.). Театральные средства воздействия сложны: сцена, свет, декорации, голоса за сценой. Они в спектакле "диктуют" актеру, составляют с ним ансамбль.
Учитель несет личную ответственность за результат своей деятельности (провал или удача урока). Последствия его ошибок более драматичны, чем результаты актерских неудач. Актеры несут коллективную ответственность за результаты своей деятельности (провал или триумф спектакля).

 

7.Система Станиславского в педагогической интерпретации. Игра в педагогическом процессе.  

К.С.Станиславский так же утверждает, что творчество артиста состоит из шести главных процессов. Попробуем адаптировать его мысли к педагогическому творчеству.

В первом подготовительном процессе "воли" артист (педагог) готовится к предстоящему творчеству. Он знакомится с произведением поэта (материалом урока), увлекается или заставляет себя увлечься им и тем раздражает свои творческие способности, то есть возбуждает в себе желание творить.

Во втором процессе "искания" он ищет в себе самом и вне себя духовный материал для творчества (подбирает соответствующую методику ведения урока).

В третьем процессе "переживания" артист невидимо творит для себя. Он создает в своих мечтах как внутренний, так и внешний образ изображаемого лица. Он должен сродниться с этой чуждой ему жизнью, как со своею собственною. (Педагогическое воображение и креативность мышления).

В четвертом процессе "воплощения" артист наглядно творит для себя. Он создает видимую оболочку для своей невидимой мечты.

В пятом процессе "слияния" артист должен соединить до полного слияния как процесс "переживания", так и процесс "воплощения". Эти оба процесса должны производиться одновременно, они должны порождать, поддерживать и развивать друг друга".

Шестым Станиславский называет процесс "воздействия" актера на зрителей. (В педагогическом процессе – эта стадия непосредственного проведения занятия).

Педагог должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свои видения. Эти средства всегда индивидуальны, неповторимы. Помимо слов, голоса, интонации в распоряжении педагога есть еще жест, движение, ритмика, глаза. Именно они помогают педагогу приковать к себе внимание.

Есть несколько методов завоевания внимания аудитории, крайние из них — пассивный и агрессивный.

Пассивный метод заключается в том, что педагог фокусирует внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью объединяется внимание аудитории в единый узел педагогического действия.

Агрессивный метод совершенно противоположен пассивному. Как правило, педагоги, использующие этот путь, сильные и экспрессивные личности; их чувства мощным потоком и моментально приковывают к себе внимание аудитории. С натренированной уверенностью педагог такого склада как бы гипнотизирует слушателей.

К.С.Станиславский, придавая большое значение развитию у актера воображения и внимания, условно делит их на 4 типа:

 

1 тип — актер с инициативой, воображение работает самостоятельно, неустанно, без особых усилий. Режиссеру с таким актером работать очень легко.

Учитель 1 типа — с инициативой, развитым воображением, своеобразно строит уроки, увлекает детей, этим развивая и их воображение. Обычно содержание излагаемого материала у него резко отличается от изложения материала учебника. Оно живо и почти осязаемо, дети видят то, о чем говорит учитель. У такого учителя легко учиться! Такие учителя не ждут новых инструкций, они сами находятся в постоянном поиске новых методов работы;

2 тип — актер без инициативы, но легко схватывает то, что подсказывают, и самостоятельно развивает. Этому типу людей достаточна хорошая зацепка, верная подсказка. С такими людьми тоже нетрудно работать.

Учителям 2 типа — без инициативы важно оттолкнулся от своеобразной подсказки, без этого они чувствуют себя неуверенно. Роль такой подсказки может сыграть и конспект урока, и материал учебника, и новая инструкция, и методическая разработка, и опыт работы других учителей и т.д. Толчок дан, и дальше развитие идет самостоятельно. Детям с таким учителем так же легко работать, как и с учителем 1 типа, так как для них в тайне остается поиск учителя, они лишь соучастники с ним интересной, результативной работы. При целеустремленной работе над собой легко можно приблизиться к 1 типу учителей;

3 тип — актер схватывает подсказку, но не развивает ее, нет к этому способностей. С такими актерами у режиссера постоянно возникают трудности. Выход — в постепенном развитии способностей.

Учитель 3 типа работает неровно, уроки то удаются, то нет, Интерес у детей распределяется тоже неровно: там, где удастся учителю ясно увидеть, развить материал, и дети ясно его видят, а где наступает спад воображения, и у детей меньший интерес. Такие учителя обычно стараются хорошо, точно передать материал учебника, но не более того. Они хорошие исполнители инструкций, разработанной методики, но в их работе нет полета, новизны;

4 тип — актер сам не творит и не схватывает того, что дают. В этом случае К.С.Станиславский категоричен: нельзя такому человеку быть артистом (и вполне оправдана эта категоричность).

Для учителей 4 типа ничего не значит ни хороший учебник, ни методические разработки, ни инструкции. Нет чутья, нет умения ни увидеть, ни вообразить. Все формально, неумело, профессионально безграмотно. Таких учителей не должно быть.

Воображение и фантазия – это те качества, которые педагог должен постоянно развивать, для успешного выполнения профессиональной деятельности.

В практике педагогов широко известно использование проблемно – игровых ситуаций, цель которых – развитие у детей творческих способностей. Проблемно – игровые ситуации содействуют включению ребенка в творческую деятельность, развитию своего творческого начала.

Игра в учебно-воспитательном процессе одновременно является и формой, и методом обучения – вполне самостоятельной категорией.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановлюсь лишь на некоторых А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию.

Игры творческие и их разновидности:

подвижные игры;

дидактические игры.

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают игры с правилами разделить на 3 подгруппы:

 

подвижные игры;

сюжетные игры;

игра-драматизация.

Особый подход в классификации педагогической игры сделал Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий.

Мы как практики классифицируем игры по следующим видам:

малоподвижные игры. Дети играют сидя или стоя на месте.

эстафетные игры – это состязание 2-х или более команд в быстроте реакции, в усвоении пройденной темы.

игры со сцены. Театрализация учебного процесса.

массовые подвижные игры связанные с передвижением, перестроением всех игроков, где дети поют, танцуют. В них принимает участие большое количество детей.

В процессе игры, по нашему мнению, заложены огромные возможности. Для учителя игра – это труд, требующий настоящих умений, настоящих человеческих качеств, а не воображаемых. Учащиеся преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируют свои силы, ловкость, развивают способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки.

Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определении игры в словарях: В словаре Даля такое определение: «Игра – забава, установленная по правилам; играть – шутить, тешиться, веселиться, забавляться».

Для педагога игра выступает в совершенно ином качестве, чем это представляется в распространенных словарях. Это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную игровую деятельность, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

Таким образом, игра направлена на развитие общеучебных умений и навыков, психического развития и самореализации состояния. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости.

Не менее важным фактом является и то, что игра – это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

 



2020-02-04 222 Обсуждений (0)
Особенности профессиональной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности профессиональной деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (222)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)