Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стиль педагогического общения. Педагогический такт. Условия овладения педагогическим тактом.



2020-02-04 360 Обсуждений (0)
Стиль педагогического общения. Педагогический такт. Условия овладения педагогическим тактом. 0.00 из 5.00 0 оценок




Стиль педагогического общения –это устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых, их субъект-субъектного взаимодействия.

В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.

Авторитарный. При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения - указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении. Этот стиль можно выразить словами "Делайте, как я говорю, и не рассуждайте". Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди.

Либеральный (попустительский). При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями, практически устраняется от руководства учениками, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения - увещевания, уговоры. Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие "учитель - ученик". Этот стиль может быть выражен словами: "Как все идет, так и пусть идет".

Демократический. При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения - совет, рекомендация, просьба. Данный стиль руководства можно выразить словами: "Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги". Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности, стимулирует самоуправление, высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя – тактику. Ведь тренер выступает перед спортсменами в разных ролях, которые требуют проявление такта в различных тональностях. На занятиях – четкость, корректность, строгость и суховатый тон обращения, когда спортсмен не готов к занятию. Вне занятий и тренировок – непринужденность, задушевность, раскованность, которые необходимы для установления межличностых отношений и взаимопонимания.Поэтому тренер должен использовать разные формы общения: индивидуальные беседы, коллективные обсуждения, диспуты и др.

Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. В психологии выделяют такие четыре ролевые позиции общения: “пристройка сверху”, “пристройка снизу”, “пристройка рядом” и “позиция неучастия” [Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения].

В позиции “пристройка сверху” тренер демонстрирует независимость, решение взять ответственность на себя. Эта позиция называется позицией “родителя”.

В позиции ”пристройка снизу” обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность. По сути это позиция ”ребенка”, в практике тренера-педагога используется крайне редко.

 

В позиции ”пристройка рядом” выражается корректность и сдержанность поведения тренера, умение считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ними. Это позиция ”взрослого”.

Использование той или иной позиции диктуется ситуацией (условия, цель, личностные особенности). Так как общение – процесс двусторонний, то в выборе позиции педагогу важно учитывая установки другого, его роль. Обычная позиция тренера – сотрудничающего взрослого, предполагающая деловой уровень общения. Эта позиция проектирует в ученике равноправного партнера по взаимодействию, создает доверительную атмосферу. Приемы peaлизации этой позиции могут быть такими: “Я хочу посоветоваться с тобой”, “Давай обдумаем вместе, решим” и т. д.

Позиция “пристройка сверху” – позиция “родителя” – органична для педагогической деятельности тренера, но не может быть единственной и одинаковой на всем пути воспитания и обучения спортсмена, и она предполагает диалогичное взаимодействие лишь в том случае, когда спортсмен будет постоянно находится в роли ребенка. Это может тормозить развитие личности или приводить к конфликтному общению.

 

Итак, исследование ролевых позиций позволяет сделать вывод о необходимости для педагога-тренера умения сотрудничать с воспитанниками, соблюдения педагогического такта, владения тактикой общения.



2020-02-04 360 Обсуждений (0)
Стиль педагогического общения. Педагогический такт. Условия овладения педагогическим тактом. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стиль педагогического общения. Педагогический такт. Условия овладения педагогическим тактом.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (360)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)